Статья на тему «Изучение географической номенклатуры»

2
0
Материал опубликован 27 January 2016
Работу по усвоению и закреплению в памяти размещения на карте картографического объекта вместе с соответствующим ему названием в нашей методической литературе принято называть «изучением географической номенклатуры». Она обычно начинается с того, что учитель, а затем и ученики находят на карте, показывают и называют соответствующие картографические изображения.
Перед учителем возникают три педагогические задачи: 1) как обучать, чтобы название было правильно произнесено и прочно усвоено; 2) как надо показывать объекты; 3) как научить правильно отыскивать их на карте. Все эти три задачи решаются вместе. Организация работы основывается на использовании всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной и словесно-смысловой.
Для усвоения названия учитель применяет различные приемы — четко произносит название, а в отдельных случаях пишет его на доске, отмечая на что нужно обратить внимание. В младших классах название повторяется по слогам, записывается в тетрадях, тут же находится и прочитывается на настольных картах, что, по существу, еще к карте не относится. Задача состоит в том, чтобы с названием связать картографический образ соответствующего объекта. Для этого одновременно с усвоением названия ведется работа с самой картой.
Внимание учеников привлекается к специфическим особенностям изображения объекта, отличающим его от всех других: особой его форме, величине, расцветке и др. Например, часто в этих целях применяются аппликации.
Существо приема состоит в том, что учитель заранее вырезает из цветной бумаги контур изучаемых объектов и сравнивает их с какими-либо фигурами: Черное море напоминает боб, Аппенинский полуостров — сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва и т. п.
Эти сравнения, хотя и не точны, позволяют учащимся быстрее находить на карте нужные объекты. Чтобы выработать правильные представления о величине изучаемых стран, аппликации прикрепляют к нужным местам на карте или помещают на контур других объектов, с размерами которых проводится сопоставление площадей.
С целью закрепления в памяти картографического образа и связанного с ним его географического названия многие учителя во время работы с картой стремятся возбудить у учеников интерес к самому объекту, например сообщают о происхождении названия, о том или ином случае, интересном факте, приуроченном к данному объекту, и т. п. Часто в самом названии географического объекта заложен глубокий смысл, и истолкование его помогает не только запомнить название, но и понять его сущность. Такие приемы, конечно, возбуждают интерес, вследствие чего ученик легче запоминает не только название, но и картографический образ объекта.
При показе географических объектов на стенной карте должны соблюдаться дидактические правила. Показывать нужно указкой, не заслоняя рисунка. Ставить указку нужно на условный знак, а не на надпись; площади нужно обводить по контуру, а линейные объекты (дороги, реки) показывать движением указки по ходу их в определенном направлении. Этим правилам школьников надо обучать (особенно в начальных классах).
Мало усвоить название и показать картографическое изображение изученного объекта — нужно, чтобы ученик помнил, где на карте находится данный объект, и умел его быстро найти. Для этого следует обращать внимание на положение, какое занимает изучаемый объект среди других окружающих его изображений, и тренировать учеников в запоминании их взаимного расположения. При отыскании заданного на карте объекта ученик пользуется известной системой ориентиров, по которым он постепенно добирается до цели.
Например, ученик прочно запоминает, что Средиземное море следует искать на карте между Европой и Африкой, город Горький стоит на месте слияния Оки с Волгой. В каждом классе должна быть своя, определяемая программой система ориентиров. С целью закрепления навыка в пользовании системой ориентиров полезно требовать от учащихся, чтобы при показе объекта на карте они описывали его положение, начиная с ориентиров наиболее общих к частным.
Очень ценным в этом смысле является прием, когда учитель заставляет ученика рассказать, как следует находить заданный объект на карте. Ценность его в том, что учащиеся постигают внутреннюю логику определения географического положения, усваивают навыки связного чтения картографического текста, овладевают правильной терминологией и вообще развивают речь и мышление. Важно также, что такой прием дает возможность ученикам следить за положением описываемого объекта на основе словесного описания. «Правильное географическое определение местоположения не только на карте, но и словами служит показателем умелого преподавания географии», — говорит проф. В. П. Буданов.
