12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыркова Мария1787
Россия, Приморский край, Владивосток
Материал размещён в группе «Проектная деятельность »
3

Исследовательский проект «Плесень друг или враг»

При работе над проектом Диана поставила перед собой цель  узнать о процессе образования плесени, о способах профилактики и защиты от  плесени.

    Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение.


Текстовый вариант проекта.
DOCX / 18.24 Мб

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Преображенская средняя общеобразовательная школа № 11 Лазовского района

 

 

 

 

Региональный конкурс исследовательских работ

Дошкольников и школьников

«Юный исследователь – Дальний Восток»

 

Секция: начальная школа.

Тема работы:  Научно – исследовательский проект: «Плесень: друг или враг?».

 

 

 

 

 

 

                               Выполнила: ученица 4 класса «А»

Грекова Диана

                               Научный руководитель:

   МБОУ Преображенская средняя школа №11,

Цыркова Мария Александровна,

учитель начальных классов 1 кв. категории.

 

 

 

 

2019 год

 

Оглавление.

1. Введение………………………………………………………………………….... стр. 3.

  • актуальность
  • цели проекта                                                            
  • задачи проекта
  • гипотеза
  • основные этапы работы над проектом

2. Работа над проектом…………………………………………………………….... стр. 3.

  • социологический опрос……………………………………………………….. стр.4.
  • что такое плесень…………………………………………………………...… стр. 4.
  • условия появления и развития плесени   ………………………………....… стр. 6.
  • опасные и полезные свойства плесени   .………………………………….... стр. 6.
  • факты о плесени из истории ……………………………………………...…. стр. 8.
  • экспериментальная часть …………………………………………………..... стр. 9.
  • разработка рекомендаций по защите от плесени ……………………….… стр. 11.

3.  Заключение……………………..……………………………………………...... стр. 11.

  • вывод;
  • личная значимость проекта;
  • практическая значимость проекта

4. Список используемой литературы и интернет ресурсов …………………...… стр. 12.

5. Приложение …………………………………………………………........... стр. 13 – 19.

  • результаты социологического опроса;
  • диаграмма «Вредные и полезные свойства плесени»;   
  • эксперимент №1;
  • эксперимент №2;
  • моделирование строения плесени;
  • эксперимент №3;
  • буклет «Скажи плесени НЕТ».

 

1. Введение.

Тип проекта: индивидуальный.

Сроки проведения проекта:

Направление деятельности: научно – исследовательский.

 

  1. Актуальность проекта.

         На уроках окружающего мира мы изучали тему «Разрушители». Большой интерес у меня вызвал тот факт, что к разрушителям относятся грибы и что плесень, которую мы иногда можем наблюдать на продуктах, тоже гриб. Мне стал очень интересен процесс образования плесени. И я решила попробовать вырастить её в домашних условиях, а заодно выяснить способы профилактики и защиты от неё. Так возникла тема работы: «Плесень: друг или враг?».

  1. Цели проекта:
  • узнать о процессе образования плесени;
  • узнать о способах профилактики и защиты от  плесени.
    1. Задачи проекта:
  • провести социологический опрос моих одноклассников и взрослых;
  • узнать, что собой представляет плесень;
  • определить экспериментальным путем условия развития плесени на продуктах питания;
  • выявить полезные и вредные свойства плесневых грибов;
  • разработать рекомендаций по защите от плесени;

 

Гипотеза:    я думаю, что для роста плесени не нужны никакие особенные условия и плесень очень вредна для нашего организма.

 

1.4.   Основные этапы работы над проектом:

1. Анкетирование.

2. Работа с литературой и интернетом.

3. Проведение эксперимента выращивания плесени.

4. Разработка рекомендаций по защите от плесени

  1. Работа над проектом.

 

  1. Социологический опрос.

    Свою работу я решила начать с опроса моих одноклассников и окружающих меня взрослых. Всего опрошено – 30 человек. Я им задала шесть вопросов:

  1. Что такое плесень?
  2. Как  Вы считаете, плесень приносит пользу или вред?
  3. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?
  4. Где Вы видели плесень?
  5. Назовите причины образования плесени.
  6. Как можно бороться с плесенью?

     По результатам опроса я составила диаграммы (приложение 1). Всё проанализировав, я пришла к выводу.

    Вывод: большинство относятся к плесени равнодушно, доедают продукты, срезая зараженные плесенью части, живут в квартирах, на стенах которых появились плесневелые пятна, мало что знают о причинах возникновения плесени.

 

  1. Что  такое плесень.

