Пояснительная записка к презентации
Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевой центр образования»
Исследовательский проект
«Школьный ранец
мой друг?»
Авторы работы:
Маградзе Давид
ученик класса 2.10
Руководитель:
Орехова Наталья Сергеевна,
учитель класса 2.10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава 1. Каким должен быть школьный ранец? 1.1.История портфеля. 1.2.Характеристики школьного ранца. 1.3.Влияние тяжелого ранца на здоровье школьника. |
4 4 5 6 |
Глава 2. Исследование. |
8 |
Заключение Список литературы |
10 11 |
ВВЕДЕНИЕ
Портфели, рюкзаки, ранцы необходимы ребятам, чтобы носить всё нужное в школу.
Выбор портфеля или ранца для меня стал нелегкой задачей для моих родителей. Ведь от того, насколько удобно носить в нем книжки и тетрадки, зависят осанка и здоровье.
Каким же должен быть идеальный школьный ранец? Ранец или портфель?
Все врачи придерживаются единственного мнения — даже не слишком тяжелый «груз знаний» первоклашке надо носить за спиной. Это позволяет сохранить нормальную осанку и избежать чрезмерного утомления и даже травмирования мышц спины и плечевого пояса. А вот как будет называться этот предмет — рюкзак или ранец — не важно.
Для того, чтобы сохранить свое здоровье и помочь в этом моим одноклассникам, я решил провести своё исследование среди учащихся класса 2.10 и узнать, правильный ли выбор они сделали при приобретении своего ранца.
Объект исследования: ученики группы 2.10.
Предмет исследования: школьные ранцы учащихся группы 2.10.
Цель исследования: выяснить, безопасен ли для здоровья вес моего портфеля и вес портфелей моих одноклассников.
Гипотеза исследования: «Если правильно подобрать вес, форму, конструкцию ранца, то его ношение не повредит моей осанке и моему здоровью».
Задачи:
узнать, сколько должен весить ранец, провести взвешивание;
доказать, что тяжёлый ранец вредит здоровью;
разработать инструкцию к снижению веса ранца.
Методы исследования: опрос, наблюдение, эксперимент, сбор информации из интернета и других источников.
Глава 1. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШКОЛЬНЫЙ РАНЕЦ ?
-
История портфеля.
Вы, как и я считаете, что у вас тяжелый портфель? Так знайте, что нам очень повезло. Если бы вы жили лет сто назад, то ходил бы с ранцем, сделанным из тюленьей кожи. Взвалить его на плечи было совсем не просто!
Ученики были во все времена, а история портфеля насчитывает чуть больше столетия. Почему? А вот представьте: давным-давно, тысячи лет назад люди писали на глиняных табличках. А «книжки» и «тетрадки» хранились в громадных сундуках или здоровенных глиняных сосудах. Какой уж тут портфель!.
Позже, когда в Древнем Египте изобрели папирус, его можно было склеивать в свитки. Выполнил домашнее задание, свернул свиток и положил в … нет, не в портфель. А в специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.
А потом китайцы изобрели бумагу. Из Китая 800 лет назад она попала в Европу. В Европе и была изобретена сумка для ношения бумаг – портфель. Тогда произносили «портфейль» , что буквально означает «носить листы бумаги».
А вот брат-близнец портфеля – ранец – пришел к нам вместе с немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. В XIXвеке ранцами стали называть ученические сумки, которые носили на лямках за спиной. Ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, рюкзак становился почти неподъемным.
После первой мировой войны все чаще ученики собирали книжки и тетрадки именно в портфели. Хотя многие школьники ходили на уроки с полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников.
Долгое время портфели и ранцы были очень похожи и по цвету и по размеру. Сегодня школы пестрят ранцами всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками.
Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники, тетради, дневники. В таком ранце можно хранить несколько десятков учебников с картинками, а весит он немногим более одного килограмма! Ведь такой ранец выглядит, как планшетный персональный компьютер.
1.2.Характеристики школьного ранца.
Ранец или портфель? Все врачи придерживаются единственного мнения — даже не слишком тяжелый «груз знаний» первоклашке надо носить за спиной. Это позволяет сохранить нормальную осанку и избежать чрезмерного утомления и даже травмирования мышц спины. Когда ребенок начальных классов идет в школу с ранцем за спиной - пусть даже и тяжелым - нагрузка на тело распределяется равномерно, и нарушения в развитии костно-суставной системы маловероятны; важно также и то, что у ребенка остаются свободными руки.
Мягкий или жесткий? Лучше, если рюкзак будет иметь внутренний каркас, хорошо сохранять форму и не падать, будучи поставленным на пол. Это позволит уберечь учебник и тетради от преждевременной гибели. Кроме того, это не даст жестким краям книг врезаться в спину ребенка и травмировать ее.
