Исследовательская работа «Храм - история родного края»
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………4
2. Общие сведения……………………………………………………….5
3. Казанская церковь………………………………….…………………6
4. Иркутский женский монастырь…………………………………7
5. Костел Успения Богородицы..……………………………………8
6. Аларский и Усть-Ордынский дацаны…………………………8
7. Иркутская Соборная мечеть………………………………………10
8. Спасская церковь……………………………………………………….11
9. Заключение…………………………………………………………….....11
10. Список использованной литературы………………………...12
Введение
Сущность всякой веры состоит в том,
что она придает жизни такой смысл,
который не уничтожается смертью
Толстой Л. Н.
Во все века и времена храмы были социальным институтом, выполняющим нравственную, мировоззренческую и воспитательную функции, стабилизировал и объединял общество. Человека нельзя заставить верить, любить, надеяться, но каждый из нас мечтает о чем-то большем и лучшем. Каждый из нас ищет дорогу к покою, уверенности в завтрашнем дне, материальному и душевному благополучию. Человек, идущий в храм, верит в несокрушимость добра и света, любви и тепла, надежды и мудрости. Мы - сегодняшние молодые люди верим, что возрождение наших храмов обязательно приведёт к возрождению духовности, добра, совести и справедливости.
Изучение истории, культуры страны неразрывно связано с изучением храмов, как памятников архитектуры. Каждый храм несет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, вносят в нее гармонию, радуют глаз, умиротворяют душу. В своей проектной работе мы попытались показать особенности архитектуры храмов разных религий.
Объект исследования – храмы Иркутской области.
Цель проекта – рассмотреть разнообразие памятников архитектуры на примере храмов Иркутской области, показать их историческую значимость в жизни людей.
Задачи проекта:
· изучить особенности архитектуры храмов;
· ознакомиться с внешним и внутренним устройством храма;
· показать значимость святых мест в истории и развитии Родины.
Тип проекта: исследовательский проект
Общие сведения
Храмы - это культовые постройки, воплощающие образ мироустройства в той или иной религии, ее основные ценности.
Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения. В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.
Дацан - буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики.
После революции многие храмы были разрушены или переделаны до неузнаваемости, они стали рабочими общежитиями, клубами, музеями; лишь немногим храмам позволялось служить. Во время Великой Отечественной войны советская власть возвратила некоторые храмы для поддержания народного духа.
На пожертвования верующих в 90-е годы началось массовое восстановление храмов, постройка новых. Вера снова стала опорой, источником сил и чистоты.
Казанская церковь
Казанская церковь - православная церковь в городе Иркутске во имя Казанской иконы Божией Матери. Расположена в предместье Рабочее Правобережного административного округа. Закладка здания церкви прошла 27 июля 1885 года в Ремесленной слободе. 4 февраля 1975 Казанская церковь была включена в объекты государственной охраны.
Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни с западной стороны. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами.
В построении Казанской церкви внесены новые мотивы, которые усложняют прочтение функционального назначения частей. Огромную композицию усложняют ядра дополнительных завершенных шатрами башенок, которые расположены по диагоналям. Фасады выполнены в сложных формах "стилевой" архитектуры конца XIX в. Модульоны, спаренные колонки, лучковые кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора. Казанская церковь доминирует над малоэтажными застройками, в планировке города ее значение велико, она визуально связывает отдельные районы города.
Воссозданная в своем первоначальном виде Богородице-Казанская церковь представляет собой неповторимый в своей красоте памятник. Она является свидетельством огромного таланта безымянного архитектора и иркутских умельцев. Церковь отличается величавостью и колоссальностью форм.
Иркутский женский монастырь
Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. Знаменский женский монастырь в Иркутске — один из самых крупных и старых в Сибири.
Архитектура церкви близка древнерусскому зодчеству, это выражено в декоративном оформлении фасадов: двойные колоны по углам зданий, своеобразные «кудри», обрамляющие окна. Вместе с тем памятник несет элементы "сибирского барокко". Его особенности — орнаментальная обработка поверхностей стен. Использование рельефных композиций, состоящих из простейших фигур (квадратов, треугольников), придает экстерьеру неповторимый внешний вид. На сегодняшний день из монастырских строений сохранились церковь, святые ворота настоятельские кельи и ограда. Напротив главного входа недавно возведено здание, в котором размещено епархиальное управление.
В монастыре сохранились и многочисленные предметы убранства: резные иконостасы, образа в старинных окладах. Среди сокровищ обители — «Спас Вседержитель», облаченный в замечательный чеканный серебряный оклад, сделанный местными мастерами в 1791 г.