Очень часто для облегчения запоминания места на карте учителя привлекают различные дидактические средства — флажк» и условные значки, шнурки и стрелки, две указки и др. Прикрепляя по ходу урока такие материалы к нужным местам карты, учитель фиксирует внимание учащихся на определенных пунктах, чтобы облегчить восприятие положения на карте изучаемого объекта. В отдельных случаях эта же задача успешно разрешается при помощи мелового эскиза на доске, показывающего нужный объект крупным планом. Эти приемы также содействуют закреплению в памяти взаимного размещения географических объектов на карте.
Работа по накоплению запаса прочно усвоенной географической номенклатуры не должна проводиться в отрыве от изучения самой географии. Механическое запоминание положения на карте какого-либо перечня географических объектов — малополезное занятие. Оно порождает формальное знание карты. Опытные учителя никогда не превращают эту работу в зубрежку или простые механические действия. Они всегда стремятся придать такой работе осмысленный характер.
Например, при изучении политической карты Европы в VI классе на уроке приходится запомнить много государств и их положение на карте. Ученикам дается задание сгруппировать государства по их положению: а) на материке; б) на островах и полуостровах; в) не имеющие выхода к морю; г) выходящие к Балтийскому и Северному морям; д) расположенные на побережьях Атлантического океана и Средиземного моря и т. п.
Ученики предупреждаются, что при ответе показывать надо будет по физической карте, что вместе с показом границ нужно называть и пограничные государства. Такого рода задачи требуют творческого подхода для их решения. В них номенклатура лишь подсобный элемент. Характер же заданий вызывает многократное повторение одного и того же государства в различных сочетаниях. Это обеспечивает прочность запоминания политического деления и способствует повторению части света в целом. В результате осмысленного решения подобных задач достигаются и глубокие знания и умение безошибочно, как бы автоматически показывать объекты на карте. Но такое автоматическое умение будет результатом большого творческого труда.
Как видим, лучшим средством для усвоения географической номенклатуры на карте является сама карта. Остановимся в связи с этим на характеристике некоторых специфических приемов использования карты в целях обучения ее знанию, где для этого применяются особые карты и специальные картографические работы. Речь пойдет о черчении и копировании карт, составлении картосхем и специальных карт, работе с контурными и немыми картами и некоторых других приемах.
Черчение и копирование карт под названием «конструктивного метода» очень широко применялось в русской школе во второй половине XIX века. Увлечение им было настолько большим, что все другие методы обучения отступали на второй план. Суть его состояла в том, что ученики рисовали картографические очертания объектов на память, по вспомогательным точкам и линиям. Работа эта в значительной степени механическая, что приводило к формальному знанию карты.
В начале XX века изменение взглядов на цели преподавания географии привело к почти полному отказу от этого приема обучения. На смену ему в школьную жизнь вошли черчение картосхем и работы с контурной картой. Однако и в наши дни черчение карт по памяти иногда применяется. Оно является ценным не только потому, что ведет к прочному запоминанию, но служит также средством борьбы с поверхностным рассматриванием рисунков, чертежей и карт, которое так распространено среди учащихся, способствует выработке очень ценного умения — выражать свои пространственные представления рисунком, чертежом, вообще — умения рисовать, чертить. Поэтому полностью отказываться от метода черчения карт, конечно, не следует. Очевидно, важно во всем соблюдать меру.
Черчение картосхем находит широкое применение в преподавании географии. Опытные учителя чертят их на доске по ходу изложения нового материала, подчас вовлекая в подобную же работу и учеников. В других случаях учащиеся по заданию учителя наносят на контур те или иные объекты. Такие простые картосхемы могут создаваться на уроке при изучении нового материала и дома в процессе работы над учебником. В. ряде случаев вычерчивание картосхем применяется при опросе учащихся.
