Статья на тему «Изучение истории родного края как основа формирования патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность» (5–11 классы)
Гончарова А.А. Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №6.
«Изучение истории родного края как основа формирования патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность».
Хочу поделиться с вами собственным опытом работы в направлении изучении родного края через исследовательскую, проектную деятельность с целью формирования патриотизма у школьников.
Еще несколько лет назад Президент Российской Федерации в своем обращении к Федеральному Собранию сказал: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Вот почему новые образовательные стандарты предполагают возрождение духовного единства народа, воспитание у детей любви и уважения к своей Родине. Изучение истории России невозможно без обращения к краеведению. Лишь через судьбу малой Родины можно прикоснуться к своим истокам. Краеведение дает возможность с большим интересом оглянуться вокруг себя, найти свою связь с историей родного края, своей семьи, формировать определенную систему знаний о родном крае, главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в истории нашей Родины родных поселений, о выдающихся земляках, прославивших родной край.
Цель: формирование устойчивого интереса детей к изучению родного края, его истории и культуре.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретать знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Учить применять полученные знания в ходе проектной и исследовательской деятельности.
Воспитательные
1. Формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, способствовать усвоению общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Учиться анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развивать кругозор обучающихся.
В своей работе я применяю различные методы и формы приобщения ребят к изучению истории малой Родины. Это деловые, интеллектуальные игры, викторины, квесты, краеведческие экскурсии, интерактивные занятия, встречи с сотрудниками краеведческого музея и лектории. Но самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к открытиям и тайнам родного края невозможно ограничившись рассказом или показом. Для этого нужна активная исследовательская деятельность обучающихся.
Работа над проектами начинается с выбора темы. В своей работе использую несколько техник формулировки проектной идеи, связанных с изучением родного края:
Самостоятельный выбор темы ребенком. (Когда проблема ребенку близка, она может быть связана с его семьей, школой, героическим прошлым предков)
Помощь педагога. Когда педагог предлагает темы, которые могут заинтересовать ребенка.
Примерные темы, которые часто используются:
- Выдающиеся земляки
- Герои СССР и России – жители нашего города
- улицы родного города
- демографическая ситуация в нашем городе
- Наш завод
- Из истории моей семьи.
- Из одного металла льют: медаль за бой, медаль за труд.
- История и значение герба родного города.
- История нашей школы и ее выпускники.
- История одного экспоната
- Краеведческая находка.
Мы можем обратить внимание, что темы очень широкие, чтобы область исследования и заинтересовать ребенка используются методы:
3. Мозговой штурм. В процессе генерации идей разрешается и активно поощряется выдвижение самых фантастических формулировок. Все без исключения идеи фиксируются. Эта фаза длится столько, сколько участники мозгового штурма будут в состоянии формулировать новые идеи. Далее производится сортировка полученных формулировок и оценка их педагогом.
4. Дерево проблем. Выделяется в процессе мозгового штурма совокупность проблем города, учреждения, на решение которых может быть направлен разрабатываемый проект.
Хочу поделиться результатами работы моих учеников над проектами за последние несколько лет, на мой взгляд самых интересных и значимых:
«Великая Отечественная война в жизни тружеников тыла города Верхняя Салда»
В рамках исследовательской работы ребята изучали судьбы тружеников тыла в годы войны, которые были основаны на воспоминаниях ветеранов. Историю о трудовых страницах своей жизни в военный период ребятам поведали Лесневская (Немцова) Мария Федоровна, Евдонина (Пономаревой) Фаина Васильевна. Трудовые страницы жизни Евстигнеева Николая Георгиевича вспоминала его супруга Евстигнеева Фаина Амосовна. Работа над проектом позволила ребятам воссоздать достоверную картину производственной и внепроизводственной деятельности тружеников завода в годы войны на основе воспоминаний ветеранов.
В работе «Повышение православной культуры учащихся МБОУ СОШ №6 через знакомство с историей родного храма» изучали историю храма во имя святого апостола Иоанна Богослова, выявили уровень религиозной культуры школьника и познакомили ребят с историей православного храма Верхней Салды. Ребятам удалось привлечь внимание сверстников к храму нашего города, духовному-просветительскому центру, которые являются не только социальными, духовными центрами нашего города, но и патриотическими.
Ребята провели анализ источников и выяснили, что нет ни одного электронного и печатного ресурса, где были бы собраны все памятники труженикам и героям войн. Для достижения цели были посещены все памятники нашего города, сделаны фото, возложены цветы, собрана информация об их истории создания. Результатом их исследовательской работы стал альманах под названием «Памятники и мемориалы города Верхняя Салда, посвященные Великой Отечественной войне» и карта-путеводитель. Альманах хранится в Краеведческом музее города Верхняя Салда.
Накануне празднования юбилея Победы СССР в Великой Отечественной войне, учащаяся 7 класса разработала познавательную игру «О героях былых времен», посвященную землякам – Героям Советского Союза, в ходе городской игры, ребята всех школ города в интересной форме знакомились с жизнью, судьбой и подвигами прославивших Верхнюю Салду граждан.
Уже на протяжении двух лет моя ученица Маринина Елизавета занимается разработкой настольных игр по истории Верхней Салды. В игре под названием «Прогулка по родному городу» ребятам предлагается пройти фишками по значимым достопримечательностям города и ответить на вопросы, связанные с историей этих достопримечательностей. Результатом этого учебного года стала настольная игра «Ими гордится Верхняя Салда!» Предлагаемая «ходилка» приглашает участников расширить знания о жизни своих земляков, которые трудом, геройским подвигом вносили и вносят культурный, трудовой, экономический вклад в развитие нашего родного города. Путешествуя по игровому полю, участники называют фамилию известного деятеля Верхней Салды и чем знаменит данный деятель. Если участник отвечает правильно, то карточку забирает себе, если нет, то откладывает в сторону, а правильный ответ читает на обороте. Цель игры – собрать наибольшее количество карточек.
Игры, разработанные ребенком нашли активное применение. Лиза представляет свои работы на конкурсах разных уровней: городских и общероссийских. Уже второй год выступает на грумовских чтениях, вчера также достойно выступила.
Погружение в родной край невозможно без знания истории собственной семьи, своих корней. Мои ученики в рамках урочной и внеурочной деятельности работают над созданием родословных, знакомят одноклассников с судьбами героических родственников.
Успешность развития школьников становится возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром. Использование проектных технологий в изучении родного края позволяет:
- повысить качество образовательной работы с детьми,
- раскрыть творческие способности и интеллектуальные возможности детей,
- повысить активность, заинтересованность, мотивацию к занятиям,
- достигнуть положительных результатов по повышению знаний о родном городе, сохранению традиций, исторического опыта, проникнуться уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.
А самое главное, на мой взгляд, через личностное проблемное погружение в прошлое малой Родины, у детей формируется уважение к историко-культурному наследию родного края, любовь к родному городу, позитивное отношения к городской среде и социально-ответственное поведение в ней!
И. Сеченов писал: «Ребёнок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребёнку не нравится».