Статья на тему «Изменения в оценочной деятельности учителя для формирования позитивного отношения к оценочной деятельности»
Изменения в оценочной деятельности учителя для формирования позитивного отношения к оценочной деятельности
Кукушкина В.С., Шалынина Л.Г.
Шалынина Лариса Геннадьевна – учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ № 80, г. Екатеринбург
Кукушкина Виктория Сергеевна – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 80, г. Екатеринбург
Аннотация: для формирования позитивного отношения необходимы изменения в оценочной деятельности учителя. При использовании балльно-рейтинговой системы ученик, для которого разработан индивидуальный образовательный маршрут, будет понимать, какие его действия могут способствовать повышению итогового балла, а соответственно и отметки. При систематическом использовании такого подхода сформируется мотивация к учебной деятельности и позитивное отношение к процессу обучения в целом.
Ключевые слова: изменения в оценочной деятельности, индивидуальный образовательный маршрут, балльно-рейтинговая система, позитивное отношение к процессу обучения, формирование мотивации
Процесс модернизации образования влияет на всех участников учебно-воспитательного процесса. Сегодня все чаще встречаются ученики, которые отчаиваются, встретившись с первыми неудачами, теряют интерес к процессу обучения, у них пропадает мотивация. Любое задание кажется им сложным. Такие дети становятся менее активными в познавательной деятельности, а также начинают испытывать сложности в общении со сверстниками и взрослыми.
Мы предполагаем, что одной из причин таких трудностей может быть повторяющаяся «ситуация неуспеха». Испытывая неудачи систематически, ребенок вырабатывает альтернативную модель поведения – избегание подобных ситуаций.
Как правило, в «ситуации неуспеха» во время урока обучающийся оказывается, если он испытывает какие-либо трудности в освоении учебного материала: не разобрался в теме, не выучил правило, не понял, как применять его на практике и т.д. Эффективным решением подобных проблем является разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
На наш взгляд, более результативным в плане формирования положительного отношения к обучению этот процесс будет при условии использования в качестве системы оценивания балльно-рейтинговой системы вместо обычных отметок по пятибалльной шкале, традиционно принятых в школе.
Обратимся к практике. Предположим, обучающийся, написав контрольный диктант, получил за него «2», так как допустил 15 ошибок. После работы над ошибками на дополнительных занятиях он снова пишет контрольную работу, в которой допускает уже 10 ошибок, но при этом снова получает «2». Таким образом, мы видим присутствующую динамику в результатах, которая не находит отражение в выставляемой отметке. Это приводит к снижению мотивации обучающегося, формированию отрицательного отношения к процессу обучения.
При использовании балльно-рейтинговой системы ученик, для которого разработан индивидуальный образовательный маршрут, должен в самом начале ознакомиться с критериями оценивания его деятельности и результатами входной диагностики. Система перевода полученного в итоге балла в отметку должна отражать результаты сформированного рейтинга личных достижений обучающегося.
Такой подход к оцениванию дает возможность учитывать успешность обучающегося в освоении учебного материала, активизировать его самостоятельную работу в течение определенного периода времени, влияя на формирование положительного отношения к учебе и на мотивацию. Учитель сможет более точно и объективно оценить уровень полученных учеником знаний, сформированных у него навыков, а впоследствии и результаты своей деятельности. Данная система дает возможность получить более подробную информацию о степени освоения учебного материала, об эффективности разработанного индивидуального образовательного маршрута и о необходимости внесения корректив в индивидуальную траекторию обучающегося в процессе ее реализации для повышения продуктивности запланированной работы.
В результате применения балльно-рейтинговой системы оценивания при реализации индивидуального образовательного маршрута учащийся будет понимать, какие его действия способствовали повышению итогового балла, а соответственно и отметки. При систематическом использовании такого подхода у обучающегося сформируется новая модель поведения: от избегания «ситуаций неуспеха» к осознанию того, что он сам может сделать, чтобы снова не испытать неудачу. То есть, у него исчезнет боязнь выполнения диагностических работ, сформируется мотивация к учебной деятельности и позитивное отношение к процессу обучения в целом.
Список литературы:
1. Исаева И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие / И. Ю. Исаева.— Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015.— 116 с.
2. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына А.П. — СПб., 1997.— 160с.
3. Электронный ресурс: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/12/05/ballno-reytingovaya-sistema-i . Дата обращения: 09.01.2024 г.