СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Булгакова Г.М.106
Россия, Челябинская обл., село Коелга

Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Год литературы»

Примерные темы

В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн и пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы. (Н. А. Заболоцкий о «Слове о полку Игореве».)

Это — прекрасный благоуханный цветок славянской народной поэзии, достойный внимания памяти и уважения. (В. Г. Белинский.)

Материалы к сочинению

Бессмертное творение древнерусского мыслителя-патриота приобщает нас к славному прошлому, учит гордиться героической историей своего народа. «Минувшее», настоящее и будущее родины сплетаются в единую, неразрывную цепь.

Минувшие столетия не приглушили его поэтиҹескогоуҹания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумҹивым. Поҹему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?

«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя. 

Автор «Слова» использует самые разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворение. Необъятность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, льются голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве». Таким же, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способным преодолевать пространство, наделяет автор и своих героев: когда Всеславу в Полоцке позвонят к заутрене рано у святой Софии в колокола — он в Киеве уже звон слышал, а когда Олег вступал в золотое стремя в городе Тмутаракани — тот звон слышал, бывало, великий Ярослав

Сон Святослава полон народных поэтических символов. Описание бегства Игоря из плена отражает сказочные мотивы: в сказках нередко герой, спасающийся от преследующего его колдуна, также обращается в животных. Подобно Игорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину, в былине о Вольге Всеславьевиче последний, обернувшись соколом, бьет гусей и лебедей для своей дружины. Народного богатыря напоминает Всеволод буй - тур, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами. Подобно Илье Муромцу, Всеволод буй - тур сражается с врагами

Автор очень скуп на эпитеты, но зато употребленные им — метки. Например, такие эпитеты: «жемчужная» душа «теплые» туманы, «живые» струны. Богато и разнообразно слуховое восприятие автора «Слова». Голоса девиц на Дунае не просто доносятся до Киева _ они «вьются». Телеги у него не скрипят, а «кричат», как лебеди. 

Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского художественного слова.

Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...М. Горький

Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, которые делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Итак, вот две основные задачи, которые определил для себя автор: изобразить основные пороки российского общества и высмеять их. Выполнив эти задачи, писатель создал не только сатиру огромной обобщающей силы, но и одно из самых смешных произведений отечественной литературы.

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

Драгунский Виктор Юзефович «Он живой и светится». Произведение, которое пробуждает в читателе благородство, желание понимать красоту, ценить дружбу.

Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки. Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной.

Можно ли утверждать, что комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» столь же злободневна сейчас, как и 180 лет назад?

«Ревизор» — это комедия, с колоссальной силой выставившая на осмеяние все общественные пороки тогдашней России. Впрочем, только ли тогдашней? Разве в наши дни не встречаются чиновники, подобные тем, которых мы видим в комедии? И для нашего времени она остается такой же злободневной, какой была при жизни автора.

Литература есть нечто такое, что, проходя через века, заносит на скрижали свои и великие деяния и безобразия М. Е. Салтыков-Щедрин

В. Быков «Обелиск»

Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.

+ в другом произведении этого же писателя:

В. Быков «Сотников»

Во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость

Литература – это не буквы на бумаге. Это общение. Это память. Айзек Марион

Согласны ли вы с утверждением, что одно из основных достоинств литературы в том, что она сохраняет память?

« Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...»

(А.Т.Твардовский)

В одном из последних своих интервью В.Г.Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». Природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно – патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти.

В произведении “Чёрные доски” В. Солоухин рассказывает о вопиющем факте - разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о “сколачивании ящиков для картошки” из старинных икон. В Ставрово в одной из церквей “устроили столярную мастерскую, а в другой расположилась МТС (машинно-тракторная станция). И в ту и в другую церковь заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим”.

Однако, как замечает автор, не может “коровник, паровоз, подъёмный кран и дорожный каток” заменить “Покров на Нерли, Московский Кремль”, не может дом отдыха располагаться в здании монастыря Оптина пустынь, близ которого могилы старцев, родственников Толстого, Пушкина, да и просто могилы ЛЮДЕЙ! “Ведь они там, внизу. А память о них и плиты нужны ведь не им, а нам, живым”.

