История родного края
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Ики-Чоносовская СОШ им.С.О.Дорджиева»
XXI республиканская конференция туристско-краеведческого движения
«Бичкн Тɵрскм», посвященная 80-летию освобождения Калмыкии
от немецко-фашистских захватчиков
Номинация «Летопись родного края»
Тема работы: «История родного края»
Подготовил
Мокликов Кирилл Дмитриевич
учащийся 8 класса
МОКУ «Ики-Чоносовская СОШ им.С.О.Дорджиева»
Адрес: 359195
п.Ики-Чонос, ул.Санджиева, 40
Домашний адрес:
359195
п.Ики-Чонос
ул.Санджиева, 24
e-mail: mgb19782201@gmail.com
тел: +7 (905) 484-92-46
Руководитель:
Мокликова Гиляна Бадмаевна
Педагог дополнительного образования
МОКУ «Ики-Чоновская СОШ им.С.О.Доджиева»
адрес: п.Ики-Чонос ул.Санджиева, 40
e-mail: moklikova@bk.ru
тел: +7 (961) 842-37-47
п.Ики-Чонос, 2023
«История родного края»
1.Введение
Каждый человек хочет знать, откуда он пришел и как жили его предки. Въезжая в поселок, мы видим знак с названием населенного пункта «Ики-Чонос». Почему поселок так назван? Захотелось узнать, как возник наш родной поселок, кто его первые жители, как жили и чем занимались наши предки? Источниками исследования стали: записи рассказы – воспоминания старожилов села (Джальджиреева Ц.Д, Урубжурова Я.М, Краснокутского П.Н., Краснокутской Н.И., Чернышов В.А. и др.).
Исследовал книгу «Под высоким небом», архивный материал по истории села. Обратился к руководителю школьного музея Баранговой Г.У. с просьбой рассказать об истории села.
В начале исследования был проведен опрос младщих школьников: «Знаете ли вы историю нашего поселка?» Результаты анкетирования: 27% знают историю села, 65 % не знают истории, но хотят узнать, 8 % ребят ответили на вопрос «не знаю». Считаю, что исследование будет полезным каждой категории этих ребят.
Мне дорог наш поселок - Ики Чонос, судьбы односельчан, стоявших у истоков поселка. Благодаря очевидцам, удалось восстановить некоторые факты истории икичоносовцев.
II. Цели и задачи исследования
Цель исследовательской работы: Изучение истории возникновения и развития нашего поселка Для реализации этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить архивных документов по истории поселка.
Изучить имеющихся в школьном музее материалов по истории села.
Получить информацию у старожилов села.
Изучить литературные источники
III. Место и продолжительность исследования
Место исследования: п.Ики – Чонос
Продолжительность исследования: 1 год
IV. Методы исследования:
Опрос.
Фотографирование.
Сбор информации, работа с архивными документами.
Изучение и сопоставление
V. Основная часть
Ики – Чонос!
Тебе наш край былинный Мы посвящаем помыслы свои… В.Чонгонов
Книга Манджиева Н.Ц. и Дурдусова С.Д. «Под высоким небом», посвящена людям, которые жили и трудились на древней земле Ики-Чоносов, много интересных фактов и событий описаны в этой книге. Также источниками для работы послужили материалы школьного архива, архива администрации СМО поселка Ики Чонос, документы Национального Архива Республики Калмыкия.
1. Сведения о поселок Ики-Чонос
Поселок Ики-Чонос (бывший совхоз «Ленинский») находится в урочище Кецин-Булуг в юго-восточной части Целинного района Калмыкии. Граничит с территорией Троицкого, Вознесеновского, Целинного, Ялматинского СМО Целинного района и на востоке с Яшкульским районом (приложение 1).
Он расположен в получасе езды от г. Элисты и в 15 км от районного центра села Троицкое (приложение № 2).
