12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федотова Ирина Фёдоровна94
Россия, Самарская обл., село Сиделькино

ГБОУ СОШ с. Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области







История образования












Выполнила: Федотова Ирина Федоровна,учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Сиделькино










Сиделькино - 2023г



Содержание

Введение.

Основная часть.

Глава 1. История возникновения села.

1.1. Год основания школы…………………………………………….стр. 4

Глава 2 .История школы: основные вехи.

2.1. Церковно-приходское училище …………………………………стр. 5

2.2. Великая Октябрьская Социалистическая революция ……. …...стр.6

2.3. Школа в годы Великой Отечественной войны………………….стр. 7

2.4.Послевоенные годы………………………………………………..стр. 8

Глава 3. История педагогического коллектива.

3.1. О руководителях школы…………………………………………..стр. 8

3.2. Особенности образовательного процесса………………………..стр. 9

3.3. Судьба человека……………………………………………………стр.10

III. Заключение………………………………………………………..стр.10 Библиографический список………………………………………….стр. 11

Приложения …………………………………………………………стр.12-22

Введение

Всем нам известно, что наше обучение связано с образованием, а образование должно иметь где - то свое начало. Вот я и задалась вопросами: как начиналось обучение детей в Сиделькино? Где начало? Кто они - первые учителя? Ведь история образования в нашем селе - часть истории всей страны.

Отталкиваясь от данных, полученных в ходе проведения анкетирования1 среди учащихся школы, которые представлены в таблице, я задумалась о том, что подрастающее поколение не очень хорошо ознакомлено с историческими фактами школы. И моя работа приобрела более глубокий смысл.


Актуальность темы данной работы вызвана отсутствием информации об истории развития народного образования в селе Сиделькино.

Гипотеза:

Что Родиной моей зовется? Себе я задаю вопрос. Река, что за домами вьется,

иль куст кудрявых красных роз?

Цель:

опираясь на документы, письменные воспоминания бывших учащихся, воспоминания старожилов и другие источники, найти ответ на все поставленные вопросы. Собрать и обобщить информацию об истории школы

Задачи:

1. Собрать банк данных по данному вопросу

2.Провести социологический опрос населения.

3. Провести анализ полученной информации, создать информационную базу по данному вопросу.

4.Дать описание развития образования в селе Сиделькино.

Метод исследования:

1.Статистические и математические методы анализа.

2.Социологические методы.

3.Работа с литературой и интернет ресурсами.

4.Аналитические методы.

Предмет исследования: данные по школе, фотографии, документы.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы на уроках истории и краеведения. Дети должны знать историю своей «малой родины».

Характеристика источников: Использование статистических данных Самарастат, Интернет ресурсов, статистические данные администрации поселения, научно-популярной литературы, анкетные данные, социологический опрос, беседы с участниками событий, а так же архивные данные по сельскому поселению и школы.





Глава 1. История возникновения села.

1.1. Дата основания школы.


Дата основания школы 1сентября 1971 год.

Достоверно известно, что первыми учителями, обучающими детей инородцев и русских, были священники Вознесенской церкви села Сиделькино. Первое упоминания о священниках сторожка-заставы слобода Архангельская на Черемшане в отписке Приказа Казанского дворца с росписью таможенных сборов и отписки воевод разных городов в Приказ о сборе налогов 1633/34. /ЦГА древних актов СССР. Ф.396. ед.хр.72.Оп.1./ А также созвучно данным документам есть упоминание «об отпуске денег в приказы Иноземский и Разрядный – на жалования служилым людям, казакам и стрельцам» в т.ч. и стрельцам и служилым людям , переведённым из Ахтачинского острожка