        Плесень – один из самых древних живых организмов на Земле. Она появилась 200 миллионов лет назад и научилась выживать в любых условиях: в радиации, арктических льдах и открытом космосе. Плесень - это колонии микроскопических грибков. Их насчитывается около 300 000 видов. Плесень состоит из множества клеток, которые образуют длинные разветвлённые нити, называемые гифами. Сплетение этих гиф называется мицелием. Часть гиф оканчиваются спорами. Споры  определяют цвет плесени, а также благодаря им плесень размножается. Споры практически незаметны. Этим она и коварна  — везде проникает, оседает и начинает активно размножаться.
Плесень токсична и выделяет неприятный запах. Грибки могут расти на самых разных поверхностях – животного или растительного происхождения, на живом и мертвом материале. Ученые находили их даже на ракетном топливе.

Виды плесени.

      Естественно, я заинтересовалась, а какая она бывает? Я узнала, что посинение, позеленение поверхностей, шелушение стен, черные точки на разных предметах говорят о присутствии плесени. Порой плесень имеет вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине. Колонии плесневых грибков имеют различную окраску.

Черная плесень.

    Эта группа включает в себя множество разновидностей и является наиболее распространенной. Именно из этих грибов впервые были получены антибиотики. Некоторые виды очень опасны для человека и при попадании в ЖКТ могут вызвать серьезное отравление.

Зеленая плесень.

    Очень распространенная группа грибов. Её споры чаще всего обнаруживаются в почве. Грибки выглядят как светло-зелёный налёт с неровной поверхностью. Нередко зелёная плесень поражает овощи и фрукты, а также другие продукты (особенно кисломолочные). Она довольно быстро развивается и почти сразу проникает вглубь тканей, тем самым заражая их полностью. Именно поэтому употребление испорченных фруктов может привести к серьёзным отравлениям. Нередко зелёная плесень обосновывается на строительных материалах (особенно на дереве) и начинает постепенно разрушать их.

Белая плесень.

    Белая плесень тоже распространена, но менее опасна. Чаще всего белая плесень поражает почву (в том числе и ту, в которой обитают комнатные растения), деревья, различные растения, а также сыр и хлеб. Некоторые виды используются для изготовления благородных сыров. Грибки выглядят как белый налёт с множеством переплетений тончайших нитей.

Розовая плесень.

    Розовая плесень включает в себя около 70 различных видов грибков. Она выглядит как светло-розовый матовый или слегка пушистый налёт. Чаще всего такие грибки безобидны и безопасны для людей, но всё же употреблять их в пищу не стоит. Данный вид в большинстве случаев поражает растительные остатки, а также гниющие растения, испорченные овощи или фрукты, неправильно хранящиеся крупы и зёрна.

Голубая плесень.

    Голубая плесень – это грибки синевы, которые чаще всего поражают дерево. Некоторые виды используются для изготовления сыров. Такие грибки выглядят как голубой налёт. Для людей голубая плесень опасности не представляет.

Серая плесень.

    Этот вид плесени таит в себе много опасности, при обнаружении в жилище ее необходимо немедленно уничтожить. Может поражать как различные материалы, так и продукты питания.

 

  1. Условия появления и развития плесени.

      Плесень распространяется в воздухе в виде микроскопических спор.  При попадании спор на сырую поверхность прорастает тончайшими нитями. Споры плесени очень любят влагу, без нее споры плесени просто не выживут. Идеальные условия – влажность воздуха выше 95%.

      При отрицательных температурах плесень неплохо себя чувствует. Она не образует новых спор,  но и не умирает. При повышении температуры плесень просыпается и снова начинает жить активно. Высокие температуры могут убить плесень, но для этого необходимо воздействие температуры +100 °С в течение 1-2  часов. Самая оптимальная температура для развития спор плесени  +20 °С.

    Было замечено, что плесень активнее развивается в непроветриваемом помещение.  Плюс наличие грязи, чем больше грязи, больше бактерий, значит больше грибков. В таких помещениях плесень активно размножается практически на всех поверхностях. Прекрасные условия для ее развития создаются в цветочных горшках. Очень активна плесень осенью в связи разложением растительности. Все проанализировав, я пришла к выводу

     Вывод: для активного развития плесневелых грибов необходимы несколько факторов – влажность более 95%, температура воздуха +20 °С, отсутствие проветривания и наличие грязи в помещении.

  1. Опасные и полезные свойства плесени.

Плесень – друг. Полезные свойства плесени.

        В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зелёной плесени. Эта плесень способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине». В 1942 году советский микробиолог Зинаида Виссарионовна Ермолаева, получила первые образцы пенициллина. После этого было налажено промышленное производство этого препарата. Это спасло жизни многим солдатам во время ВОВ.

