Изготовление искусственных цветов из ткани
МУЗЕЙНЫЙ УРОК
Виноградова Наталия Анатольевна, 6 класс.
Тема урока: "Изготовление искусственных цветов из ткани».
Тип урока: изучение нового материала (ознакомительно-практический).
Специфика урока: урок проходит в школьном музее «Крестьянское подворье».
Тип музейного урока: урок с элементами исследовательской работы.
Место урока в системе уроков: пятый урок по теме «Рукоделие», раздел «Вышивка лентами».
Цели:
Образовательные:
-формирование знаний по изготовлению искусственных цветов из ткани,
-закрепление знаний по строению цветка в природе,
-формирование умения составлять технологическую карту по изготовлению цветов из ткани.
Воспитательные:
-воспитание эстетического мировоззрения, любви к природе, познавательной потребности,
-воспитание уважительного отношения и интереса к традициям русского костюма, трудолюбия, усидчивости, внимательности и аккуратности.
Развивающие:
-развитие творческих способностей, сенсорных и моторных навыков, наблюдательности, глазомера, самостоятельности.
Задачи:
для учителя: познакомить учащихся с историей вышивки и показать ее применение, особенности техники выполнения в разных изделиях;
для ученика: освоить выполнение цветов из ткани, приемы вышивания лентами, составление технологической карты по изготовлению цветов из ткани.
Оборудование: музейные экспонаты – костюмы разных губерний России, образцы цветов из ткани, гербарий; живые цветы, бумага, картон, карандаш, ножницы, салфетки, инструменты и материалы для вышивания.
Межпредметные связи: биология, литература, черчение, ИЗО.
Методы: исследовательский, частично-поисковый, логический, индивидуальные сообщения, самостоятельная и практическая работа.
Предварительная подготовка: посещение учащимися школьного музея «Крестьянское подворье», рассматривание гербариев,повторение темы по материаловедению.
Литература:
Вардугин В. Русская одежда – Саратов: Религиозное приволжское изд-во «Донская книга», 2001.
Грановский Т.С., Миверниерадзе А.П. Строение и анализ тканей. - М., 1998.
Кирюжин С.М., Доронкин Ю.В. Качество тканей. – М., 2006.
Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия // Под ред. А. Соснина, И. Шангина – СПб.: Искусство-СПБ.- 2006.-400 с., ил..
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) // Под ред. В.Д. Симоненко. – М.; Вентана-Граф.
Ход урока
Организационный момент.
I. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Когда и где возникает искусство изготовления цветов из ткани?
Ученики излагают свои предположения.
Индивидуальное сообщение ученицы: В последнее время возросла популярность искусственных цветов. Композиции из них украшают интерьеры жилых помещений, ими оформляют витрины, сцены. Искусственные цветы используются как дополнение к одежде, головным уборам, прическам.
Искусственные цветы были известны еще в Древнем Египте за 3 тысячи лет до нашей эры. Позднее их стали изготовлять греки и римляне. Пользовались искусственными цветами в качестве украшения и в средневековой Европе. В XVIII веке они становятся модными. Их начинают изготавливать промышленным способом.
В России цветы из ткани появились в конце XVIII - начале XIX века вместе с парижскими туалетами и были очень дороги. Чтобы снизить цены, стали ввозить не только готовые украшения из них, но и детали – лепестки, листики, тычинки и собирать на месте. Вскоре появилось и отечественное производство искусственных цветов. Возникли профессиональные школы мастериц, были изданы первые пособия, в женских учебных заведениях начали преподавать искусство изготовления цветов. В России руководство по изготовлению искусственных цветов, составленное с использованием зарубежных источников, впервые было опубликовано в 1896 году. В предисловии к этому изданию говорилось: «Необходимость появления этой книги была вызвана тем, что искусство изготовления цветов стало все больше и больше проникать в публику. Дамы, занимающиеся другими рукоделиями, заинтересовались этим искусством, оно им понравилось, и у них явилось желание ознакомиться с ним во всех мельчайших его подробностях, а вместе с тем явилась и необходимость в руководстве, по которому можно было бы научиться этому изящному искусству, не прибегая
к посторонней помощи».
Учитель: Где сегодня искусственные цветы могут найти себе применение?