( построен при Борисе Годунове, №№ 1683, 1761.) Там же во вновь построенный сторожок Архангельский на реке Черемшан, Казанского наместничества. /ЦГА древних актовФ396 ед.хр.257. Оп.2/. (Документы о постройке охранных сторожков на реке Большой Черемшан можно найти на сайте http://wiki-linki.ru/Page/20559). Кроме того, есть отчёт церкви Вознесения села Седелкина с росписью ново крещёных прихожан за 1792 год, где есть упоминания об 10 учениках. И ещё один документ,подтверждающий, что в Седелкине было училище,- это доклад Ларионова Сергея Сергеевича «Начальное образование инородцев Казанского и Уфимского края». Петроград. Тип. П.П. Сайкина.1916, с.161. (На правах рукописи). Кроме того, в Книге список населенных пунктов Российской Империи. Казанская губерния под №3442 записано. Сиделькино, с.каз. при р.Большом Черемшане. От уездного города 100. От станов. Кварт.78. Число домов 224. жителей: м.п.668; ж.п.699. Имеется церковь православная 1. Училище. Базар по вторникам.С.Петербург 1866. По указу Екатерины II в 1778 году Седелкино становится волостным селом (Есть нагрудный знак старосты села с датой установки села волостным и герб села). Кстати, в первом томе книги П.С. Палласа Путешествие по разным провинциям Российской империи.-ч.1 СПб., 1773. стр.135. записано: «При деревне Седелкиной удаляются от помянутой реки… .» В Седелкине (Сиделькине) П.С.Паллас был 30 сентября 1768 года. (Историю собственного названия села Сиделькино рассмотрим в другой работе)

Следующий документ – карта Казанского царства от 1745 года, где на медной пластине раскрашенной мозаикой, отмечено село Седелкино, южнее Сиделкина вплоть до Самары, Бирска, Красносамары на реке Самара, значимых поселений нет.





Глава 2 История школы: основные вехи.

2.1. Церковно-приходское училище

О первом училище при церкви Вознесения села Седелкино и церкви в селе Вишне Поляна в отчёте упоминается в 1790 году, где записано, что в Казанской губернии часть церковных школ не вошло в реестр, и в них было 186 учащихся, в том числе 10 учащихся при церкви села Сиделкино.

Дети обучались в церковной сторожке, в этой же сторожке крестили детей. В училище обучали чтению, письму, закону божьему, четырём математическим действиям, пению. В последствие для церковного училища был куплен отдельный дом, стоявший недалеко от церкви. Училище получило название первой ступени. Под таким названием просуществовало недолго, и было переименовано в церковно-приходскую школу2.

В этом доме проучились недолго, в начале XIX века, примерно в 1804-1806 годах дом сгорел, и занятия продолжили в доме священника. В 1811 году к церкви, на средства прихожан, был пристроен придел во имя Архистратига Михаила, и церковь стала именоваться двупрестольной, здесь же отвели место для училища.

В связи с тем, что прихожан Вознесенского прихода было более 3 тысяч, заниматься стало сложно, и по решению прихожан купили под школу новый большой дом. Занимались сразу два класса и в две смены. В архивных документа, циркуляр по распределению выпускников Чистопольского духовного училища в Сиделькино направлена выпускница словесности, к сожалению, имя и фамилия не сохранились, возможно, - это была дочь священника Васиябия Васильева Мария, будущая жена священника Владимира Каргинского. Об этом пишет первый выпускник земского училища села Сиделькино доктор физико-математических наук Илья Яковлевич Екомасов. Училище окончил в 1911 году. Последний раз в Сиделькине он был в 1913 году. В музее школы есть его письмо с воспоминаниями.

В 1896 году было построено здание школы, первый корпус3. В этом здании находилась учительская и кабинет директора.