       В 1945 году Флеминг и его коллеги Хоуард Флори и Эрнст Чейн удостоились за свой труд Нобелевской премии в области медицины. С тех пор плесень стали применять для получения различных лекарственных препаратов, например лекарств от мигрени, для лечения болезни Паркинсона и предотвращения образования тромбов.

       Плесень также открыла двери в восхитительный мир вкуса. Некоторые виды плесени полезны, например, голубая и белая, красная плесень, с помощью которых готовят вкусные сыры.

Польза сыров с плесенью:

  • содержат кальций, белок, витамины группы В;
  • положительно воздействуют на кровеносную систему;
  • улучшают работу кишечника.

Однако их нельзя употреблять беременным женщинам, а также аллергикам.

       Также плесень применяется в виноделии. Ягоды винограда, на которых образовалось нужное количество плесени, собирают в определённое время и используют в производстве элитных десертных вин.

Плесень – враг. Вредные свойства плесени.

      Об опасных свойствах некоторых видов плесени известно уже давно. В 6 веке до н.э. ассирийцы спорами плесени отравляли воду в колодцах своих врагов. В средние века плесень, которая иногда появляется на колосьях ржи, вызывала у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену. Яд спорыньи этой плесени вызывает сильное сокращение мускулов (судороги). Плесень способна вызвать разные заболевания от аллергии до онкологических заболеваний. Уже доказано, что воздух, если помещение не проветривается, содержит много спор плесени, которые оседают в наших легких. Наши легкие могут отфильтровывать разные микробы, но споры плесени осаживаются глубоко в легких и проникают в легочную ткань. Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. Проанализировав изученные факты, я составила диаграмму (приложение 2), из которой видно, что вредных свойств плесени намного больше, чем полезных.

     Вывод:   плесень очень опасна и приносит много вреда человеку.

 

  1. Факты  о плесени из истории

      1.  В начале 20-х годов английский археолог Говард Картер обнаружил  в египетской Долине Царей нетронутую гробницу. Лорд Карнарвон, финансировавший проект и лично участвовавший в открытии гробницы Тутанхамона, вскоре умер от загадочной болезни. Вслед за ним скончался и  другой участник раскопок, Артур Мейс. Позже выяснилось, что в тканях легких найденных в гробнице мумий все еще жил плесневый грибок, находившийся на высокой стадии развития.

     2. Под саркофагом 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.

  3. Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства споры выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.

  4. В 2000 году японский ученый Тошуки Накагаки провел эксперимент, поместив у входа в лабиринт плесневой гриб Слизневой плесени (желтая плесень), а на выходе кусочек сахара. Плесень сразу же пустила «ростки» именно в сторону сахара, споры гриба заполняли собой все пространство в лабиринте, раздваиваясь на каждом перекрестке. Как только какой-нибудь из отростков попадал в тупик, он поворачивал обратно и искал путь в другом направлении. Микроскопическому грибу понадобилось всего 4 часа, чтобы заполнить собой все ходы лабиринта и отыскать верную дорогу к сахару.

    Затем у уже прошедшего лабиринт грибного мицелия отщипнули кусок и вновь поставили у входа в лабиринт, положив в конце сахар, – один из ростков безошибочно выбрал самый короткий путь к выходу из лабиринта и сахару, а второй просто «вскарабкался» по стенам лабиринта и пополз по потолку. Это доказывает наличие у плесени памяти  и интеллекта.

  1. Экспериментальная часть.

Эксперимент №1

«Подтверждение  что плесень живой организм».

Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом?

Описание эксперимента:

   Отварив кусочек моркови, я поместила ее в контейнер с закрытой крышкой. На третий день появились небольшие белые пятна. В течение пяти дней пятна плесени разрастались. На девятый день появились небольшие черные пятна. В течение последующих восьми дней плесень разрасталась. На 18 день эксперимента практически вся морковь покрылась черной плесенью. Проанализировав все показатели эксперимента по таблице (приложение 3), я пришла к выводу.

Вывод: плесень растет, значит – это живой организм.

Эксперимент №2

«Исследование строения плесени».

Цель опыта:  практическим путем подтвердить полученные ранее знания о строение плесени.