Индивидуальное сообщение ученицы: Искусственные цветы можно подразделить на отделочные и декоративные. Во-первых, их можно использовать для украшения одежды, интерьеров. Редкий кутюрье, устраивая показ своих великолепных нарядов, обходится без искусственных цветов. Существует великое множество хореографических и музыкальных ансамблей, костюмы которых украшают удивительной красоты искусственные цветы. Если зимой ставится спектакль или снимается фильм, где необходимы полевые цветы или букет сирени, то на помощь приходят художники, умеющие делать такие цветы. Витрины магазинов, офисы, сцены концертных залов очень часто украшают композиции из искусственных цветов. В зоологических или краеведческих музеях можно увидеть настоящие «уголки природы»: цветущие полянки, кустарник, усыпанный ягодами, деревья. И все это – дело рук мастера, умеющего воссоздать картины живой природы. Дома с помощью изготовленных своими руками цветов можно обновить и сделать необычайно красивыми бра или абажуры.
Учитель: Цветы – украшение нашей планеты. Их любят все. Без цветов не обходится никакое торжество. Все, что прекрасно в природе, человек любит копировать: он пытается подражать природе настолько, чтобы эстетическое восприятие от созерцания живого и искусственного было схожим. Можно доставить себе радость, сделав искусственный цветок самостоятельно – ведь делать цветы интересно и несложно. В этом вы сможете убедиться сегодня на уроке.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Настоящий мастер непременно должен иметь хотя бы самые элементарные знания в области ботаники, а также быть наблюдательным и исследователем в этой области. Любая прогулка в лесу, в поле – прекрасный повод для накопления информации. Тогда вы, приобретая первые навыки изготовления искусственных цветов, сможете самостоятельно создавать копии цветов.
Давайте вспомним, из каких составных частей состоит растение, из каких частей состоит цветок?
Индивидуальное сообщение ученицы: В целом растение состоит из нескольких крупных составных частей: цветок, стебель, листья.
Строение цветка довольно сложное. Лепестки в совокупности образуют венчик. В середине цветка находятся тычинки, на концах которых расположены пыльники и пестик. Завязь мы будем оформлять просто как небольшое утолщение в основании цветка. Чашелистики в совокупности образуют чашечку. Листья могут соединяться со стеблем посредством черешка или без него.
III. Изучение нового материала.
По теме урока учащимся было дано домашнее задание – найти стихотворение о полевых цветах, растущих в Переславском районе.
Дети наизусть читают выбранные стихотворения.
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую вытянул ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
скажите, ведь правда, что это весна?»
(П. Соловьева)
Знакомые с детства, родные ромашки…
Вот легкий «поповник» у нашей реки,
Вот белые звезды средь розовой кашки,
В букете сияют его лепестки
Он «любит – не любит» ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Вот эта ромашка знакома нам тоже –
Ее мы «лекарственным другом» зовем.
(Вс. Рождественский)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо,
Куда ни глянь – цветы вокруг
Да по колено травы.
И колокольчик луговой
На тоненькой былинке,
Качаясь, гнется над травой
У солнечной тропинки.
(Е. Трутнева)
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е. Серова)
Я ландыш майский,
Хрупкий, нежный.
Мой аромат пленит тебя.
Я прячусь в темной чаще леса,
Боюсь я солнца, как огня.
(В. Солоухин)
Нынче удались цветы повсюду,
Вдоволь им дано покрасоваться.
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться.
Вот раскрылся лютик милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке.
(А. Прокофьев)
Учитель: Слушая эти прекрасные стихи, мы еще раз убедились, что некрасивых цветов на свете нет, они ласкают наш взгляд пестротой и свежестью сочных и ярких красок. А если разглядывать каждый цветок, то мы будем поражены сверхточной, идеальной формой каждого венчика, каждого лепестка и каждой жилки на лепестке. Так и хочется сотворить эту красоту своими руками.
1. Технология изготовления искусственных цветов.
Процесс изготовления искусственных цветов можно разделить на шесть основных операций:
· обработка основных и вспомогательных материалов;
· раскрой деталей;
· окраска деталей цветка;
· гофрирование лепестков и листьев;
· сборка цветка;
· сборка ветки или букетика.
2. Материалы и инструменты.
В зависимости от конечной цели будут различаться материалы и приемы работы.
Отделочные цветы требуют наиболее красивых и изящных поделочных материалов, особой аккуратности в исполнении. Для декоративных цветов, исключая особые случаи, можно выбрать поделочный материал простой. К тому же более крупные, могут быть с менее тщательной проработкой.
Для изготовления цветов применяют следующие основные материалы:
- ткань;
- кожа;
- бумага;
- шерсть;
- бисер и стеклярус;
- раковины;
- перья птиц.
Для того чтобы из всех перечисленных материалов вышел цветок, нужны некоторые вспомогательные материалы и ряд специальных инструментов.