Натуральный или синтетический? Что только не делают младшие школьники со своими портфелями! Идеальный вариант школьного ранца сделан из плотной синтетической ткани, устойчивой к разрывам и истиранию и очень легко моющейся от любых загрязнений. Это позволит поддерживать его в чистоте и убережет ребенка от дополнительного источника инфекции.
Простой или анатомический? Если школьник будет носить свой рюкзак в школу самостоятельно, стоит подумать о покупке рюкзака с анатомической спинкой. Такая спинка должна состоять из нескольких независимых подушек, обтянутых сетчатой «дышащей» тканью, быть достаточно жесткой и плотно прилегать к спине малыша, даже если ранец сильно нагружен. Благодаря этому вес будет равномерно распределяться по всей спине ребенка. А анатомическая форма подушек поддержит правильную осанку.
Большой или маленький? Даже если велико искушение купить рюкзак «на вырост», не стоит забывать, что его верхний край не должен быть выше линии плеч, а нижний — поясницы. В таком случае даже самый тяжелый ранец не нарушит равновесие ребенка и не заставит его наклониться вперед, уходя от давления на поясницу, или прижать подбородок к груди, чтобы не касаться затылком верха ранца.
Безопасность. Отправляться даже в начальную школу и возвращаться из нее не всегда удается только в светлое время суток. Поэтому лучше, если на ранце будут нашиты светоотражающие элементы, позволяющие заметить невысокого ребенка на дороге в сумерках. Подобные нашивки должны быть со всех сторон — на лямках, клапане ранца и его боковых сторонах.
Вес ранца. Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями, которые утверждены постановлением руководителя Роспотребнадзора, главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко.
1-2 класс – 1,5 кг 3-4 класс -2,5 кг 5-6 класс – 3 кг
7-8 класс- 3,5 кг 9-11 класс- до 4 кг
Рекомендуемый вес ранца с принадлежностями не должен превышать 10% от массы тела, и вычисляется по формуле: раздели свой вес на 10.
Рекомендуемый вес самого портфеля 600-700г.
Однако существует и иное мнение коллег из Европы. По результатам исследований, проведенных ортопедами, неврологами, физиотерапевтами и специалистами в области биологии человека и спортивной медицины ортопедических клиник Германии, школьный ранец без наполнения может достигать веса 1300 гр., а школьный ранец со всеми принадлежностями не причинит вреда здоровью ребенка, если будет весить 15-20% от веса ребенка. При этом часть веса может и должна приходиться на сам ранец, а точнее его каркас.
Поэтому не стоит бояться, если ранцы имеют вес от 1кг до 1,3кг, если это достигается наличием у них пластикового каркаса. Так как только качественные ранцы с пластиковым каркасом способны равномерно распределять нагрузку, предотвращать давление содержимого ранца на детскую спину и фиксировать позвоночник ребенка в правильном положении, избегая его искривления. В то время как легкие ранцы с мягкой или даже уплотненной спинкой, неизбежно деформируясь со временем, могут нанести спине ребенка большой вред. Вследствие потери способности держать форму, у таких ранцев происходит смещение центра тяжести, что проявляется в увеличении усталости мускулатуры ребенка и возникновении вероятности нарушения осанки.
1.3.Влияние тяжелого ранца на здоровье школьника.
Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.
Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30».
Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.
Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
Даже самый дорогой ранец может не подойти. Определить это просто:
— при надевании и ношении рюкзака поза ребенка резко меняется,
— малыш с трудом поднимает и надевает рюкзак,
— ребенок пытается носить ранец в руках или на одном плече,
— школьник жалуется, что ранец «давит», «жмет» или его больно носить,
— говорит, что при ношении рюкзака у него покалывает в руках, или они немеют,
— вы замечаете красные следы на плечах, после того, как ребенок некоторое время носил рюкзак.
Правильно подобранный школьный ранец обязательно понравится самому школьнику и прослужит ему долго, сохраняя хорошую осанку, работоспособность и настроение ребенка.
Глава 2.ИССЛЕДОВАНИЕ
Результаты выборочного взвешивания ранцев детей класса 2.10.