Общая площадь поселка – 0,37 кв. км. Село состоит из трех частей: «Шанхай», «Центр», «Задунай», которые образованы семью улицами и тремя переулками. Протяженность внутрипоселковой дороги с твердым покрытием 5,7 км. Поселок газифицирован в 1996 году (приложение № 3)
В настоящее время в поселке Ики-Чонос насчитывается 281 дворов, проживает 916 человек, более 10 национальности, в том числе: калмыки, русские, казахи, корейцы, даргинцы, украинцы, белорусы, чеченцы и др.
Основное занятие людей животноводство. 170 дворов занимаются личным подсобным хозяйством, 12 КФХ.
Действует почта, ФАП, 2 магазина, школа, детский садик, электрическая подстанция, телефонная станция, работает интернет.
На въезде в село возвышается Чееря-Хурул - гордость нашего села (приложение № 4). Восстановить памятник истории и архитектуры зрела уже давно. На собрании поселка предложили сбор денег на строительство хурула. Инициативу поддержали жители поселка, района, президент РК К.Н. Илюмджинов. В 1991 году в поселке побывал Тэло Тулку Ринпоче. Было выбрано и освящено место будущего строительства.
В 1992 году составлена проектно-сметная документация, завершен проект Чееря-Хурула авторы – архитектор С.Е. Курнеев и главный инженер В.Б.Кодлаев - наш земляк. В этом же году было начато строительство.
В строительстве участвовали жители села Степанов Очир, Степанов Алексей, Годнеев Олег, Абеев Александр, Уладинов Бадма и другие. Кровельно-плотницкие работы выполнили братья Джальджиреевы Убуш, Сергей, Тагра. Ограда была изготовлена и установлена фирмой А.Башанкаева. Работы по росписи внутренних стен и купола выполнены художником Александром Поваевым. 6 июля 1997 году состоялось торжественное открытие хурула, приуроченное дню рождения Далай Ламы XIV.
2. Почему посёлок назван Ики-Чонос (большие волки)
На территории современного посёлка в урочище Кецын-Булуг находилась ставка Ики-чоносовского аймака Маныческого улуса. В аймаке проживали калмыки из рода Ики-Чонос. Род состоял из семи арванов (приложение № 5)
Упоминание рода встречается у Рашид-ад-Дина, в «Сокровенном сказании монголов». Под чиносами большинство исследователей подразумевают чоносов.
Термин "чонос" отражает тотемистические представления древних монголов и ойратов - культ волка как прародителя монголов, бурят и некоторых групп ойратов. Существует предание о происхождении монголов от бурого волка (Борте-Чино) и благородной лани (Гоа Марал).
По письменным источникам монголов чоносы входили в X-XII вв. в число коренных монгольских племен. О происхождении чоносов Рашид-ад-дин сообщает: "У Кайду-хана было 3 сына. Среднего звали Чараха-лингум, который женился на жене умирающего брата, от нее он имел двух сыновей, одного из них звали Гэнду-чина, а другого Улук-чин. Чинос будет множественное число от чина. Людей, которые принадлежат к ветви этих детей, называют "чинос"; часть же этого племени, называют еще нукуз; нукузами также называют другое племя дарлекин, принадлежавшее к собственно монголам" (Рашид-ад-дин, 1952. Т. 1. Кн. 1. С. 156, 183-184).
Чоносов на Волгу привел сын Сердеке-Хошучи Басу – зайсанг. Чоносы входили в состав калмыков, которые жили в Багачоносовском и Икичоносовском аймаках Маныческого улуса (приложение № 6). Два арвана – родственные группы (му чонос и сян чонос) обитали в Дунду-Хурульском аймаке Малодербетовского улуса. Чоносы составляли половину Шарнутовского аймака того же улуса. Согласно преданию, шарнутовские чоносы являются выходцами из Багачоносовского аймака Маныческого улуса. Два чоносовских аймака входили в состав Большедербетовского улуса (территория современного Яшалтинского района) (приложение № 7,8)
О первых обитателях Ики-Чоноса.
