Технологическая карта урока по русскому языку «Изменение существительных по числам» (2 класс)
________________________________________________________________________________________________________
Технологическая карта
Урока по русскому языку
Учителя начальных классов, Козовой Дианы Андреевны |
Тема. Изменение имен существительных по числам.
УМК «Школа России»
Учебный предмет. Класс | ||
Цели урока | Содержательная: Формировать умения определять число имён существительных. Отработка умения | |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. | ||
Основные понятия, термины | Число. | |
Тип урока | Открытие нового знания. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная, индивидуальная. | Мультимедийная презентация, карточки. |
Планируемые результаты | |
Предметные: | Определяют число имен существительных; Разовьют умение определять число имен существительных; Закрепляют знания о том, что существительные изменяются по числам; Совершенствуют умение распознавать имена существительные среди других частей речи. |
Метапредметные: | Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям(П); Признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий(П); Уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях(К); Формируют собственное мнение и позицию (К); Используют изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности(Р); Осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера(Р); Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата(Р); Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии(Р). |
Технология обучения | ||||
Этапы урока | Формируемые умения | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К). | Волшебная палочка Карточки с правилами. | -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. -Садитесь. -Какое задание Вам было задано на дом? Возникли ли у Вас затруднения? -Звучит волшебная музыка. -Достаю волшебную палочку. Посмотрите внимательно, что Вы видите у меня в руках? -Совершенно верно, это волшебная палочка. -Давайте поиграем в игру «Я желаю тебе сегодня» -Если эта палочка окажется у Вас в руках, то Вы обязательно должны пожелать друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе. Кто готов? Только хорошо подумайте. -Привожу пример. Ребята, так как палочка находится у меня в руках, то я бы хотела Вам пожелать отличного настроения и успехов при выполнении заданий. -Молодцы. Я надеюсь, что наш урок пройдет замечательно, но для этого мы с Вами обязательно должны вспомнить правила поведения на уроке русского языка. Поднимаю карточки с правилами вверх. 1.Внимательно слушаем учителя. 2. С места не выкрикиваем. Правило поднятой руки. 3. На партах не лежим, на стульях не качаемся. 4.Сидим за партой ровно. -Молодцы! | - Ребята здороваются. -Сдают домашнее задание на стол учителя. -желают друг другу что-нибудь хорошее и доброе. -Вспоминают правила поведения на уроке. |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Коробочка с карточками. Опора –схема. | Ребята, давайте откроем с Вами тетради и запишем сегодняшнее число 23 марта. Классная работа. -Ребята, с утра в классе я нашла красивую коробочку. Мне очень интересно, что в ней находится. Давайте посмотрим. -Достаю из коробочки поочередно карточки со словами и вешаю на доску (работа со словами): Москва, Россия, ромашка, ракета, корова. -Ребята, что это? -На доску постепенно вывешивается опора –схема. -Какой вопрос можно задать к этим словам? (кто? Что?) -К какой части речи относятся все слова? (Это имена существительные.) - Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное? (Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.) - Что вы уже знаете об именах существительных? (Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные.) - Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Кто? и обозначают одушевлённые предметы; неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Что? и не обозначают одушевлённые предметы.) -Кто желает выйти к доске сделать вывод по схеме? - Какие из данных имён существительных являются собственными, а какие нарицательные? - Ребята, один или много одинаковых предметов называют эти имена существительные? (Один.) | -Записывают число -Смотрят, что находится в коробочке. -Отвечают на вопросы. | |
Этап выявления места и причины затруднения | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К). | -Ребята, а теперь попробуйте изменить слова так, чтобы они называли много одинаковых предметов. Запишите в тетрадь. - Давайте проверим. С какими словами у вас возникли затруднения? (Россия, Москва). -А бывает ли 2 России? А много Москвы? | -Изменяют форму слова, записывают в тетрадь. -Проверяют задание | |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Определение общей цели и путей ее достижения(П); овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления(Р). | Презентация. | Давайте же выясним, почему их невозможно изменить? - Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение имён существительных по числам.) - Какую цель мы с вами поставим? (Мы научимся изменять имена существительные по числам.) | -Отвечают на вопросы. -Называют тему урока и цель. |