Как уже упоминалось, при училище была библиотека ,и не в пример сегодняшнему отношению к библиотекам. Хочется привести один интересный документ, в Казани с 15 по 22 августа 1909 года проходил съезд представителей губернских земств, где был поставлен вопрос : « Еще более важная, но почти забытая область вопросов касается внешкольного образования; библиотеки, …. А между тем от них не менее чем от школы, зависит судьба страны. … Характерно, что после работы данного Областного съезда, Чистопольское уездное земство затратило в 1909 году на народное образование 64318 рублей. «… главным образом направило усилия на развитие сети народных библиотек и читален. К существующим в уезде 40 библиотекам в 1911 году наметили открыть ещё 14. Для библиотек при училищах Петропавловском, Сиделькинском, С. Шемшинском двухклассных училищах и др. Для всех библиотек приобретено книг «8565 книг на сумму 2099 руб. 6 коп., главным образом из книжного магазина бр. Башмаковых г. Казань». Таким образом, земство не только содержало школы, но и обращало пристальное внимание на библиотечные фонды. Земское училище продолжало свою работу до 1917 года.

Деятельность земских школ и училищ по документам за период с 1865г. по февраль 1917 г. Это период становления всех форм земской культурно-просветительской деятельности, существующих в условиях самодержавия.

2.2. Великая Октябрьская Социалистическая революция

После Февральской революции 1917 года для земства наступает новый исторический момент, связанный с изменением законодательства.

После Великой Октябрьской Социалистической революции начинаются колоссальные изменения не только в жизни общества, но и административном делении. В период с 1917 года по 1922 год - преобразования административно – территориального деления носило стихийный характер, так как осуществлялся согласно Декрету СНК от 27 января 1918 года. Принадлежность к тому или иному административному образованию осуществлялось по инициативе и решению местных органов власти. Большую роль играли Волостные съезды Советов. 14 мая 1918 года в Сиделькине состоялся третий Волостной съезд Советов, возможно, он и повлиял на дальнейшую судьбу нашего села, а значит и школы. В 1918 году Сиделькинская волость оказалась в составе Ставропольского, а затем Мелекесского уездов. В ходе этих преобразований земское двухклассное училище теряет свой статус и преобразовывается в начальную школу. В этом статусе школа просуществовала до 1932 года и была преобразована в семилетнюю школу. Директором школы был Игаев, он одновременно был секретарём Сиделькинской партийной организации. Каких – то документов или воспоминаний периода с 1918 по 1932 год пока не обнаружено. Есть упоминание, что в одном из школьных зданий одно время размещался сельский Совет, сельская партийная ячейка, комитет бедноты и еще какие-то комитеты, так как здание волостной управы было повреждено пожаром. После принятого постановления о ликвидации безграмотности здание школы было освобождено и стало использоваться по назначению. Открылась изба- читальня при школьной библиотеке. Заведовала библиотекой и учила 1 и 2 класс Мария Николаевна Григорьева. Она была первой учительницей начальной школы после революции.

После того как школа приобретает статус семилетки, количество учащихся возросло и встал вопрос о создании пионерской организации. В 1934 году в Сиделькинскую неполную среднюю школу УКОМ комсомола были направлены Политов Пётр Михайлович и Дрыгин (имя и отчество неизвестно). В школе был организован пионерский отряд из 150 пионеров. Одними из первых пионерских вожатых были Сапожников Василий и Сапожников Иван.

Пионеры принимали активное участие в жизни села, помогали колхозам в прополке посевов, собирали колоски после уборки зерновых. В отрядах было создано общество «Долой неграмотность». Члены общества ходил по домам, проводили громкие читки газет и журналов, учили писать и читать. В 1938 году пионерским вожатым был назначен Василий Александрович Зайцев, впоследствии он заканчивает заочно учительский институт и преподаёт в школе географию. 14 июня 1942 года приказом РайОно его назначают директором школы.

В конце 1941 года в одном из классов временно размещался штаб артиллерийского дивизиона 67-ой отдельной морской стрелковой бригады, затем штаб перевели в здание сельского Совета.