№ |
ФИО |
Вес тела кг |
Вес пустого ранца, кг |
Лучший вес ранца для этого ученика по СанПин, кг |
Реальный вес ранца, кг |
Выводы |
1 |
Инесса |
44 |
2.0 |
4.4 |
6.5 |
Уменьшить на 2 кг 100 гр. |
2 |
Анна |
29 |
1.2 |
2.9 |
3.4 |
Уменьшить на 500 гр |
3 |
Софья |
23 |
1.1 |
2.3 |
2.9 |
Уменьшить на 600 гр. |
4 |
Данил |
41 |
1.0 |
4.1 |
3.5 |
Норма |
5 |
Артем |
25 |
0.5 |
2.5 |
2.5 |
Норма |
6 |
Федор |
26 |
0.9 |
2.6 |
2.9 |
Уменьшить на 300 гр.. |
7 |
Максим |
32 |
0.9 |
3.2 |
2.9 |
норма |
8 |
Семен |
28 |
1.3 |
2.8 |
3.7 |
Уменьшить на 900 гр |
9 |
София |
26 |
0.6 |
2.6 |
4.6 |
Уменьшить на 2 кг. |
10 |
Карина |
32 |
1.0 |
3.2 |
4.0 |
Уменьшить на 800 гр. |
11 |
Виктор |
33 |
0,9 |
3.3 |
2.6 |
норма |
12 |
Ярослав |
36 |
0.9 |
3.6 |
2.4 |
норма |
13 |
Давид |
24 |
1.1 |
2.4 |
3.3 |
Уменьшить на 1.1 кг. |
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ВЕСА РАНЦА В СВЯЗИ С РАСПИСАНИЕМ УРОКОВ
№ |
День недели |
Занятия |
Вес ранца |
1 |
Понедельник |
Литературное чтение Математика Русский язык Окружающий мир Английский язык Физ-ра В мире профессий |
3500 |
2 |
Вторник |
Русский язык Математика Литературное чтение Экономика Творческие мастерские Английский язык Я - гражданин |
3200 |
3 |
Среда |
Творческие мастерские Физкультура Информатика Музыка Русский язык Математика Окружающий мир |
2600 |
4 |
Четверг |
Русский язык Математика Технология Английский язык Литературное чтение |
3200 |
5 |
Пятница |
Русский язык Математика Физкультура Литературное чтение Творческие мастерские ИЗО Тьюторский час
|
2500 |
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Наше взвешивание показало следующие результаты:
По весу школьных ранцев пять человек из тринадцати соответствуют норме.
- Номинация «Самый легкий портфель» - Ярослав - 2.4 кг.
- Номинация «Унесу все и сразу» - Инесса – 6.5 кг.
- Номинация «Я купил самый тяжелый ранец» победила также Инесса – 2 кг.
- Номинация «Вес моего портфеля мне подходит» - Максим, Артем, Витя, Ярослав и Данил.
Внимательнее отнестись к содержимому ранца советую Анне, Феде, Семену, Карине, Соне.
Мой портфель также не соответствует норме, но существует особенность физического развития и следовательно, маленького веса тела. В данном случае рекомендуется поменять ранец на более легкий, но необходимо выбирать между простым ранцем и ортопедическим, так как ортопедические ранцы тяжелее простых из-за особенностей конструкции. Но при этом ортопедические ранцы правильно распределяют свой вес при ношении.
Как получается, что дети идут на одни и те же уроки, а вес школьных принадлежностей больше?
В ходе исследования я выяснил, что у некоторых учеников в ранце находятся лишние предметы: учебники и тетради по предметам, которых нет в расписании текущего учебного дня, журналы, раскраски, сканворды, конфеты, игрушки. Все эти лишние предметы значительно утяжеляют ранцы учеников. Получается, что многие носят портфель тяжелее, чем можно. А это очень вредно для здоровья.
Самый «лёгкий» учебный день – пятница;
Самый «тяжёлый» учебный день – понедельник.
По результатам исследования получается, что некоторые дети в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
В помощь им я составил инструкцию «Как снизить вес портфеля»:
1.Заменить тяжёлый пенал лёгким.
2.Не носить в школу лишних вещей (игрушки, еду, журналы и т.д.), как показала практика, когда мы пришли в класс с весами и дети стали освобождать свои портфели на столах, чего только не было.
3.В нашем классе имеются персональные ячейки для хранения альбомов, пластилина, гуаши и т.д., поэтому необходимо следить, чтобы эти школьные принадлежности ученики выкладывали в ящик.
4.А в ближайшем будущем хотелось бы перейти на более современные технологические устройства, такие как электронный портфель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась, хотя и не полностью, так как вес некоторых портфелей учащихся класса 2.10 превышает норму, которую рекомендуют врачи. Но несмотря на это в здоровье ученика не наблюдается тенденция к ухудшению. В ходе исследования мы убедились, что при выборе ранца необходимо обращать внимание не только на его вес, но и на его характеристики и конструкцию.
Чтобы ещё и вес ранца соответствовал возрасту учащихся, нужно убирать все ненужные вещи и книги и чаще наводить в нем порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.
Я считаю, что цели, которые я поставил перед собой в начале работы, достигнуты и задачи выполнены. Моя работа может быть использована как рекомендация родителям и ученикам при выборе ранца на следующий учебный год.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОГО МАТЕРИАЛА.
Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003.
Как выбрать школьный ранец для ребенка? Советы врача-ортопеда. Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 34 25/08/2011
«Школа жизни.РУ»
Сайт молодых родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://posobie.info/viewtopic.php?t=14873
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989
Дементьева Ирина Михайловна
Орехова Наталья Сергеевна
Ильина Оксана Геннадьевна
Орехова Наталья Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Орехова Наталья Сергеевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Орехова Наталья Сергеевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Орехова Наталья Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Орехова Наталья Сергеевна