Костёл Успения Богородицы
С 8 декабря 1884 в костёле начались богослужения. Это уникальное сооружение, представляющее собой яркий образец готической архитектуры. С 1978 является органным залом Иркутской областной филармонии. Заходящий в храм прежде всего обращал внимание на главный алтарь "прекрасной ажурной работы из дерева", выполненный по рисункам Войцеха Коперского в 1888.
Главный алтарь посвящен Успению Божией Матери. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892; правый — с изображением Св. Иосифа, левый — с распятием Иисуса Христа. Кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 г. Для молящихся в зале стояли скамейки — "10 желтых, лакированных, с опором для плечей и 4 скамейки простые". Органа, звуки которого обычно сопровождают католическое богослужение, в иркутском костёле не было. Вместо него на хорах стояла фисгармония, выписанная в 1896 из Варшавы, работы американской фирмы "Сторн и Кларк".
Аларский и Усть-Ордынский дацаны
в 1815 году возник первый буддийский храм в бурятском селе Аларь Иркутской губернии. Это был очень красивый четырехярусный Цогчен-дуган, опоясанный колоннами. Тибетское название дацана - "Тубдэн Даржалин". Он расположен в Иркутской области, в поселке Усть-Ордынский, в местности Абаганат. В 2010 году был построен деревянный трехэтажный главный храм Цогчен-дуган.
Первые деревянные и каменные здания дацанов строились с участием русских каменщиков и плотников, с влиянием традиций русского церковного зодчества. Здания были крестообразными в плане. К основному, квадратному залу, пристраивалась алтарная часть с севера, вестибюль с юга, восточный и западный прирубы использовались для вспомогательных целей. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Он предназначался для отсечения холодного воздуха. В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы.
Над каждым объёмом (пристроем) здания возводилась крыша. Края крыш в начале были прямыми. Впоследствии их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывала галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания глухая — без окон.
Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Интерьеры цокчен-дуганов — зал с рядом колонн. Применяется богатый декор, в основном тибетского типа.
Главное здание дацана называлось Цокчен-дуган (цокчен-дацан) — «дом всеобщего собрания». В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Здания ориентировались по сторонам света. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг Цокчен-дугана.
Главные ворота (богдойн-халга) дацана располагались на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах могли быть калитки. Главные ворота (священные ворота) открывались в особо торжественных случаях. В остальное время в ограду дацана входили через калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до Цокчен-дугана называлась «священный путь».
Архитектура дацана символизировала божественное тело Будды.
Иркутская Соборная мечеть
Духовный центр Байкальского муфтията.
К 1905 году строительство нового здания мечети было окончено, и Иркутск украсился выразительной архитектурной постройкой с высоким минаретом. Иркутская мечеть признавалась одной из лучших в России.
Это выразилось как в архитектурной деталировке, так и в общей композиции, со строгой симметрией и развитостью продольной оси, вдоль которой последовательно расположены основные ее элементы: высокое крыльцо, входной объем с минаретом, сунэт и, наконец, основной зал и михраб. Особую выразительность придает постройке то, что она выполнена из массивных каменных блоков природного камня, обработанных с особой тщательностью. Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений Поволжья, так и черты эпохи эклектики и модерна. В образе минарета прослеживается также влияние архитектуры мечетей Турции и Египта.
Иркутская соборная мечеть входит в список памятников культурного наследия федерального значения.
Спасская церковь
Спасская церковь - православный храм в Иркутске, расположенный на территории утраченного Иркутского кремля в историческом центре города. Одно из первых каменных сооружений Иркутска. Это единственная в Сибири, на внешних стенах которой имеется живопись (начало XIX века.)
По форме и орнаменту она представляет собою комбинацию московской архитектуры 17-го века - геометрически неопределенный наземный план, тяжелая, но визуально впечатляющая кирпичная кладка и "пламенеющих" декоративных мотивов.
Заключение
В истории храмов таится история родного края. Знание истории своей малой родины помогает узнать историю страны. Святые места, которые повлияли на жизнь твоих предков, особенно дороги.
Храмы выполняют духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции, имеют огромное значение в развитии страны. Храмы – духовная защита общества, которая объединяет людей, сеет мир, интеллектуально и культурно развивает человека. «Золотой святыни свет» несет веру, спасение, надежду.
Список использованной литературы:
1. Альманах «Иркутская старина» № 1, 1993 год
2. А. В. Дулов «Исторические памятники древнейшей части Иркутска». Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1983 год
3. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начала XX века. Научно-справочное издание. — М., 2000. — С.104–164.
4. Н. С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг.». Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1994 год.
5. Н. М. Полунина «Живая старина приангарья». Москва «Искусство» 1990 год
6. Т. А. Крючкова «Памятники Иркутска». Иркутск 1989год.
7. «Православные святыни Иркутска: Спасская церковь», Иркутск 2001 год.