Итоговое сочинение по литературе по направлению «Человек и общество»

1
0
Материал опубликован 15 March 2018

Сочинение по направлению «Человек и общество»

«Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один»,- утверждал У.Блэкстоун. И это, действительно, так. Человек живет среди людей. Окружение влияет на его характер, на его личность в целом. Живя в обществе, невозможно быть свободным от его влияния. Но насколько сильным и решающим будет это влияние,зависит только от самого человека. Если в нем есть внутренний стержень, чувство чести и достоинства, то он сумеет не сломаться, когда на него будут давить, сумеет сохранить в себе индивидуальность. Общество формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.

Размышляя над темой сочинения, я решил обратиться к произведениям художественной литературы. Писатели всегда проявляли интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. Так, например, в произведении Джорджа Оруэлла «1984» показано, как тотальный режим влияет на человека. Главная цель государства-власть не только над материальной действительностью, но и над сознанием и чувствами членов общества. Ни на работе, ни на улице, ни в квартире человек не чувствует себя свободным. Загоняя себя в рамки стандартов, человек теряет свой истинный облик, теряет свою индивидуальность. Контролируется все: работа, личная жизнь человека, его мысли, чувства, эмоции. Законы общества построены на ненависти, лжи, уничтожении индивидуальности. На улицах, в магазинах, даже в домах установлены мониторы. Их предназначение в том, чтобы круглые сутки транслировать лживые новости о жизни государства, прославлять партию и быть камерой слежения за личной жизнью человека. Любовь, чувство привязанности к близким – это мыслепреступление. Члены семьи друг к другу безразличны. Дети готовы донести на любого человека, даже на родителей, если тот совершает мыслепреступление. Главный герой романа, ничем не примечательный сотрудник Министерства Правды, Уинстон Смит, решается на протест против законов общества. Его внутренний протест начинается с мыслепреступления. Он испытывает ненависть к Партии. А далее он совершает преступные действия, влекущие за собой серьезные наказания в виде каторги или расстрела. Он ведет дневник, в который записывает свои чувства, мысли, купил стеклянный пресс- папье, поддерживает интимные отношения с женщиной.

Таким образом, прочитав роман, я понял, как это опасно, когда идеология проникает в сознание, в личную жизнь человека. Она губит человеческое в человеке. Система порабощает человека. Думаю, что автор предостерегает читателей о подобных событиях.

Не менее актуальным является произведение Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В романе автор показывает современное общество, общество потребителей, утративших интерес к искусству ,литературе и науке. Люди теряют связь с интеллектуальным наследием прошлого, природой, друг с другом. Они вечно куда-то бегут, не говорят о своих мыслях и чувствах. Стены их домов –плазменные панели. На экранах телевизоров – бессмысленные сериалы и телепередачи. По радио можно услышать музыку и новости, которые фильтруются правительством. Люди превращены в зомби, в роботов, лишенных чувств и эмоций. Все книги, способные заставить человека мыслить, чувствовать, созидать, находятся под запретом. Их нужно сжечь. Хранение литературы становится преступлением, а люди, способные критически мыслить,- преступниками. «Пожарные» сжигают все обнаруженные книги, вместе с домами, их провинившихся владельцев. Главный герой романа, Гай Монгэн, служит таким «пожарным». Сначала он уверен, что делает свою работу в интересах всего человечества. Но быстро разочаровывается в идеальных, навязанных ему обществом, становится «изгоем», уходит «за город», присоединяется к «маргиналам», заучивающим книги наизусть, чтобы сохранить знания для потомков. Из блюстителя порядка становится злостным нарушителем, зато приобретает способность думать, анализировать. Понимает, что все, что показывают по телевизору,-лживая пропаганда, тупое развлечение. Чтение книг помогло понять, что людей превращают в послушных роботов, не думающих ни о чем. Главный герой романа протестует против законов общества. Он полюбил книги, он способен наслаждаться природой, он может чувствовать, страдать, любить, он изучает мир.

Прочитав этот роман, я задумался о современном обществе. Этот роман не о любви к книгам. Этот роман о деградации людей, об обществе, которое идет вникуда, о влиянии общества на человека. Как много еще людей, которые с благодарностью принимают то, что диктует им общество, зачастую не имея собственного мнения. Они зомбированы новостями, верят дикторам, вещающим с экранов, не помнят своей истории. Так не должно быть. Я согласен с мнением А. Моруа: « Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни».

Приведенные мною аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают меня в том, что каждый человек индивидуален. Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных. История показала, что превращение человечества в совокупность «винтиков» ведет к преступлению против человека и человечества. Конечно, между личностью и обществом должна быть гармония в отношениях. Будет ли т так? Будущее зависит от нас.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.