Контрольная работа по русскому языку
10 класс
При проверке контрольной работы за каждое заданий (А1-А18, В1-В3), если ответ правильный, выставляется 1 балл, если нет – 0 баллов. За выполненное задание В4, в зависимости от полноты и правильности ответа, выставляется от 0 до 4 баллов. Итого, максимальное количество баллов 25.
Нормы выставления оценок
Баллы |
0 - 7 |
8 - 18 |
19 - 23 |
24-25 |
Оценки |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Часть 1
A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) катАлог
2) премировАть
3) красивЕе
4) сЫта
A2 В каком предложении вместо слова ПРЕОБРАЗИТЬСЯ нужно употребить слово ПРЕОБРАЗОВАТЬСЯ?
1) Его глаза мгновенно ПРЕОБРАЗИЛИСЬ, сомнение в них сменилось выражением решительности.
2) Раньше она была скромной и незаметной школьницей, а теперь ПРЕОБРАЗИЛАСЬ в гордую, недоступную красавицу.
3) После дождя лес сказочно ПРЕОБРАЗИЛСЯ.
4) Со временем лаборатория ПРЕОБРАЗИЛАСЬ в филиал научно- исследовательского института.
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) разные возрасты
2) двое друзей
3) наиболее просто
4) более пятиста рублей
Прочитайте текст и выполните задания A4–A7
(1) … (2) Они проходят под девизом «Нация в опасности — дети перестают читать!». (3) Но ведь и мы должны понять: отказ от чтения говорит о том, что и наша российская нация в опасности. (4) Срочно надо создавать национальную программу поддержки чтения в России, в первую очередь детского чтения. (5) Необходимо сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведённые на преподавание литературы в школе. (6) … эти благие инициативы не так легко воплотить в жизнь: они неизменно наталкиваются на довольно жесткое сопротивление лоббистов от массовой культуры.
A4 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В России ежегодно реализуются мероприятия в рамках национальной программы чтения.
2) В развитых странах Запада и в Японии создаются национальные программы чтения.
3) В конгрессе США проводятся слушания новых законов, ограничивающих права курильщиков в общественных местах.
4) В России проходят обсуждение проекты законов, защищающих ребёнка от агрессивной рекламы, пропаганды и агитации.
A5 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Прежде всего,
2) Однако
3) Кроме того,
4) Иными словами,
A6 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДОЛЖНЫ из третьего (3) предложения текста.
1) действительное причастие
2) краткое страдательное причастие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие совершенного вида
A7 Укажите значение слова ЧАСЫ в предложении 5.
1) Единица измерения времени, состоящая из 60 минут.
2) Время, пора.
3) Прибор для определения времени.
4) Промежуток времени, отводимый на учебное занятие.
A8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Масля(1)ые краски, привезе(2)ые художником из столицы, были вскоре израсходова(3)ы.
1) 2, 3 2) 1 3) 1, 3 4) 1, 2, 3
A9 В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) с…реневый, разм…ститься, отр... вление
2) запл…сневеть, ст…мулировать, д…рование
3) оз…рение, напр...вление, пок…яние,
4) выск…чить, укр…шение, оп...лчение
A10 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...беречь, пр…одолевать, пр…лежание
2) чере…чур, в …дании школы, ра…мешать
3) сверх...нтересный, дез...нформация, под...тожить
4) кинос...емка, раз...яренный, суб…ективный
A11 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) обид…вший малыша, обруш…вшийся под тяжестью
2) плохо слыш…щий, деревья чуть колыш…тся
3) наде…вшийся на удачу, отча…вшийся узнать правду
4) завер…нная подпись, дыш…шь
A12 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. устанавл…вать
Б. откле…ли
В. буш…вала
Г. эмал…вый
1) А 2) А, Б 3) Б, Г 4) А, Б, В
A13 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) По краям костровища тлели (не) остывшие угли.
2) В эти места, поросшие густым малинником, (не) редко заглядывают медведи.
3) (Не) прикрытая дверь позволяла мальчикам увидеть ближний угол комнаты.
4) (Не) сильные дожди размыли дорогу, а весенний паводок.
A14 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Два часа спора прошли (В) ПУСТУЮ, (ТО) ЕСТЬ каждый из спорящих остался на первоначальных позициях.