2.3.Школа в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны работники школы и учащиеся активно помогали колхозам убирать с полей урожай: вязали и убирали снопы, возили их на гумно, где вместе с взрослыми их обмолачивали. Старшие ученики организовывали обозы по доставке зерна на станцию Челна и на элеватор. Так в газете «По Ленинскому пути» от 26 декабря 1944 года читаем: « Создавались и молодёжные транспортные бригады …, что в сельхозартели «Красный столб» молодёжная – транспортная бригада, возглавляемая А. Зиновьевой, вывезла на заготовительный пункт 30 центнеров зерна при дневном графике 15 ц. На вывозке зерна хорошо поработали Оля Мурасина, Маруся Репьёва, Вася Романов, Ирина Михайлова. Достаточным количеством зерна обеспечили транспортную бригаду: Матрёна Савельева, Екатерина Семёнова, Мария Калмыкова, Вера и Елизавета Екамасовы, Вера Мурасина и др.».

В годы войны пионеры организовывали звенья помощи семьям фронтовиков, детские ясли и садик для детей, когда их мамы работали в поле. Кроме того, учащиеся школы собирали и зарабатывали средства на строительство танковой колонны «Юный пионер», собирали металлом, вязали и шили подарки для бойцов Красной Армии. Учителя были закреплены как агитаторы по бригадам колхозов. В задачу агитаторов входила ежедневная читка в бригадах сводок с фронтов.

Занятие в школе начинались с октября, после уборки урожая. Есть очень интересный документ военной поры – «Письменный отчёт о работе Сиделькинской НСШ за 1 полугодие 1942-1943 учебного года». Приведу несколько строк из этого отчёта: «… В школе практиковались 10 минутные линейки с читкой газет «Сов информбюро», «В последний час», из которых учащиеся знакомились с положением на фронтах.

Школа в помощь сражающейся Красной Армии услала 3 посылки, одна из которых была собрана пионерами 5-6-7 классов. Содержание посылок – самое необходимое для фронтовика – патриота: махорка, носки, варежки, носовые платки.

Силами учащихся собрано 1500 руб. на танковую колонну «Куйбышевский колхозник». Идёт сбор средств на эскадрилью «Юный пионер». Кроме того, руками учащихся убрано 40 га колхозных семян…. Мальчики и девочки седьмых классов проходили военную подготовку.

Классы отапливались печным отоплением, основным топливом были дрова. Из- за нехватки мужчин дрова в лесу заготавливали учителя, технический персонал и старшие школьники. Зачастую дрова из леса приходилось возить на салазках.

2.4.Послевоенные годы.

Закончилась война, и школьная жизнь вошла в мирное русло. Первым директором был Греджев Кирилл Фёдорович. В июле 1954года приказом ОБЛОНО и РОНО школа становится Средней образовательной с производственным обучением.

В школе обучались дети из близлежащих сёл. В 1965 году в школе обучалось 650 учащихся, классных комнат не хватало. Остро встаёт вопрос о строительстве новой школы. В 1971 году 1 сентября председатель колхоза им. Свердлова Кондратьев Александр Александрович в присутствии руководителей района, гостей, учащихся, педагогического коллектива и жителей села торжественно разрезал красную ленту4. Светлые просторные классы наполнились весёлыми голосами детворы.

Школа действует по сегодняшний день5, её полное наименование - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. Директор школы – Калмыкова О. Н6.


Школа работает в режиме пятидневной учебной недели. Занятия ведутся в одну смену. Начало занятий в 8.30, окончание уроков в 14.10.Продолжительность урока – 40 минут, 2 большие перемены по 20 минут, маленькие – 5 минут. Учатся дети из 3 населённых пунктов: Сиделькино, Редкая Берёза, Старое Аделяково. Подвоз осуществляется школьным автобусом.

В школе работает 15 педагогов, из них:13 - с высшим педагогическим образованием, 7 – с высшей квалификационной категорией.