В конце 19 начале 20 века жители Ики-Чоносовского аймака проживали в хотонах: Долан Булуг (1), Гашун Булуг (2), Батханта (3), Бюрядг (4), Бор-Нур (5), Аргамжин Белчр (6), Сангарцык (7), Беклюр (8) и другие. В урочище Кецин-Булуг (9) находился родовой Ики Чоносовский монастырь, он состоял из 20-30 гелунгов, которые по монастырским правилам всегда кочевали отдельно от остальных жителей аймака.
В 1902 г. начинается переписка жителей Ики Чоносовского аймака с улусным управлением и Управлением калмыцкого народа о строительстве «Сюме» родового хурула. В 1904-1906г.г. в урочище Кецин-Булуг строится деревянный хурул на каменном фундаменте, а рядом ставятся деревянные домики для монахов (приложение № 9)
При хуруле работала первая в Калмыкии высшая духовная школа - Цаннид-Чееря.
Чееря хурул в 1930 году посетили журналист Михаил Кольцов, профессор П.С.Рыков, писатель К.И. Ерымовский. Буддийский комплекс произвел на М.Кольцова сильное впечатление, он назвал Чееря «Калмыцким Ватиканом».
Среди священнослужителей Чееря хурул были местные, икичоносовцы. Эмчи Болдырев Чемдыр, его младший брат, Очир Мутулович, гелюнги Манджиев Суржа, Боронгов Зунгру, Цекиров Церен, Билькуев Кайн. зурхачи Аджуков Церен, Хаар-Джимбиев Молм (приложени № 10)
В 1932 году часть помещений была передана пионерскому лагерю, другая часть под объекты культурно-просветительского назначения. Хурул на территории поселка был полностью закрыт в марте 1935 года. Современный центр поселка появился после решения Калмыцкого облисполкома о ликвидации хурула в 1931 году.
Ики-Чонос до выселения калмыков в Сибирь.
Первые поселенцы не духовного сана начали заселять эту местность после революции 1917 года. С апреля 1917 года с перерывами до июля 1922 года председателем Ики-Чоносовского аймачного исполкома был Манцаев Церен Манцаевич (приложение № 11)
С 1921 года сельский Совет Ики Чоносовского аймака стал называться Ленинским.
Первая светская школа в Ики Чоносовском аймаке была открыта в 1913 году и находилась в хотоне Батхнта.
В 1925 году в урочище Кецин - Булуг на северной окраине современной улицы Городовикова было построено новое здание начальной школы интернатного типа (приложение № 12). Директором стал Кок-Манджиев (Конманджиев) Лиджи Эренценович, учителем-Карнилова Нина, затем в 1926 году приехала Семисенко. Воспоминания Этенова Улюмджи Олядыковича: «Ох, и намучилась с нами наша первая учительница Карнилова Нина. Ведь никто из нас не знал русского языка, а она калмыцкого. Приходилось разговаривать через переводчика. А как радовались, когда научились самостоятельно складывать из букв слова. Нам и взрослые завидовали. А писать приходилось на фанерках, тетрадей тогда не было».
Рядом со школой располагалась контора колхоза «Герел». Первым председателем стал Кадушев Шуурга Адучиевич. Активистами колхозного движения были: Шараев Санджи Шараевич, Боркуев Эрдни, Дорджиев Бокта. Первыми коммунистами и комсомольцами были Кадушева Харла, Москуева Булгун, Манджиев Оджа Церенович, Хечиев Коли, Дармаев Эрдни, Далддыров Марлу, Дегеева Булгун, Васильев Канур, Монгодов Лиджи, Самилов Шова – секретарь партийной ячейки.
В 1931 год организовали образовательную программу для населения. Яшкл Манджиевна (приложение № 13) вспоминает: «Я вступила в комсомол в 1932 году, тогда первым секретарем был Самилов Шова. Учили людей грамоте, тогда население было безграмотным. Агитировали женщин-калмычек снять камзолы, вели борьбу с вредными обычаями и пережитками».
Из воспоминаний первого тракториста Краснокутского Николая Феофановича: «В те годы в поселке Верхний Яшкуль была создана машино-тракторная станция (МТС). По заявкам трактора распределялись по колхозам. В 1936 году меня и Александра Кривошеева направили в колхоз «Герел». Из местных жителей работал с нами Лиджиев» (приложение № 14).