2) Маша не понимала, (ПО) ЧЕМУ Саша не хочет рассказать все отцу (НА) ПРЯМУЮ.
3) ЧТО(ЖЕ) я могу сделать, ЧТО(БЫ) порадовать вас?
4) Девушка пристально всматривалась В(ДАЛЬ) моря, но там (НИ) КОГО не было видно.
Прочитайте текст.
Л. Н. Гумилев, изучая особенности исторического развития народов Евразии, обратил внимание на то, что бурные социальные изменения на континенте связаны с циклами солнечной активности, которые достаточно полно описываются астрономами. Вслед за специалистами в области естествознания ученый предположил, что
эта связь имеет закономерный характер. Он выдвинул гипотезу, что резкое усиление солнечной активности способствует тому, что на Земле в большем количестве рождаются «пассионарии» – люди повышенной активности, способствующие социальным переменам и направляющие историческое движение народов.
А15. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Основное открытие Л.Н. Гумилева состояло в том, что он первым усмотрел связь между активными членами общества «пассионариями» и рядом исторических событий в Евразии.
2) Л.Н. Гумилев выдвинул гипотезу о том, что социальные изменения и усиление этнических процессов на Земле каким-то образом связаны с циклами активности Солнца.
3) Л.Н. Гумилев, выдвинув гипотезу о «пассионариях», объяснил связь циклов солнечной активности с усилением социальных и этнических процессов на Земле.
4) Народы Евразии, по мнению Л.Н. Гумилева, обязаны своим историческим развитием в первую очередь циклам солнечной активности, которые достаточно подробно описаны астрономами.
Прочитайте текст и выполните задания A16–A18; B1–B3.
(1) Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические
традиции.
(2) Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты. (3) Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5) В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом.
(6) Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7) Задеть классика для него все равно что оскорбить Родину. (8) Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9) Оно складывается и закрепляется с малых лет. (10) Главный инструмент
освящения классиков у нас школа. (11) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12) Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства,
раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13) Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.
(14) Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15) Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16) Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17) Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним.
(18) Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. (19) Мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами.
(По П. Вайлю* и А. Генису**)
*Петр Львович Вайль (1949 – 2009 ) – российский и американский журналист, писатель, радиоведущий.
**Александр Александрович Генис (1953) – русский американский писатель, эссеист, литературовед, критик, радиоведущий.
A16 Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ точке зрения автора?
1) Русский читатель трепетно относится к национальной классической литературе.
2) Перечитывая классику после школы, мы оказываемся не в состоянии пересмотреть свое прежнее отношение к ней.
3) В России классическая литература обладает особой значимостью и играет важную воспитательную роль.
4) В вопросе о значении национальной классической литературы среди русских читателей присутствует полное взаимопонимание.
А17. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3 – 5?
1) рассуждение и описание
2) рассуждение
3) рассуждение и повествование
4) повествование
A18 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 4 2) 14 3) 16 4) 19
Часть 2
B1 Из предложений 8 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
B2 Из предложений 4 – 5 выпишите все частицы.
B3 Среди предложений 12 – 19 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А16–А18, В1–В3. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
B4. В предложенном тексте П. Вайля и А. Гениса серьезные авторские размышления сочетаются с элементами легкой иронии. Синтаксис авторов малоэмоционален, сдержан, не случайно основными выразительными средствами в нем являются привычные в письменной речи _____ ( предложения 2, 12, 17). Авторская ирония проглядывает через нечастые _______ (в предложениях 7, 14). Достаточно традиционные ______: «литература — это … нравственный фундамент», «почувствовать ее душу», «книги растут и меняются вместе с нами» (предложения 1, 15, 19) – позволяют авторам глубже раскрыть тот или иной тезис. Пояснить авторскую мысль помогает и _____ «так и не повзрослевшие стереотипы» из предложения 16.
Список терминов:
1) сравнение(-ия)
2) ряды однородных членов
3) фразеологизм(-ы)
4) эпитет(-ы)
5) риторический(-ие) вопрос(-ы)
6) неполное предложение
7) гипербола(-ы)
8) метафора(-ы), олицетворение(-я)
9) восклицательное(-ые) предложение(-ия) (риторическое(-ие) восклицание(-ия))
Лопахин Виктор Андреевич