Вспомогательные материалы:
- краски (анилиновые красители, чернила, тушь, гуашь и др.);
- клей (ПВА);
- нитки;
- аппретура (желатин, крахмал);
- спирт (одеколон);
- проволока;
- бумага для обвивки стеблей (креповая);
- вата;
- манка (пшено);
- зубной порошок и т. д.
Для изготовления искусственных цветов необходимы следующие инструменты: ножницы с острыми концами для вырезания деталей цветка; кусачки для разрезания проволоки; пинцет для захватывания отдельных частей, гофрировки лепестков; крючок для завивки лепестков; бульки (диаметром 2;4;6;8;10;12;15;18;20;22;25;30;40;55 мм.) для выдавливания лепестков, придания им выпуклой формы; резцы (ножи) для гофрировки листьев и лепестков; подкладка резиновая жесткая и мягкая для гофрировки листьев и лепестков; подушка, не очень туго набитая промытым песком для гофрирования лепестков, кисти, посуда.
3. Правила ТБ при работе:
- с ножницами: держать на рабочем месте с сомкнутыми лезвиями; передавать только кольцами вперед; ножницами для ткани не перекусывать проволоку;
- с горячими инструментами: держать инструмент только за деревянные ручки; проверять готовность инструмента к работе на лоскутке ткани;
- с проволокой: хранить проволоку в специальных коробочках, пользоваться кусачками;
- с электронагревательными приборами: перед работой проверить исправность соединительного шнура; включать и выключать прибор сухими руками, держась за корпус вилки; следить за правильной установкой положения терморегулятора; по окончании работы выключить прибор.
IV. Практическая работа « Изготовление выкроек»
Учитель: Лепестки, листья и другие детали цветов вырезают по выкройкам. Можно воспользоваться готовыми выкройками. Но, зная основные правила изготовления выкроек, можно без особых хлопот сделать выкройку любого цветка самостоятельно
Показ трудовых приемов.
Инструкционно- технологические карты на столах у учащихся.
Последовательность работы:
1. Выбрать интересующий цветок.
2. Разобрать его на составляющие части (лепестки, чашелистики, листья).
3. Рассортировать все лепестки по типоразмерам (лепестки каждого
типоразмера должны иметь приблизительно одинаковые размеры и форму).
4. Записать количество лепестков каждого типоразмера.
5. Отобрать по одному характерному лепестку каждого типоразмера
и снять с него выкройку.
6. Положить элемент цветка на твердую гладкую поверхность,
осторожно расправить его и обвести карандашом контур элемента
цветка.
7. Нижнюю часть элемента удлинить на 5-7 мм ( для прикрепления его
к сердцевинке).
8. Сделать лекала из картона.
9. Таким же образом снять выкройки и сделать лекала лепестков
бутона, чашелистиков и листьев.
10. На каждой выкройке проставить индекс детали цветка.
11. Хранить выкройки в конвертиках, на которых пишут название
цветка, деталей, указывая их количество для одного цветка и
букетика в целом.
Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
Целевые обходы:
1. Проверка своевременного начала работы и организации рабочего
места учащихся.
2. Проверка правильности выполнения приемов работы.
3. Проверка соблюдения технологической последовательности
выполнения работы.
4. Контроль качества выполнения работы.
5. Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности
6. Прием и оценка практических работ учащихся.
V. Закрепление нового материала.
- Где зародилось искусство изготовления цветов?
- Когда цветы из ткани появились в России?
- Какие инструменты и материалы необходимы для изготовления
искусственных цветов?
- На какие группы по назначению можно разделить искусственные
цветы?
- Из каких основных операций складывается процесс изготовления
искусственных цветов?
- Из каких составных частей состоит растение?
- Из каких частей состоит цветок?
VI. Подведение итогов.
1. Сообщение о достижении цели урока.
2. Анализ выполнения учащимися практических работ.
3. Показ лучших работ.
4. Разбор типичных ошибок.
5. Выставление оценок.
6. Сообщение темы следующего урока: «Раскрой деталей цветка».
VII. Домашнее задание.
Составить технологическую карту изготовления выбранного искусственного цветка. Принести лоскуты белой х/б ткани размером 30х30 см, обработанные желатиновым раствором, карандаш, ножницы, выкройки деталей цветка.
Приложение
Приготовление желатинового раствора:
- одну столовую ложку желатина залить стаканом холодной воды в эмалированной миске;
- через час миску с желатином нагреть до полного растворения желатина, но не доводя до кипения;
- сухую ткань смочить в горячем растворе желатина, слегка отжать (чтобы не капало);
- повесить ткань на веревку, прикрепляя за один край прищепками.
8
Потамошнева Наталья Алексеевна
Соколова Елена Борисовна