Исследовательский проект «Как бывало в старину...»

1
1
Материал опубликован 17 December 2023


Исследовательский проект

«Как бывало в старину…»



t1702827873aa.jpg



Елисеева Ольга Ивановна

воспитатель 1 квалификационная категория

ГКОУ УР "Озоно-Чепецкая школа-интернат"












с.Чепца

Оглавление.

1.Введение 3-5

2.Основная часть 6-12

3. Заключение 13

4.Список используемой литературы. 14

























1.Введение.

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забывая мы о ней.

Стали более привычными

Нам полеты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Наша страна очень большая. В ней живут люди разных национальностей. Как и в любой другой стране в ней есть свои праздники. Праздники украшают нашу жизнь, делают её намного веселее. Мы знаем, что и в далеком прошлом жизнь людей состояла из череды будней и праздников. Она проходила в соответствии с народным календарем. Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. В связи с этим праздники тоже распадались на четыре цикла: зимний, весенний, летний и осенний. Важное место в жизни простого народа играли календарно-обрядовые праздники. Они связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ. Обряды и праздники группируются по сезонам года. Весенне-летний цикл связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на обеспечение хорошего урожая. Основу осенне-зимних обрядов составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая и утверждения дальнейшего благополучия.

Мы уже знакомы с таким праздником как «Масленица» т.к. он ежегодно проходит в нашей школе. Нам знакомы некоторые обычаи этого праздника: печь блины, сжигать чучело, играть в различные народные игры. И нам нравится этот праздник. Поэтому нам хочется узнать ещё и о других праздниках не только русских, но и удмуртских.

Гипотеза: предполагаем, если иметь больше информации о народных праздниках, то будет интереснее их отмечать.

Цель : выяснить какие народные праздники существуют, какие традиции и обычаи сохранились до наших дней.

Задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения народных праздников. 2.Выяснить, какие народные праздники отмечаются и в наши дни.

3.Формировать интерес к традициям и обычаям народных праздников

4.Выявление уровня информированности учащихся о народных праздниках.

5. Научится находит информацию в интернете.

Методы исследования.

изучение имеющейся литературы,

беседы,

наблюдения,

сбор материалов.

Механизм реализации проекта.

Изучить литературу и сайты интернета

Провести конкурс рисунков «Мой любимый праздник»

Провести опрос учащихся нашей школы

Оформление буклета «Народные праздники»

Подготовка и проведение праздников в школе.

Ожидаемый результат.

Работая над проектом, мы узнаем много нового и интересного о традиционных праздниках русского и удмуртского народа. А также выясним, есть ли похожие народные праздники и у русских и у удмуртов. Мы сможем помогать нашим вожатым в проведении мероприятий по народным праздникам: «Рождество», «Масленица», «Пасха» и др.

Кроме этого данная работа будет иметь свою практическую значимость для учащихся нашей школы, поскольку она формирует представление о народных праздниках в нашей стране, о семейных традициях, способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала и сохранению традиций нашего народа.

Продукт проекта: информационный буклет.

Этапы работы над проектом.

1 этап- подготовительный; определение темы и направления работы, изучение различных источников информации.

2 этап- исследовательский; поиск, накопление и систематизация информации о народных праздниках, традициях и обычаях.

3 этап- подготовка презентации и защита проекта, создание буклета «Народные праздники», подготовка выступления.

4 этап- творческий; оказание помощи вожатым в проведение мероприятий

по народным праздникам: «Рождество», «Масленица», «Пасха».

Участники проекта: учащиеся 8 класса ГКОУ УР «Озоно-Чепецкая школа-интернат»

Руководитель: Елисеева О.И.- воспитатель ГКОУ УР «Озоно-Чепецкая школа-интернат» 1 квалификационная категория.








2.Основная часть.


1 этап. Подготовительный

Задачи: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта.

Мы определили направления работы. Выясняли, что основными источниками получения информации будут: интернет, школьная библиотека, сельская библиотека, помощь взрослых, особенно, бабушек и дедушек, так как они многое знают о народных праздниках и традициях. Провели анкетирование среди учащихся нашей школы с целью выяснения знаний о народных праздниках и их традициях.

2 этап. Исследовательский

Традиционные народные праздники.

Народные праздники России взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием, расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. Все без исключения народные праздники России наполнены традициями, ритуалами, обрядами.

Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины. Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. Характерной чертой праздника было многолюдье.

Лето – пора выращивания урожая, сбора плодов и ягод, сенокос. Самый главный праздник лета – Иван Купала.

Осень – пора сбора урожая, грибов, орехов и ягод – клюквы, брусники. Начинали играть свадьбы. Главный праздник осени – Осенины.

Наступает зима – время вечерних посиделок и работ по дому. Зимой ткали, шили одежду, вышивали, плели лапти, запасали дрова. Главные зимние праздники – Рождество Христово (традиционный праздник) Коляда, Святки, Масленица.

