12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Диана23

________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта



Урока по русскому языку



Учителя начальных классов, Козовой Дианы Андреевны










Тема. Изменение имен существительных по числам.

УМК «Школа России»





Учебный предмет. Класс

Русский язык, 2 класс

Цели урока

Содержательная: Формировать умения определять число имён существительных. Отработка умения

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Основные понятия, термины

Число.

Тип урока

Открытие нового знания.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная.

Мультимедийная презентация, карточки.



Планируемые результаты

Предметные:

Определяют число имен существительных;

Разовьют умение определять число имен существительных;

Закрепляют знания о том, что существительные изменяются по числам;

Совершенствуют умение распознавать имена существительные среди других частей речи.

Метапредметные:

Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям(П);

Признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий(П);

Уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях(К);

Формируют собственное мнение и позицию (К);

Используют изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности(Р);

Осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера(Р);

Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата(Р);

Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии(Р).





Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К).









Волшебная палочка


















Карточки с правилами.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

-Садитесь.

-Какое задание Вам было задано на дом? Возникли ли у Вас затруднения?

-Звучит волшебная музыка.

-Достаю волшебную палочку. Посмотрите внимательно, что Вы видите у меня в руках?

-Совершенно верно, это волшебная палочка.

-Давайте поиграем в игру «Я желаю тебе сегодня»

-Если эта палочка окажется у Вас в руках, то Вы обязательно должны пожелать друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе. Кто готов? Только хорошо подумайте.

-Привожу пример. Ребята, так как палочка находится у меня в руках, то я бы хотела Вам пожелать отличного настроения и успехов при выполнении заданий.

-Молодцы. Я надеюсь, что наш урок пройдет замечательно, но для этого мы с Вами обязательно должны вспомнить правила поведения на уроке русского языка. Поднимаю карточки с правилами вверх.

1.Внимательно слушаем учителя.

2. С места не выкрикиваем. Правило поднятой руки.

3. На партах не лежим, на стульях не качаемся.

4.Сидим за партой ровно.

-Молодцы!

- Ребята здороваются.


-Сдают домашнее задание на стол учителя.



-желают друг другу что-нибудь хорошее и доброе.

-Вспоминают правила поведения на уроке.








Этап актуализации и пробного учебного действия





Коробочка с карточками.










Опора –схема.

Ребята, давайте откроем с Вами тетради и запишем сегодняшнее число

23 марта.

Классная работа.

-Ребята, с утра в классе я нашла красивую коробочку. Мне очень интересно, что в ней находится. Давайте посмотрим.

-Достаю из коробочки поочередно карточки со словами и вешаю на доску (работа со словами): Москва, Россия, ромашка, ракета, корова.

-Ребята, что это?

-На доску постепенно вывешивается опора –схема.

-Какой вопрос можно задать к этим словам? (кто? Что?)

-К какой части речи относятся все слова? (Это имена существительные.)

- Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное? (Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)

- Что вы уже знаете об именах существительных? (Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные.)

- Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Кто? и обозначают одушевлённые предметы; неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Что? и не обозначают одушевлённые предметы.)

-Кто желает выйти к доске сделать вывод по схеме?

- Какие из данных имён существительных являются собственными, а какие нарицательные?

- Ребята, один или много одинаковых предметов называют эти имена существительные? (Один.)


-Записывают число

-Смотрят, что находится в коробочке.


-Отвечают на вопросы.

Этап выявления места и причины затруднения

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К).








-Ребята, а теперь попробуйте изменить слова так, чтобы они называли много одинаковых предметов. Запишите в тетрадь.

- Давайте проверим. С какими словами у вас возникли затруднения? (Россия, Москва).

-А бывает ли 2 России? А много Москвы?




-Изменяют форму слова, записывают в тетрадь.

-Проверяют задание





Этап построения проекта выхода из затруднения

Определение общей цели и путей ее достижения(П);

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления(Р).



Презентация.

Давайте же выясним, почему их невозможно изменить?

- Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение имён существительных по числам.)

- Какую цель мы с вами поставим? (Мы научимся изменять имена существительные по числам.)


-Отвечают на вопросы.

-Называют тему урока и цель.


Этап реализации построенного проекта


Уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях(К);


Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера(Р);

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата(Р).




Презентация.







Что мы сегодня узнаем? Чему научимся? Что выполним? Ваши предположения.

-После предположений вывожу на экран эталон.

-Ребята, давайте составим план нашего занятия. Обратим внимание на экран.

1) Узнаем, какие существительные называют один предмет, а какие несколько.

2) Научимся изменять имена существительные по числам.

3) Выполним упражнения для закрепления знаний.


-Физминутка.

-Обращают внимание на экран. Читают план урока.







Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (П);

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К);

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий(П.)


Фотоальбомы с наглядностями.












