Итоговая контрольная работа по биологии (5 класс)
Контрольно-измерительные материалы для проведения
итоговой контрольной работы по предмету "Биология"
обучающихся 5 класса
Пояснительная записка
Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся:
Знания по биологии за курс 5 класса (по темам «Биология как наука», «Клетка - основа строения и жизнедеятельности», «Многообразие организмов».)
Характеристика контрольной работы
Контрольная работа по биологии состоит из 14 заданий. Время выполнения – 40 минут.
Шкала оценивания
Система оценивания результатов выполнения контрольной работы
Задания 1 - 4 оцениваются в 2 балла, № 5 – 8, 10-11 оцениваются в 1 балл., задание 9 оценивается в 2 балла ( если сделан только выбор цифры на рисунке - 1 балл) , если сделан правильный выбор и объяснение к выбору , то 2 балла. За 12 задание – 4 балла, если 1 ошибка - 3 балла, если 2 ошибки – 2 балла, если 3 ошибки – 1 балл
Зв задание 13 за две правильно составленные цепи питания выставляется 4 балла. За задание 14 – правильный выбор и объяснение - 2 балла, если только выбор, то 1 балл
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 28 баллов.
I вариант
Правильные ответы:
№ задания |
Ответ |
|
№ задания |
Ответ |
1 |
Растения |
|
9 |
Г, хранит наследственную информацию |
2 |
экспериментальный |
|
10 |
В |
3 |
Линней |
|
11 |
В |
4 |
Мерный цилиндр |
|
12 |
Водная – А,К Наземно- возд. В,Д,З Почвенная – Б,Г, Ж Организменная – Е,И
|
5 |
В |
|
13 |
1 цепь Пшеница мышь ястреб 2 цепь Листья растения кузнечик Или Пшеница мышь лиса Или своя цепь питания |
6 |
Г |
|
14 |
Лишнее – медведь, т.к. обитает в лесной зоне |
7 |
Б |
|
|
|
8 |
В |
|
|
|
II вариант
Правильные ответы:
№ задания |
Ответ |
|
№ задания |
Ответ |
1 |
Живые организмы |
|
9 |
В, участвует в фотосинтезе или в образовании органических веществ |
2 |
Наблюдения |
|
10 |
В |
3 |
Чашка Петри |
|
11 |
Б |
4 |
Паразит |
|
12 |
Водная – А,К Наземно- возд. В,Д,З Почвенная – Б,Г, Е Организменная – Ж,И
|
5 |
А |
|
13 |
1 цепь Пшеница мышь хищная птица ( или рысь) 2 цепь Медведка еж рысь Или Или своя цепь питания |
6 |
Г |
|
14 |
Лишнее – кактус, т.к. обитает в пустыне |
7 |
А |
|
|
|
8 |
Б |
|
|
|
Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
Первичный балл |
25-28 |
20-24 |
14-19 |
13 и менее |
Итоговая контрольная работа по биологии для учащихся 5 класса
I вариант
Для заданий 1 - 4 запишите определения - I часть , для заданий I I части Выполнить тест с выбором ответа 5 - 11 обведите номер правильного ответа. I I I часть. Практическая В задании 12 установите соответствие , в 13 задании составить 2 цепи питания, в 14 задании сделать выбор и объяснить его |
I часть. Допишите предложение
1. Ботаника- это наука, изучающая_________________
2. Метод изучения природных объектов с помощью лабораторного оборудования – это __________________
3. Ученый, который создал систематику________________________
4.Специальная посуда для измерения жидкостей - это ________________
I I часть. Выполнить тест
5.Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют
А) организмом Б) тканью В) живой природой Г) неживой природой
6.Ученые разделяют все живые организмы на А) 1 царство б) 2 царства
в) 3 царства г) 4 царства
7.Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют: А) тканью Б) органом В) слоевищем Г) симбиозом
8. Растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород в процессе
А) дыхания Б) испарения В) фотосинтеза Г) почвенного дыхания
9. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро. Какую роль играет этот органоид в жизни клетки
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
10. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе. А) Продуценты Б) Потребители В) Разрушители
1 1. В какой среде обитания живет еж?
А) водная Б) почвенная В) наземно-воздушная
I I I часть. Практическая часть
12. Установите соответствие между организмом и средой обитания и ответы внесите в таблицу
Организмы Среды обитания
А) Щука 1. Водная
Б) крот 2. Наземно- воздушная
В) слон 3. Почвенная
Г) дождевой червь 4. Организменная
Д) лиса
Е) простейшие в желудке коровы
Ж) землеройка
З) волк
И) блоха
К) дельфин
Водная среда |
Наземно- воздушная
|
Почвенная |
Организменная
|
|
|
|
|
13. Рассмотрите рисунок. Составьте 2 цепи питания, которые возможны с участием этих организмов. Последовательность организмов в цепях питания запишите словами
_________________________________________________________________________________________
14.Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
медведь, хомяк, суслик, пшеница, ковыль, ястреб
Ответ: ____________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по биологии для учащихся 5 класса
II вариант
Для заданий 1 - 4 запишите определения - I часть , для заданий I I части Выполнить тест с выбором ответа 5 - 11 обведите номер правильного ответа. I I I часть. Практическая В задании 12 установите соответствие , в 13 задании составить 2 цепи питания, в 14 задании сделать выбор и объяснить его |
I часть. Допишите предложение
1.Биология- это наука, изучающая_________________
2. Метод изучения природных объектов с помощью органов зрения – это ________________
3. Специальная чаша с крышкой –это_______________
4. Организм, поселяющийся в теле хозяина и приносящий ему вред _________________
I I часть. Выполнить тест
5. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, носят название А) автотрофы Б) хищники В) гетеротрофы Г) хвойные
6.Плодовое тело из шляпки и ножки образует
А) мох сфагнум Б) почвенная бактерия
В) папоротник орляк Г) гриб подберезовик
7.Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют : А) органом Б) слоевищем В) симбиозом Г) тканью
8. Растения усваивают кислород и выделяют углекислый газ в процессе
А) испарения Б) дыхания В) фотосинтеза Г) почвенного дыхания
9.Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначены хлоропласты . Какую роль играют они в жизни клетки?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
10. Выберите название группы организмов, участвующих в образовании органических веществ в природе. А) Потребители Б) Разрушители В) Продуценты
1 1. В какой среде обитания живет крот ?
А) водная Б) почвенная В) наземно-воздушная
I I I часть. Практическая часть
12. Установите соответствие между организмом и средой обитания и ответы внесите в таблицу
Организмы Среды обитания
А)Акула 1. Водная
Б) дождевой червь 2. Наземно- воздушная
В) волк 3. Почвенная
Г) землеройка 4. Организменная
Д) лось
Ж) блоха
Е) землеройка
З) волк
И) простейшие в желудке коровы
К) касатка
Водная среда |
Наземно- воздушная
|
Почвенная |
Организменная
|
|
|
|
|
1 3.Рассмотрите рисунок. Составьте 2 цепи питания, которые возможны с участием этих организмов. Последовательность организмов в цепях питания запишите словами
____________________________________________________________________________-
14.Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
сосна, бурундук, ель, лиственница, кактус
Ответ: ______________________________________________________________________
Кияйкина Наталья Федоровна