Д.С. Лихачёв “Любовь, уважение, знание”. Академик повествует о “невиданном поругании народной святыни” -взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. Памятник выражал признательность всего народа брату-грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю!

...поэзия — это мысль человеческая, достигающая величайшей силы... Луи Арагон

Можно ли утверждать, что именно в поэзии заключена огромная воздействующая сила?

В.В. Маяковский. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос:

Ведь, если звезды зажигают —

значит -

это кому-нибудь нужно?

Поэт — та же звезда, и свет ее служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет:

Вот — я,

весь

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души!

По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

А солнце тоже:

"Ты да я, нас, товарищ, двое!

Я буду солнце лить свое, а ты — свое,

стихами"

«Пророк» — стихотворение А.С.Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта. Должна быть высокая цель, во имя которой творит поэт, которая придаст смысл работе, и истинное содержание всему тому, во что он так глубоко верит; и верно видит, слышит, чувствует, и умеет передать словом. Такая «цель» обозначена, как «бога глас», обращенный к «пророку» и призывает его «жечь сердца людей» своим мудрым словом («глаголом»). И демонстрировать людям подлинную, без украшательств, правду жизни.

Согласны ли вы с мнением, что в баснях И.А.Крылова выражена народная мораль? 

«Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Но именно в баснях раскрылся во всей полноте сатирический талант Крылова. За сорок лет им было написано более двухсот басен.

Басни Крылова - способ народного мышления, мудрость народа, его житейская философия.

Слово в баснях Крылова - средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского мужика.

Только в баснях Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями басенного творчества: у Крылова персонажи являются типическими, обобщающими образами, в них ярко отражены человеческие пороки.

Простой и очень понятный сюжет басен уже много поколений не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что Крылов брал за основу своего творчества главные пороки и слабости человека, а они остались такими же, как и у его современников. Живой русский язык, которым написаны все басни Ивана Андреевича, лишен чрезмерной утонченности. Он понятен всем без исключения. Для того чтобы читатель лучше усвоил урок, заключенный в басне, в конце произведения автор всегда приводит ее мораль. Одним из немногих исключений является басня «Ворона и Лисица». Крылова в ней больше интересует процесс того, как Ворона под действием лести начинает чувствовать свою значимость и превосходство.

Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать. Рене Декарт

У каждого героя свой индивидуальный характер, темперамент и характерная манера поведения. На страницах книг русских писателей герои произведений оживали и начинали, казалось бы, самостоятельную жизнь полную непредсказуемости и приключений. Не скупились писатели и на детали, позволяющие во всех мелочах представить себе картину  того места, где разворачивались события. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.Толстой «Князь Серебряный», «Слово о полку Игоревом», М.А.Шолохов «Тихий Дон»


Использованные ресурсы:

  1. http://www.rlspace.com/oblichitelnaya-moral-basen-krylova /
  2. http://fb.ru/article/131678/moral-kotoruyu-neset-basnya-vorona-i-lisitsa-kryilova-i-a
  3. http://detskiychas.ru/school/pushkin /анализ-пушкин-пророк/
  4. http://www.school-city.by/index.php ?id=4885&Itemid=141&option=com_content&task=view
  5. http://www.hobobo.ru/catalog/skazka/on-zhivoj-i-svetitsya
  6. http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-svoeobrazie-konflikta-v-komedii-n-v-gogolya-revizor.html
  7. http://sochineniepro.ru /сочинения/Слово_о_полку_Игореве/«Минувшее_проходит_перед_нами...»
  8. http://www.litmir.co/br /?b=216977
  9. http://www.4egena100.info/lit/vyskazyvanija-o-literatyre.html #
  10. http://tululu.org/aforizmy/theme/57 /
  11. http://rupoem.ru/bunin/molchat-grobnicy-mumii.aspx
  12. http://textik.ru/citations/topic/literatura /
  13. http://old.ol-cbs.ru/y4enikam/podbor/literatura/130-igors-polk-slovo/1446-slovo-o-polku-igoreve-vyskaz-uchenyh.html
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.