ГБОУ СОШ села Сиделькино расположена на территории сельского поселения села Сиделькино. Это отдельно стоящее кирпичное двухэтажное здание. В школе 1 центральный вход, 5 запасных выходов. Подъездные пути асфальтированы. В школе имеется спортивный зал, спортивная площадка, столовая на 40 посадочных мест, учебные кабинеты по предметам, компьютерный зал с выходом в Интернет, пришкольный участок.


Глава 3. История педагогического коллектива.

3.1.О руководителях школы.


Началом Народного образования и ее единственным источником была Церковь, в церковно-приходской школе преподавали священники и их дети.

В начале 18 века обучал детей священник крещёный татарин Кузьма Прокопьев и его дочь, окончившая курсы в Казанском женском духовном ведомстве. В конце 18 века обучение детей прихожан связано с именами священников Семионом Ивановым и Михаилом Васиябиевым.

В начале 19 века- с именем священника Владимира Кафарова.

В середине 19 века - с именами священников Владимира Каргинского и Семёна Никольского. После окончания училища при Казанской духовной семинарии в церковно-приходской школе преподавала дочь Семёна Никольского Мария Семёновна. Она же стала первой учительницей ХХ века.

Закончилась плеяда преподавателей священнослужителей и их детей Марией Вознесенской и ее отцом - священником церкви села Сиделькино.

В последующие годы директорами были:

Яковлев Алексей Евдокимович

Греджев Кирилл Фёдорович

Белов Василий Матвеевич

Никифоров Владимир Михайлович

Мокеев Григорий Фёдорович

Макридов Виктор Евгеньевич

Муратов Валерий Иванович

Гарифуллин Муса Саимович

Милославский Борис Иванович

Галанцева Валентина Михайловна

Хлопков Александр Константинович (1989-1999 г. г)

Сапожникова Тамара Николаевна (1999-2003 г. г.)

Фролова Мария Николаевна (2003-2011 г. г.)

Калмыкова Ольга Николаевна – 2011 г.- по сегодняшний день

3.2. Особенности образовательного процесса

Музей7 - центр воспитательной работы школы, а может даже доминирующее звено ее воспитательной системы. Материал краеведческого музея учителя активно используют для проведения урочной и внеурочной деятельности.

Школьный музей работает по муниципальной программе «Мой родной край». Одним из направлений научно-исследовательской и поисковой работы заключается в изучении музейного пространства и памятников, находящихся на территории села Сиделькино. Второе направление – музееведческие исследования, проводятся на базе музея (работа с архивными документами, похозяйственными книгами). Разработан и реализован проект «Ветераны живут среди нас». Проект «Как прошлое сохраняется в настоящем» (заочная экскурсия по улицам села). Всероссийская акция «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк». Учащиеся собрали сведения о боевом и жизненном пути участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Разработан проект для учащихся начальных классов «Разговор о правильном питании».

В школе существует детский образцовый фольклорный коллектив «Цёковне»8, который исполняет мордовские песни, песни коренных жителей села. Коллектив принимает активное участие в региональных и областных конкурсах, занимает призовые места. 2 место в конкурсе фольклорных ансамблей «Хранители песенных традиций» открытого 5 областного фестиваля русской народной культуры «Свет бересты», Диплом в детском епархиальном фестивале «Рождество Христово». Активно принимают участие в ежегодных фестивалях и конкурсах: «Радуга Поволжья», «Од вий», «Масторава».

Представители ансамбля занимают призовые места в областной олимпиаде по мордовскому языку (эрзя) и литературе, а также ежегодно выезжают в г.Саранск для участия в Межрегиональной олимпиаде школьников по мордовскому (эрзя) языку и литературе, где стабильно входят в число призеров.

Наша школа работает в тесном контакте с сельской библиотекой, Домом Культуры, сельской администрацией. Именно школа организует и проводит ежегодно акцию «Бессмертный полк»9, осуществляет уход за памятником павшим героям.