Вот и весна – время весеннего сева. Водили хороводы, проводили девичьи обряды. Главные весенние праздники Радоница и Пасха.

В ходе подготовки проекта, мы задались вопросом: Какие народные праздники есть у удмуртов и похожи ли они с русскими народными праздниками. И вот что мы выяснили на примере трёх праздников: Рождество, Масленица и Пасха.

Рождество.

Рождество Христово–один из самых значительных религиозных праздников. Его называют «матерью всех праздников», самый известный и почитаемый праздник на Руси. Это день, когда родился Иисус Христос. В ночь с 6 на 7 января, когда спал весь Вифлеем, родился в пещере в тишине и безвестности Богомладенец Христос, и Ангелы воспели Ему хвалебную песнь. С тех пор каждый год люди приходят в храм, чтобы радоваться о Рождении Христа В это время, с 7 января, начинаются святые вечера, которые заканчиваются 18 января. На Святки было принято распевать колядки, кататься со снежных горок на санках, играть в снежки.

За две тысячи лет сложились прекрасные традиции празднования Рождества – к нему задолго готовятся, сам праздник встречают особенно, дарят необычные подарки, особым образом украшают дом, украшают рождественскую елку игрушками, сделанными своими руками, готовят особую трапезу, а главное – с особым вниманием и теплом заботятся о ближних.

Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)

Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия – Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника – Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).

Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан). Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника – это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали.

Масленица.

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.

Понедельник - встреча. Встречали Масленицу. Наряжали ее чучело и возили по улице. Начинали выпекать первые блины.

Вторник - заигрыш. Устраивались различные игры и забавы. Молодежь каталась с гор и ходила по утрам в гости на блины. Женихи присматривали невест, заигрывали с девушками.

Среда - лакомка. Тещи приглашали зятьев к себе на блины.

Четверг - перелом, разгул, широкий четверг. В этот день по обычаю устраивались кулачные бои или "стенка на стенку".

Пятница - тещины вечерки. Зятья зовут на блины своих тещ, стараются угостить их как можно лучше.

Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка одаривает золовок подарками, приглашает в гости родню мужа.

Воскресенье - проводы и целовальник.

Вой дыр (Масленица)

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.



Пасха.

Пасха -это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. 
После того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» и обмениваются крашеными яйцами.

В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц».
Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг (в 2008 году это 24 апреля) от нечистой силы.

Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой – Акашка уй (букв. «Пасхальная ночь»). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.

Сравнивая праздники русского и удмуртского народа, мы пришли к выводу, что у них есть много общего, они как бы взаимосвязаны. Но есть и различия, характерные только одному народу.

Наша гипотеза подтвердилась: узнав много нового о народных праздниках, мы интереснее будем проводить их.





4.Заключение.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Работая над проектом, мы осознали для себя, что малая Родина, это не только ее география, история, но и обычаи, традиции, обряды.

Ребята нашей школы знают некоторые праздники, но мало знают их традиции, обычаи и обряды.

Праздники русского и удмуртского народа очень похожи и взаимосвязаны. Теперь мы можем рассказать своим знакомым об этих праздниках.

Чтобы полюбить свой народ, надо изучать его истоки. Если мы не будем изучать и почитать традиции своих предков, то через несколько десятков лет просто потеряем свою культуру, а значит и уважение других народов.

Мы научились находить информацию в интернете и сделали буклет по народным праздникам.















5.Список литературы.

1. Электронные ресурсы

1.1 http://ru.wikipedia.org.

1.2 Вековые традиции и обычаи русского народа. – [электронный ресурс режим доступа: http://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm ]

1.3 Обычаи и традиции русского народа. – [электронный ресурс режим доступа: http://www.обычаи-и-традиции.рф/obyichai-i-traditsii-russkogo-naroda ]

2. Календарные, фольклорные, тематические праздники. 1-4 класс

Москва «ВАКО» 2006г.

3. «Народные праздники на святой Руси», М.: Российский раритет, 1992

4. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991

5. Головина К. «Традиционные народные праздники»
















Приложение № 1




Анкета.


Какие народные праздники вы знаете?

Когда они празднуются?

Что вы знаете о обычаях и традициях народных праздников?





















Приложение №2



В результате анкетирования получилось следующее:

t1702827873ab.gif

Самым известным народным праздником является Масленица.

Время празднования

t1702827873ac.gif

О традициях ребята знают не много.










Приложение №3

t1702827873ad.jpg t1702827873ae.jpg



t1702827873af.jpg


Приложение №4

t1702827873ag.jpg t1702827873ah.jpg


18



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

"Выполнил учащийся: Дорофеев Никита Васильевич". Заявлено, как педагогическая разработка. Где истина?

17 December 2023

Похожие публикации