К этому времени в колхозе было 8915 голов овец и коз, дойный гурт «Бумба», 164 голов волов, 164 лошади и верблюды. Чабанами были Эрдниев Мошла, Босхомджиев Сангса, Бодиев Саранг, бригадиром гурта был Кодлаева Бока, за верблюдами ухаживал Музраев Менкя, за лошадьми Конаев Борлк.
В аймаке перед войной проживало более 200 семей, население составляло более 900 человек. Основная масса продолжала проживать в хотонах.
С самого начала войны около 300 мужчин из села ушли на фронт. Очень многие из них до сих пор числятся пропавшие без вести. Ушел на фронт и председатель сельского совета Манджиев Дорджи Музраевич поэтому в 1942
году председателем назначили Манджиеву (Мусаеву) Джюкин Мусаевну (приложение № 15)
Колхоз «Герел» всегда выполнял и перевыполнял планы по сдачи мяса, шерсти. Колхоз был отмечен как перевыполнивший план по сбору теплых вещей. Отчисляли в фонд обороны средства (трудодни). Приняли активное участие в строительстве дороги Кизляр-Астрахань, в строительстве Донского оборонительного рубежа.
В 1943 году 665 калмыков было сослано в Сибирь, основная масса в Тюменскую область.
Вот как вспоминает о тех днях Урубжурова Яшкл Манджиевна: «В то время работала продавцом. 27 декабря где-то около 4 часов вечера я, Манджиев Шохорда – налоговый агент, Кекнохаев Канур – завхоз выехали в с. Троицкое. Должна была сдать выручку, а также теплые вещи для фронта (телогрейки и т.п.). Завхоз вез две тушки КРС тоже для фронта. Навстречу двигались две машины с солдатами. Приехав с. Троицкое, увидели закрытый райисполком. Никакие организации не работали, даже почта. Мы остались в селе и заночевали у знакомого русского. Ночью я вышла из дома и увидела в небе ракеты. А на рассвете вошли два солдата и спросили, откуда мы и зачем приехали. Приказали одеться и сопроводили в райисполком, по дороге нас останавливал патруль. В райисполкоме сдала деньги и вещи, мои спутники мясо. Затем отвели в школу и закрыли. Просилась домой т.к. дома у меня остались братья. Начальник пообещал отпустить домой вечером, но вечером сказал - поедешь утром. Утром же один из солдат вывел на улицу и со словами «У-у, изменники!» снова затолкнул в школу. Так я потеряла на время связь со своими родными. Переправили в Дивное, посадили в товарные вагоны. В Техорецке вагоны подцепили к другим поездам».
5. Поселок в послевоенные годы.
После выселения калмыков на этой территории никто не проживал. Из воспоминаний жителей Элисты, Вознесеновки, Троицкого известно, что
деревянные дома и деревья сада разбирались и вырубались на дрова жителями близлежащих населенных пунктов вплоть до 1946 года.
В 1946г был организован мясосовхоз «Ленинский». Первый директор совхоза Ермолаев Николай Иванович. Было всего 12 домиков с камышитовыми крышами, по южной стороне современной улицы Дорджиева. Контору совхоза, сельский совет разместили в здании бывшей хурульной школы Цанид-Чееря.
В 1947 году Тесленко Евдокия Тихоновна собрала 5-6 детей и начала вести занятия в одном из домиков села. В 1948 году построили новую начальную школу. Учителей стало трое. Одной из них была Петрухина Нина Фроловна (Приложение № 16)
В 1946 году заговорило радио, с 1947 году были открыты почта, магазин, действовала пекарня. Заведующей почтой была Чернышева А.М.
В 1949 году начал работать моторчик (динамо) в 18 лошадиных сил, появилось электричество, мотористом при нем стал Краснокутского Н.Ф.
В 1950 году был установлен первый телефон на почте.