Регулярно проводятся совместные мероприятия

3.4. Судьба человека

Организатором краеведческого музея является Хлопков А. К10. – учитель истории и обществознания. Он родился в с. Юрьевка Ново-Спасского района Ульяновской области. Окончил Ульяновский сельскохозяйственный институт и Самарский Государственный педагогический институт им. В. В. Куйбышева, исторический факультет. С 1986 года работает в ГБОУ СОШ с. Сиделькино. Александр Константинович - автор книги «Во имя победы», увлечён краеведением, археологией, архивными изысканиями. Его трудами собран богатый материал для школьного краеведческого музея, создан Зал славы, посвященный воевавшим землякам. В этом году Александр Константинович отметил своё семидесятилетие и отправился на заслуженный отдых.





III. Заключение.

Итак, согласно имеющимся документам, можно установить:

1. Село Сиделькино- старинное село с интересной историей;

2. Село играло значимую роль на Юге Казанского царства, а затем - Казанской губернии, а также в истории заселения Поволжья.

3. Сиделькино - село с преобладающим мордовским (эрзя) населением, в селе чтут традиции своего народа, бережно сохраняют свой язык, свою культуру.

История образования в нашем селе - часть истории всей страны.

Уходят выпускники, сменяются директора и учителя, только школа вот уже 49 лет принимает в свои классы первоклассников.

В какой уголок России мы ни поехали бы, везде можно встретить выпускников нашей школы. Они с благодарностью и любовью вспоминают своих учителей и годы, проведённые в стенах школы. Жизнь продолжается!

























Библиографический список:


Сайт: http://wiki-linki.ru/Page/20559).

Доклад Ларионова Сергея Сергеевича «Начальное образование инородцев Казанского и Уфимского края». Петроград. Тип. П.П. Сайкина.1916, с.161.

Книга списков населенных пунктов Российской Империи. Казанская губерния под №3442

Первый том книги П.С. Палласа « Путешествие по разным провинциям Российской империи»-ч.1 СПб., 1773. стр.135

Карта Казанского царства от 1745 года.

Материал школьного краеведческого музея.

Материалы организатора краеведческого музея Хлопкова А. К. – учителя истории и обществознания.




























Приложения



Приложение 1

В данной таблице представлены результаты анкетирования учащихся

Предлагаемые вопросы


Ответили верно


Ответили неверно


Нет ответа


Год основания школы


51, 3%


11,3%


37,4%


Чьи родители обучались в Сиделькинской СОШ


92,7%


-

-

Перечислите директоров, которые работали в этой школе


27,4%


-

12,6%


Перечислите учителей-ветеранов-


86,45%


-

13,55%



















Приложение 2

На данной фотографии показана церковно-приходская школа.

t1701706184aa.gif






















Приложение 3

Это здание школы было построено в 1896 году, первый корпус.





t1701706184ab.png




Приложение 4


t1701706184ac.jpg
















1 сентября 1971 года Кондратьев Александр Александрович разрезает красную ленту.










t1701706184ad.jpg




Александр Александрович вручает подарки учащимся.

























Приложение 5


t1701706184ae.jpg

t1701706184ae.jpg


Наша школа – 2020 год





















Приложение 6




Директор школы ГБОУ СОШ с. Сиделькино- Калмыкова О. Н.





t1701706184af.jpg















Приложение 7

Керамика, возраст более 1000 лет.


t1701706184ag.jpgt1701706184ag.jpg









t1701706184ah.jpgt1701706184ah.jpgt1701706184ah.jpg








Эпоха бронзы



t1701706184ai.jpg














Костяные проколки,

бивень мамонта






Приложение 8





t1701706184aj.jpg



Ансамбль «Цёковне»















Приложение 9


Бессмертный полк






t1701706184ak.jpg



















Приложение 10




Хлопков Александр Константинович - автор книги «Во имя победы»



t1701706184al.jpg


t1701706184am.jpg





2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.