Мир кошек.
Краткосрочный творческий практико-ориентированный проект в подготовительной группе детского сада.
Цель: Расширить и обобщить знания детей о домашнем животном – кошке - через различные виды деятельности.
Задачи: - Создать условия для формирования у дошкольников познавательного интереса,
- Приобщить родителей к совместной деятельности,
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей,
- Воспитывать желание ухаживать за животным.
Продукт проекта: Экспозиция в мини-музее. Творческие рассказы детей о кошке (своём домашнем питомце или породе кошек, которая больше всего нравится).
Мотивационный этап. Проблемная ситуация. Толчком к разработке проекта послужил рассказ Яны о том, что ей обещали подарить котёнка, но она в затруднении: не знает, какой породы питомца ей выбрать. Педагог предложил помочь Яне.
Вопросы для активизации деятельности: Какие породы кошек вы знаете? Какая кошка у тебя дома? Какую кошку лучше взять в дом? Как ухаживать за котёнком? Что нужно иметь дома для ухода за котёнком? Какие правила надо знать по воспитанию котёнка?
В ходе обсуждения детьми было принято решение с помощью родителей оформить экспозицию мини-музея о кошках (фигурки кошек и котят, игрушки – кошки, художественная литература, детская научно-популярная литература, фотографии, картинки, рисунки, поделки…), некоторые дети изъявили желание рассказать о своём домашнем питомце/ породе, которая больше всего нравится.
Обсуждение вариантов оформления выставки в мини-музее «Мир кошек».
Проблемно-деятельностный этап. Краткое содержание проекта:
Организованная образовательная деятельность:
Беседа о домашних животных (кошках): видовое разнообразие, повадки, привычки, внешний вид.
Наблюдение за кошками во время прогулки, а также дома (структурные части, характерные и индивидуальные особенности, повадки, позы).
Чтение рассказов о жизни животного (К.Ушинский. Васька. Н.Носов. Живая шляпа. И.В.Гурина. Приключения котёнка)
Рассматривание картины «Кошка с котятами», иллюстраций, фотографий, скульптуры малых форм по теме (понимание изображения, эмоциональный отклик, выделение позы, внешнего вида зверя).
Прослушивание музыкальных и литературных произведений, просмотр презентаций по теме.
Образовательная ситуация: Конструирование из бумаги/аппликация «Котик»
Совместная со взрослым и самостоятельная детская деятельность по образовательным областям:
ОО «Речевое развитие»
Творческое рассказывание по теме: «Кошка – любимая мягкая игрушка».
Ознакомление с художественной литературой: Разучивание пословиц и поговорок о кошке, чтение потешек, песенок, загадок, стихотворений, рассказов, рассказывание сказок:
В.Сутеев Три котёнка. Кот-рыболов. Кто сказал мяу? И.Белышев Упрямый котёнок; С.Маршак Кошкин дом; Д.Хармс Удивительная кошка (стихи); А.Лопатина, М.Скребцова Наши питомцы; сборник стихов о домашних питомцах; Про котиков и кошечек (потешки); загадки, пословицы и поговорки; К.Ушинский Плутишка кот (рассказы), Г.Цыферов Как стать большим; Г.Остер, М.Пляцковский Котёнок по имени Гав и др. сказки; Р.Киплинг Кошка, которая гуляла сама по себе; И.Новикова Дуся ехала на дачу (стихи).
ОО «Познавательное развитие»
Изготовление лэпбука «Домашние любимцы»
Пополнение коллекции развивающих карточек, открыток «Наши питомцы»
Рассматривание картинного, наглядно-иллюстративного материала по теме, а также детских познавательных журналов: «Почемучкам обо всём на свете», «Четвероногие друзья», «Кошки»; детской энциклопедии «Кошки и котята», чтение книги Т.Стадольниковой «Как воспитать котёнка».
ОО «Физическое развитие»
Физкультминутки: «Три кота», игровые упражнения «Котята», пальчиковая гимнастика «Котик», «Коты», «Кисонька-мурлысонька».
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры: Зоомагазин. Ветлечебница.
Дидактические, настольно-печатные игры: Мозаика геометрическая; танграм; кубики; паззлы: Домашние животные. Котёнок Гав, Кошачий концерт; Зоопарк настроений; Эмоции и настроения; Паровозик эмоций; игры-ходилки: Приключения кота Леопольда; Приключения котёнка.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рассматривание фигурок животных. Беседа о скульптуре (на примере анималистического жанра): обследование и составление композиции-выставки в мини-музее.
Игра-драматизация по мотивам сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». Показ драматизации детям средней группы.
Творческая мастерская: Рисование «Эти забавные кошки». Конструирование из бумаги (оригами) «Котик». Лепка «Кошка». Аппликация: пуговками, на ковролине. Рисование по цифрам, раскраски. Использование трафаретов (штриховка, закрашивание): домашние животные, кошка, котёнок.
Слушание и пение песен, просмотр презентаций: «Кошка беспородная», «Песня кошки», «Кис-кис, мяу»; «Рыжий кот» и др.
Просмотр мультфильмов: «Трое из Простоквашино»; «Котёнок по имени Гав»; «Бременские музыканты», «Кот и Лиса», «Кошкин дом»; «Непослушный котёнок».
Творческий этап.
Оформление экспозиции мини-музея «Мир кошек». Презентация мини-музея родителям и педагогам других групп.
Выступление перед сверстниками со своим рассказом о домашнем питомце/ породе, которая больше всего нравится.
Дети принесли любимые мягкие игрушки - кошки, рассказали, почему они им нравятся, как с ними можно играть.
С помощью родителей оформлена экспозиция мини-музея «Мир кошек»: дети принесли из дома фигурки котят и кошек, книги, фотографии, картинки, игрушки – кошки, изготовленные из разных материалов (пластмасса, мех, ткань) …
С помощью детей педагогом был изготовлен лэпбук о домашних питомцах: дети помогали разрезать, склеивать, раскладывать по кармашкам картинки.
Итог проекта: Яне больше всего понравились котята - персы, она поблагодарила друзей за помощь в выборе для себя котёнка. Наш мини-музей очень нравится и детям, и родителям, и педагогам. Уже есть намётки о теме следующей экспозиции мини-музея.
Детские работы из бумаги: «Котик (Кошечка)». Дошкольники с любовью дополняли свои поделки мелкими деталями: ошейниками, украшениями. Выставка в родительском уголке очень порадовала родителей.