Достоинство картосхемы состоит в том, что она отражает только самое главное, на что нужно обратить внимание. Кроме того, картосхему проще чертить, чем обычную карту. Черчение еще больше упрощается, если картосхема составляется на контурной карте или на заранее подготовленном контуре (для изготовления таких контуров используют трафарет).
Работы с контурными картами преследуют те же цели закрепления и проверки картографических представлений учащихся. Само черчение здесь сведено к минимуму, так как картографический контур страны на карте сохранен. Это упрощает дело и дает возможность легко привлечь всех учащихся к картографической работе. Она же состоит в большинстве случаев в том, что, ориентируясь по своим настольным картам, учащиеся находят на контурной карте, отмечают и надписывают названия у местоположения нужных объектов, например находят, обводят и надписывают реки, горы, города и т. п. Эти работы могут быть весьма разнообразны по форме и содержанию — от простого нанесения на контурную карту нужных объектов до творческой работы по составлению картосхем и специальных по содержанию карт. Разнообразны также формы применения этих карт для проверки знаний учеников.
Контурные карты удобны не только для составления схематических карт. По ним удобно проводить картометрические работы (измерение длин, площадей, направлений, прокладку маршрутов, нанесение точек по заданным координатам и т. п.), работы по установлению на карте природных и искусственных границ (выявление границ бассейна реки, географического ландшафта, административных единиц, промышленных округов, ареалов и т. п.) и др.
В настоящее время работы с контурными картами в качестве обязательных включены во все классы. В методической литературе отражен немалый опыт разнообразного применения этих карт в обучении. Контурные карты широко используются в преподавании географии в школах ГДР, Польши, Болгарии и других стран, где также имеются интересные приемы и формы работ с ними.
Немые карты — это обычно стенные физические карты, лишенные каких-либо надписей. Они широко применялись в школе в прошлом с целью закрепления и проверки знания географической номенклатуры.
В настоящее время такие карты, к сожалению, не издаются. Опыт работы лучших учителей показал несомненную полезность применения немых карт в обучении школьников пониманию, чтению и знанию карты. Все дело в том, как поставить работу с такой картой, а не в самой карте. Любой методический прием можно довести до абсурда, если его неправильно применять или злоупотреблять им. В прошлом применялись в нашей школе полунемые карты, на которых названия отмечались только начальной буквой или двумя-тремя начальными буквами. Находить на таких картах географические объекты легче, чем на обычной немой карте. В ГДР и других зарубежных странах немые карты широко используются в учебном процессе.
В заключение упомянем еще так называемую дежурную карту. Это обычная учебная стенная карта большого формата (чаще мировая или СССР), на которой флажками или значками отмечаются важнейшие текущие географические события. Знаки эти соединяются шнурками с кратким пояснительным текстом, прикрепляемым к краям карты. События текущей жизни, отмеченные на ней, постоянно привлекают интерес учеников к карте. Это способствует укреплению знания географической номенклатуры, развивает понимание карты и укрепляет навыки ее чтения.
Вообще учитель должен стремиться к тому, чтобы географическая карта как можно чаще была перед глазами учащихся. Например, полезно, чтобы стенная географическая карта постоянно висела в том классе, где ученики находятся на уроках, чтобы своя карта была у ученика и дома на стене около его рабочего уголка (кроме атласа, который должен быть у каждого ученика таким же непременным пособием, как учебник).
Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений и навыков, являются разнообразные игры с картами, например картографическое лото, домино, игры на отгадывание объектов по их картографическим символам и контурам, по нахождению объектов на карте по образным словесным описаниям их, игры-путешествия по карте и т. п. К сожалению, в нашей методике почти совсем не разработан вопрос об использовании игр в учебной работе с картами. А между тем они могли бы стать мощным средством повышения картографической культуры. 
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации