Статья на тему «Нейропсихология и изучение иностранного языка»
Нейропсихология и изучение английского языка
В современной педагогике методы нейропсихологии из области узкоспециализированной постепенно переходят в сферу широкого употребления. Это связано с увеличением информационного потока, который приходится воспринимать ребёнку с раннего возраста. Поэтому для стабилизации мозговой деятельности необходимо внедрение новых методов.
Нейропсихология является достаточно молодой смежной наукой и находится в тесном взаимодействии с психологией и нейронаукой. Специалист, обладающий необходимой квалификацией, способен провести как коррекционную работу, так и профилактическую, которая позволит выстроить в мозгу обучающегося необходимые нейронные связи. Это касается и общеобразовательных наук, и лингвистических, в частности – обучения иностранным языкам.
Исследования показывают, что дети, которые растут в мультилингвистической среде и с малых лет слышат речь на нескольких языках, демонстрируют впечатляющие успехи в обучении. Следовательно, раннее изучение иностранного языка совместно с приёмами нейропсихологии может иметь определённые преимущества, такие как:
• увеличение объёма запоминаемой информации;
• уменьшение нагрузки на мозг;
• повышение гибкости мозга;
• стимулирование самоконтроля;
• развитие и коррекция речевых навыков.
Использование во время занятий нейропсихологических упражнений помогает повышать качество работы и избежать информационных перегрузок. Игровой формат, посредством которого часто проводятся занятия, является для учащихся младших классов одним из самых привычных и подходящих средств восприятия информации. Нейропсихологические игры при изучении английского языка могут быть направлены на проработку лексических конструкций или на закрепление знаний о грамматике.
Следует также помнить о визуальной привлекательности: при соблюдении этого условия можно рассчитывать на быстрое образование нейронных связей. Не беда, если ребёнок не проявляет активную ответную реакцию на обучающий материал. Это значит, его мозг работает медленнее, обрабатывая полученную информацию, но при этом также происходит развитие нейронных связей. Таким детям нужна дополнительная поддержка педагога.
Особенностью нейродидактики является стимулирование работы обоих мозговых полушарий. В традиционной педагогике принято делать упор на вербальное преподнесение готовой информации, однако этот способ может оказаться неподходящим для некоторых детей. В этом случае необходимо включать невербальные упражнения.
При разработке занятия и подборе материала педагог должен ориентироваться на повышение эффективности работы. Однако практическое применение нейропсихологических методов может быть осложнено разницей в уровне мозговой деятельности учащихся и степени сформированности нейронных связей. Поэтому необходим индивидуальный подход и анализ проведённой работы и полученных результатов.
Можно выделить следующие виды упражнений для учащихся младших классов:
1. Выполнение ритмичных действий руками или ногами и заучивание правил, стихов, фонем. Ребёнок одновременно хлопает в ладоши или топает ногами и повторяет рифмованные строки. Во время занятия «включаются» части мозга, отвечающие за речь и мелодику.
2. Одновременное использование обеих рук. Учащиеся могут раскрашивать картинки или писать, соблюдая инструкцию преподавателя. Это упражнение помогает также развивать внимательность и пространственную ориентацию. Называя цвета и направление движения на английском языке, учитель объясняет детям языковой материал одновременно с визуальными компонентами.
3. Использование тренажёров, например, нейроскакалки. Это упражнение затрагивает оба полушария головного мозга, так как для его выполнения ребёнку понадобится совершать разнонаправленные действия ногами и проговаривать лексику. Например, закреплять знания о цифрах или цветах, цитировать несложные стихотворения. Задание усложняется тем, что одной ногой необходимо прыгать, а другой – делать круговые движения.
Одним из важных критериев применения нейропсихологии на занятиях по иностранному языку можно назвать возраст обучающихся. С течением времени нейронные связи в мозгу человека становятся куда менее подвижными, чем в детстве. Поэтому самым благоприятным периодом для внедрения нейропсихологических методов будут дошкольный и младший школьный периоды.
Необходимо также отметить такое важное достоинство нейродидактики, как ощутимая польза для создания психологического комфорта при работе с детьми и возможность сохранить и укрепить их ментальное состояние. Вопросы здоровьесбережения как никогда актуальны на сегодняшний день, когда информационный поток окружает детей большую часть их бодрствования.