Первые плотины на прудах были построены в 1956 году и начали разводить рыбу, которую привезли из Басов Астраханской области.
С 1956 года начали возвращаться калмыцкие семьи. Из Сибирской ссылки в село вернулось 439 человек (около 200 семей). С 1957 года было начато большое строительство на селе. Строились вернувшиеся из ссылки калмыки. Каждой семье выделяли ссуду в размере 10000 рублей. Тогда начали застраиваться современные улицы имени Санджиева (Шанхай), имени О.И.Городовикова (Задунай), имени Ленина, восточный край улицы Комсомольской (Центр).
В 1957 году были построены автопарк (на месте современной школы), плотина через реку Яшкуль, она служила дорогой связывающей поселок с селом Троицким, ведь до этого существовала только переправа через Яшкуль в районе современного моста.
В 1957-1965 годы были построены новые здания конторы, школы семилетки, столовой, магазина, почты, детского сада, мехпарк, дома по улице Ленина (приложение № 17)
В 1970 году было сдано в эксплуатацию новое типовое двухэтажное здание школы, 1974 году Дом Культуры.
К 1988 году была проведена дорога с твердым покрытием и заасфальтированы улицы села. В 1996 году в село провели газопровод. В 1997 году был открыт восстановленный Чееря – Хурул.
VI. Заключение.
У всех народов нашей планеты есть слова, значение которых столь велико, что при произношении их душа человека озаряется весенним светом любви и благодарности. Слова эти – названия. Название мест, где родился человек, края, где он вырос; страны, которая стала его Родиной.
Для нас не важно, большая она или маленькая, красивая или нет. Для нас главное, что она наша, и что, мы её люблю. Мы не можем без моей Родины, мы не можем без моего села, где мы родились, выросли, учимся, живем. Она малая, потому что она в нашем сердце. Каждый человек на этой земле помнит и любит свою Родину, для каждого она с чем - то ассоциируется, но это не важно, главное, что она всегда в сердце людей.
Вот и мы решили не только в своей памяти, но и в действительности изучить, узнать историю названий дорогих нам мест, с уважением отношусь к тем людям, которые стремятся знать, ценить и обогащать историю своего родного края. Именно из таких людей становятся настоящие патриоты, потому что Родина помогает человеку в трудную минуту.
Мы гордимся своим происхождением, селом, республикой и не стыдимся этого. Ничто на свете не заставит нас забыть наше происхождение, нашу малую Родину.
VII. Список литературы:1. С.Б. Бабмаев, Д.А. Березовская «География Калмыцкой АССР». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1986г.
2. Л.Н. Гумилев «Древние тюрки». Москва, 1993г.
3. Г.О. Авляев «Происхождение калмыцкого народа». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2002.
4. У.Э. Эрдниев «Калмыки». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.5. Н.Ц. Манджиев, С.Д. Дурдусов «Под высоким небом».Элиста - 20016. Маныческое улусное управление. Национальный архив РК, Ф-17, 91д., оп.17. Ленинский сельский совет Целинного района. Национальный архив РК, Ф. Р-223. оп.
Приложениe № 1 Схема
Приложение № 2 Карта местности
Приложение № 3 План поселка
Приложение № 4 Чёёря-Хурул
Приложение № 5
Приложение № 6 Карта калмыцких улусов
Приложение № 7 Земли ики-чоносского рода (1898-1899г.г.)
Приложение № 8 расположение хотонов
Приложение № 9 Чёёря-Хурул
Приложение № 10 Барангов Зунгру. Гелюнг. Зурхач (астролог)
Чееря - Хурула
Приложение № 11 Манцаев Церен Манцаевич председатель Ики-Чоносовского
аймачного исполкома
Приложение № 12 План-схема
Приложение № 13 Урубжурва Яшкл Манджиевна
Приложение № 14 Краснокутский Николай Феофанович (крайний справа)
Приложение № 15 Манджиева Джюкн Мусаевна с семьей
Приложение № 16 Петрухина Нина Фроловна
Приложение № 17 Здания: конторы, почты, магазина, ФАП.