-Карандаши.







-Учебник.









Карточки.








Презентация.

 -Ребята, Давайте откроем наши фотоальбомы с наглядными материалами по закладке и попробуем сформулировать правило.

- Какие существительные употребляются в единственном числе? (Если они называют один предмет.)

- Приведите пример.

- Какие существительные употребляются во множественном числе? (Которые называют несколько предметов.)

- Приведите пример.

Давайте проверим, откройте страницу 61 в учебнике, и прочитаем вполголоса все вместе правило. Мы были правы?

- А теперь посмотрите на предметы, которые я сейчас покажу.

-Что находится у меня в руках? (Карандаш)

-А сейчас? (Много карандашей)

- Что изменилось в словах? (Форма)

- Значит, какой ещё вывод мы можем сделать? (При изменении числа имени существительного изменяется его форма.) Прочитайте правило на странице 62 в учебнике.

- В письме единственное число обозначает ед.ч., а множественное число – мн.ч. (Вешаю на доску карточки).

-В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет? Давайте узнаем. Откройте страницу 64 в учебнике, прочитаем слова и запишем.

(Москва, сахар, сметана)

- В каком числе написаны данные существительные? (ед.ч.) Давайте сверху укажем число.

- Попробуйте их поставить во множественном числе. (Не получается).

- Какой вывод можем сделать? (У данных существительных нет формы множественного числа.)

- Рассмотрим другой пример. Назовём предметы. (брюки, качели, шахматы).

- В каком числе данные существительные? (мн.ч.)

- Попробуйте поставить их ед.ч.

- Не получается?

- Какой вывод можем сделать? (У данных существительных нет формы ед. ч.)

- А сейчас давайте сделаем общий вывод: Эти слова нельзя поставить в ед.ч и мн.ч.

-Отвечают на вопросы. Приводят примеры слов.







-Открывают правило в учебнике. Читают



-Да





-Отвечают на вопросы.


-Делают вывод.




-Читают правило.








-Открывают страницу. Читают правило.















-Нет.

Физкультминутка

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К).


-Ребята, я буду называть Вам имя существительное. Встаньте на носочки, если оно будет обозначать один предмет, присядьте, если несколько предметов. Будьте внимательными. Морковь, пенал, стулья, стол, доска, ложки.

-Отдыхают.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Формировать собственное мнение и позицию(К);

использование изученных правил, способов действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности(Р);

формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха(Р).


-Карточка с заданием.

-А сейчас, ребята, поработаем самостоятельно. Вы получили карточки с заданием. Вам необходимо заселить слова в домики.

t1701370001aa.png

-Книги, ручка, мышь, медведи, зуб, яблоко, конфеты, тетради, парты, телефон.

-Давайте проверим задание. Для этого возьмите ручку другого цвета и ставьте рядом +, если есть совпадения.

-Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки, а теперь поднимите руку у кого есть ошибки. Хорошо, ребята, я посмотрю потом Ваши работы и оценю.

-Выполняют задание самостоятельно на листочках. Заселяют слова в домики.










-Проверяют задание.

Этап включения в систему знаний и повторения

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К);

Использование изученных правил, способов действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности(Р).

Карточки с ед.ч. и мн.ч.


Презентация.

Давайте поиграем. Определите число выделенных имен существительных. Поднимите нужную карточку.

Осень пришла в лес. Цветы завяли и засохли. Часто льют дожди. Сердитый ветер срывает листья с деревьев. Он кружит их над лесом. Осенью не вылетают из ульев пчёлы. Укрылись муравьи. Под высокой елью спрятался ёжик. В лесу смолкли голоса птиц. Скоро наступит зима.

-Определяют число имен существительных.

-Поднимают карточки ед.ч. мн.ч.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К);

формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха(Р);

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии(Р).













-Солнышко.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

Давайте ответим на вопросы.

- О чём мы сегодня говорили?

- Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?

- Теперь вы можете легко менять имена существительные по числам?

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т п.)

- Ребята, у вас на столах лежат солнышки. Оцените свою сегодняшнюю деятельность на уроке и поставьте себе отметку. Не забудьте написать своё имя. Спасибо, молодцы!

Выставление отметок.

- Сегодня у нас на уроке хорошо, активно поработали …. Им за урок «5».

Домашнее задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.


Страница 62 Упр. 106.




-Отвечают на вопросы.

















-Выставляют отметку.



Опубликовано


Комментарии (4)

Диана, 01.12.23 в 20:12 0Ответить Пожаловаться
Добавлю
Ирина Владимировна Казарцева, 02.12.23 в 07:46 0Ответить Пожаловаться
Это надо делать сразу, оценивание будет выше
Диана, 03.12.23 в 20:57 1Ответить Пожаловаться
Не знала, публикуюсь впервые
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.