Этап реализации построенного проекта | Уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях(К); Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера(Р); формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата(Р). | Презентация. | Что мы сегодня узнаем? Чему научимся? Что выполним? Ваши предположения. -После предположений вывожу на экран эталон. -Ребята, давайте составим план нашего занятия. Обратим внимание на экран. 1) Узнаем, какие существительные называют один предмет, а какие несколько. 2) Научимся изменять имена существительные по числам. 3) Выполним упражнения для закрепления знаний. -Физминутка. | -Обращают внимание на экран. Читают план урока. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (П); Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К); готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий(П.) | Фотоальбомы с наглядностями. -Карандаши. -Учебник. Карточки. Презентация. | -Ребята, Давайте откроем наши фотоальбомы с наглядными материалами по закладке и попробуем сформулировать правило. - Какие существительные употребляются в единственном числе? (Если они называют один предмет.) - Приведите пример. - Какие существительные употребляются во множественном числе? (Которые называют несколько предметов.) - Приведите пример. Давайте проверим, откройте страницу 61 в учебнике, и прочитаем вполголоса все вместе правило. Мы были правы? - А теперь посмотрите на предметы, которые я сейчас покажу. -Что находится у меня в руках? (Карандаш) -А сейчас? (Много карандашей) - Что изменилось в словах? (Форма) - Значит, какой ещё вывод мы можем сделать? (При изменении числа имени существительного изменяется его форма.) Прочитайте правило на странице 62 в учебнике. - В письме единственное число обозначает ед.ч., а множественное число – мн.ч. (Вешаю на доску карточки). -В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет? Давайте узнаем. Откройте страницу 64 в учебнике, прочитаем слова и запишем. (Москва, сахар, сметана) - В каком числе написаны данные существительные? (ед.ч.) Давайте сверху укажем число. - Попробуйте их поставить во множественном числе. (Не получается). - Какой вывод можем сделать? (У данных существительных нет формы множественного числа.) - Рассмотрим другой пример. Назовём предметы. (брюки, качели, шахматы). - В каком числе данные существительные? (мн.ч.) - Попробуйте поставить их ед.ч. - Не получается? - Какой вывод можем сделать? (У данных существительных нет формы ед. ч.) - А сейчас давайте сделаем общий вывод: Эти слова нельзя поставить в ед.ч и мн.ч. | -Отвечают на вопросы. Приводят примеры слов. -Открывают правило в учебнике. Читают -Да -Отвечают на вопросы. -Делают вывод. -Читают правило. -Открывают страницу. Читают правило. -Нет. |
Физкультминутка | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К). | -Ребята, я буду называть Вам имя существительное. Встаньте на носочки, если оно будет обозначать один предмет, присядьте, если несколько предметов. Будьте внимательными. Морковь, пенал, стулья, стол, доска, ложки. | -Отдыхают. | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Формировать собственное мнение и позицию(К); использование изученных правил, способов действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности(Р); формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха(Р). | -Карточка с заданием. | -А сейчас, ребята, поработаем самостоятельно. Вы получили карточки с заданием. Вам необходимо заселить слова в домики. -Книги, ручка, мышь, медведи, зуб, яблоко, конфеты, тетради, парты, телефон. -Давайте проверим задание. Для этого возьмите ручку другого цвета и ставьте рядом +, если есть совпадения. -Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки, а теперь поднимите руку у кого есть ошибки. Хорошо, ребята, я посмотрю потом Ваши работы и оценю. | -Выполняют задание самостоятельно на листочках. Заселяют слова в домики. -Проверяют задание. |
Этап включения в систему знаний и повторения | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К); Использование изученных правил, способов действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности(Р). | Карточки с ед.ч. и мн.ч. Презентация. | Давайте поиграем. Определите число выделенных имен существительных. Поднимите нужную карточку. Осень пришла в лес. Цветы завяли и засохли. Часто льют дожди. Сердитый ветер срывает листья с деревьев. Он кружит их над лесом. Осенью не вылетают из ульев пчёлы. Укрылись муравьи. Под высокой елью спрятался ёжик. В лесу смолкли голоса птиц. Скоро наступит зима. | -Определяют число имен существительных. -Поднимают карточки ед.ч. мн.ч. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах(К); формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха(Р); освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии(Р). | -Солнышко. | -Ребята, наш урок подходит к концу. Соотнесение результатов урока с поставленной целью. Давайте ответим на вопросы. - О чём мы сегодня говорили? - Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли? - Теперь вы можете легко менять имена существительные по числам? Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т п.) - Ребята, у вас на столах лежат солнышки. Оцените свою сегодняшнюю деятельность на уроке и поставьте себе отметку. Не забудьте написать своё имя. Спасибо, молодцы! Выставление отметок. - Сегодня у нас на уроке хорошо, активно поработали …. Им за урок «5». Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Страница 62 Упр. 106. | -Отвечают на вопросы. -Выставляют отметку. |
Ирина Владимировна Казарцева
Диана
Ирина Владимировна Казарцева
Диана