Описание эксперимента:

     Для изучения строения плесени я взяла 4 образца плесени с разных продуктов, но одинаковых по цвету. Поочередно рассматривала сначала плесень белого цвета со всех 4 образцов, затем зеленого цвета.  Сравнив виды под микроскопом, я пришла к выводу, что строение плесени зависит от ее цвета. Плесень белого цвета образует плесневелый гриб Мукор, а плесень зеленого – плесневелый гриб Пеницилл (приложение 4). Мы видим, что плесень состоит, из тоненьких ниточек все они переплетаются, образуя  как бы паутину это горизонтальные гифы (от греч. «гиф» «паутина») они образуют грибницу, а на концах вертикальных гифов образуются спорангии в которых созревают споры. Различается строение спорангиями: шарообразный – одноклеточный и имеющий вид кисточек – многоклеточный. Получив наглядное подтверждение изученного ранее строения плесени, я решила смоделировать строение плесени с разными спорангиями (приложение 5).

  Вывод: несмотря на то, что плесень образуется на разных продуктах, по своему строению она очень схожа. Грибница плесневого гриба состоит из тонких горизонтальных гифов. Многочисленные нити (гиф) — это одна сильно разросшаяся клетка. Отличие заключается виде спорангия. Есть мукор (одноклеточный спорангий шарообразный) и Пеницилл (многоклеточный спорангий имеющий вид кисточек).

Эксперимент №3

«Определение условий образования и роста плесени».

Цель опыта:  экспериментальным путем подтвердить изученные ранее оптимальные условия для образования плесени.

Описание эксперимента:

     Для этого я  взяла три одинаковых кусочка  хлеба, два из них сбрызнув водой, поместила на влажную салфетку в чашку Петри, а третий в сухом виде поместила в чашку Петри. Одну чашку с увлажненным хлебом и сухим оставила при комнатной температуре 22 °С. Вторую чашку с увлажненным хлебом поместила в холодильник, при температуре +10°С. Эксперимент длился до того времени, пока не появилась плесень на образце находящемся в холодильнике. Результаты эксперимента я заносила в таблицу (приложение 6). Для этого потребовалось 14 дней. К тому времени образец II полностью покрылся разноцветной плесенью, а образец I – полностью засох, следовательно…

     Вывод: главным условием для появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура воздуха и больше влажность, тем появление и развитие происходит быстрее.  При сухом воздухе плесень не появляется, хлеб черствеет.

  1. Разработка рекомендаций по защите от плесени.

По окончанию работы над проектом я решила составить буклет рекомендаций по защите от плесени «Скажи плесени НЕТ!» (приложение 7).

  • Чтобы плесень не появлялась на любых поверхностях в квартире необходимо контролировать уровень влажности в помещении и соблюдать режим проветривания помещения.
  • Для профилактики появления плесени на пищевых продуктах необходимо соблюдать правила их хранения. Хранить продукты необходимо в холодильнике и желательно не в целлофановых пакетах.
  • Зараженный плесневелыми грибами продукт необходимо сразу выкинуть, а не обрезать заплесневелую часть.
  • Хлебобулочные изделия хранить в деревянной хлебнице. Хлебницу регулярно протирайте водой, добавив немного уксуса.
  • При работе с плесень необходимо надевать защитную маску.

 

  1. Заключение.
    1. Вывод:

     По результатам проделанной работы я пришла к выводу, что плесень для человека и друг и враг. Человек научился использовать её в  производстве лекарств и продуктов питания, а плесень в свою очередь атакует дома, пищу, инструменты из дерева, и наносит вред организму человека. Она вырабатывает вещества, которые поражают легкие, кишечник, кожу. Ее споры проникают в дыхательные пути и «оседают» внутри нас, открывая дорогу бактериям и вирусам. Микроскопический грибок способен приводить к раковым заболеваниям.

     При работе над проектом я поняла, что моя гипотеза не совсем точна. Как я и предполагала, плесень действительно очень вредна для организма человека, но для ее появления и развития необходимы такие факторы как тепло,  влага и отсутствие проветривания.

  1. Личная значимость проекта.
  • благодаря работе над проектом я узнала много нового о плесени: (что такое плесень, виды плесени, оптимальные условия для ее появления и развития, ее вредные и полезные свойства);
  • научилась самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;
  • научилась работать  с интернет – ресурсами;
  • научилась работать с лабораторным оборудованием.
    1. Практическая значимость проекта.

Результаты моей исследовательской работы могут быть использованы:

  • на уроках окружающего мира и биологии;
  • при проведении внеклассных мероприятий, направленных на развитие здорового образа жизни и правильного питания;
  • на занятиях экологического кружка;

 

  1. Список используемой литературы и интернет ресурсов.

       5. Приложения

См. приложенный текстовый документ.


Созданный буклет
PDF / 1.43 Мб

Презентационный вариант проекта
PPTX / 58.26 Мб

Опубликовано в группе «Проектная деятельность »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.