Мастер-класс «Изготовление поделок из шишек» (3 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского технического творчества
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа с природным материалом.
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ ШИШЕК»
Педагог дополнительного образования
Высшей категории
ГРЕСЬ ИРИНА ВИКТОРОВНА
Владикавказ 2021г.
Содержание.
Пояснительная записка.
Основная часть:
«Талисман отличника». Порядок выполнения работы.
«Лев». Порядок выполнения работы.
«Баба Яга». Порядок выполнения работы.
Заключение.
Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНПЯ ЗАПИСКА.
Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке или сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна. Ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, учится бережно относиться к окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов, листьев. Знакомить школьников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок можно практически в любое время года. Природный материал – это кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, но и развивает фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Назначение разработки:
Использование поделок из шишек в играх, занятиях, при оформлении выставок, дидактических пособий.
Цель: освоение способов конструирования из шишек посредством ручного труда.
Задачи:
- формировать интерес школьников к художественному ручному труду;
- развивать познавательные, творческие, конструкторские и художественные способности в процессе создания поделок из шишек;
- развивать моторику рук;
- развивать эмоциональную отзывчивость на свою работу;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать внимание, бережное отношение к природе и ее богатствам.
Методы и приемы:
Наглядные: показ образца, рассматривание иллюстраций;
Словесные: объяснение, описание, поощрение, убеждение;
Практические: самостоятельное и совместное выполнение работы.
Общая схема последовательности работы по изготовлению поделок из шишек:
Анализ образца.
Поэтапная последовательность изготовления.
Выбор способа соединения деталей.
Подготовка материалов и инструментов.
Практическая работа.
Анализ и оценка продуктивной деятельности.
Виды деятельности: Занятия, мастер – классы.
Шишки прекрасный материал для детского творчества, экологически чистый и безопасный, из которого можно создавать интересные и оригинальные поделки.
В данной разработке представлены поделки для работы с детьми младших классов.
УДАЧИ!
ТАЛИСМАН ОТЛИЧНИКА
Материалы и инструменты:
- кусочки разноцветного фетра;
- сосновая шишка;
- горячий клей;
- ножницы;
- подвижны глазки (можно сделать из картона).
Порядок работы:
По шаблонам вырезать из фетра детали поделок (шаблоны можно увеличить).
Приклеить к соответствующей заготовке подвижные глазки.
Приклеить глазки к шишке.
Приклеить нос и шапочку как показано на рисунке.
В последнюю очередь приклеить крылья и лапки (см. рисунок).
Порядок выполнения работы:
ЛЕВ
Материалы и инструменты:
- пластичная масса (соленое тесто, полимерная или простая глина, пластилин);
- сосновая шишка;
- щипцы, стеки;
- клей «Момент», черная краска, кисть;
- канцелярская скрепка;
- сосновые иголки;
- небольшая банка.
Последовательность работы:
Из пластичной массы сделать 3 заготовки как показано на рисунке: большую продолговатую для туловища, небольшой шарик для головы и маленький шарик для кисточки хвоста.
С двух концов сделать надрезы на большой заготовке.
Пальцами скруглить надрезы, формируя лапы. При помощи банки придать заготовке изогнутую форму.
Щипцами удалить верхнюю часть шишки.
Большой шарик пластичной массы немного сплющить и приклеить к центру шишки. Скрепку изогнуть. Из маленького шарика сформировать кисточку и надеть на скрепку.
Вставить изогнутую скрепку с кисточкой в туловище льва. Загиб на конце не даст проволоке вращаться, и хвост будет крепко держаться. Приклеить голову, как показано на рисунке.
Из сосновых иголок сделать усы.
Нарисовать глаза, нос, рот, вставить усы, как показано на рисунке.
БАБКА ИЗ СКАЗКИ
Материалы и инструменты:
- стаканчик от йогурта, подвижные глазки;
- веточки и секатор;
- ножницы, шпагат, лыко, ткань для косынки;
- большая еловая и сосновая шишки;
- деревянная шпажка, мох и маленький желудь;
- горячий клей ( можно «Момент»).
Порядок работы:
Обрезать верхний бортик у стаканчика.
Нарежь веточки на кусочки, чуть больше, чем высота стаканчика.
3а. Приклеить веточки к боковой поверхности стаканчика. Перевяжи шпагатом. Ступа для бабы- яги готова.
Вложи в ступу немного мха (листьев, лыка и т.п.).
Вставить еловую шишку, как показано на рисунке.
Отрезать 2 тонкие веточки с разветвлениями для рук.
Приклеить к еловой шишке руки, вставив их под чешуйки, и сосновую шишку голову.
Приклеить половинку желудя – нос, глазки ( можно нарисованные), волосы из лыка. (см. рисунок).
Из лыка и шпажки сделать метлу.
Повязать бабке косыночку и вручить метлу.
Заключение.
Работа по изготовлению игрушек из шишек способствует развитию личности ребенка, воспитывает характер. В процессе работы ребенок часто встречается с трудностями, пытается их решить самостоятельно. Детям не всегда удается подобрать шишку нужной формы, выбрать способ соединения деталей. Под руководством учителя, ребенок учится устанавливать причины своих неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Работать можно коллективно и индивидуально. В коллективной работе у детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь. Ребята заинтересованы результатом общего дела. Коллективная работа формирует у детей дружеские доброжелательные отношения взаимопомощи. При правильной организации воспитательно - образовательного процесса работа с шишками становится эффективным средством всестороннего разщвития детей.
Литература.
Веретенникова С.А. Ознакомление младших школьников с природой. – М., 1980г.
Выготский Л.М. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПБ: Союз, 1997 г.
Гульянц Э.К. , Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала.- М., Просвещение, 1991 г.
Белякова О.В. Поделки из природных материалов, АСТ, 2011 г.
Деревянко А.В. Поделки из природных материалов . Феникс, 2015 г.
Захаренко О.В. Поделки из природных материалов. Астрель, 2011 г..
Трефилова Раиса Поликарповна
Ивлиева Наталия Алексеевна