12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенова Оксана Васильевна18

МБОУ «Синская СОШ им В.Л.Якушева»

МР «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия)















ДОКЛАД

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОМОЩЬ

В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ















Составитель: педагог - психолог Семеновой Оксаны Васильевны







2023г.

Одним из главных направлений образовательного процесса в школе является психолого - педагогическое сопровождение.

Целью психологического сопровождения является максимальное содействие психическому и личностному развитию обучающихся , основными факторами которого являются создание социально - психологических условий для развития личности учащихся.

В ходе своей деятельности решаю следующие задачи:

Систематическое отслеживание психолого - педагогического статуса учащегося и динамику его личностного развития в процессе школьного обучения.

Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.

Помощь в преодолении трудностей и проблем, возникающих у обучающихся в процессе обучения и взаимодействия с социумом.

Поддержание и укрепление психологического состояния обучающихся, создание условий для формирования здорового образа жизни.



Моя работа осуществляется по следующим направлениям:

Организационная работа.

Диагностическая работа.

Профилактическая работа.

Консультативно - просветительская работа.

Коррекционно - развивающая работа.



Организационная работа .

Моя организационная работа состоит из: - подготовки к работе кабинета педагога - психолога; - подготовке необходимой документации и методической литературы; - разработка коррекционно - развивающих программ

Диагностическая работа.

Одной из главных направлений в диагностической работе является психодиагностика. Психодиагностические данные необходимы : для социально - психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи школьникам , испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии, для выбора методик и форм психологического сопровождения школьников в соответствии их индивидуальными особенностями.

Общая цель психодиагностики - мониторинг процесса обучения и уровня развития обучающихся , предоставление информации классным руководителям , педагогам - предметникам, родителям, администрации школы для содействия созданию благоприятных социально - педагогических, психологических условий в учебной деятельности и воспитании.

При проведении диагностических процедур я использую типовые проверенные методики, а также, подбираю новые. Для реализации психологической помощи обучающимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального самоопределения решаю следующие задачи: - изучаю личность учащихся, классных коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания; - своевременно выявляю детей, имеющих трудности и оказавшихся в социально - опасном положении; содействую созданию условий для формирования социализации.

Приоритетные направления психологического сопровождения на всех ступенях образовательного процесса в школе.

Начальное звено (1-4 классы)

Среднее звено (5-8 классы)

Старшее звено (9-11 классы)

Определение уровня готовности ребенка к обучению в школе; содействие адаптации к обучению в школе; содействие формированию позитивного отношения к обучению в школе, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей, формирование хорошей мотивации к обучению в школе, формирование навыков взаимодействия с окружающими и классным коллективом.

Содействие уровню адаптации к переходу в среднее звено пятиклассниками; помощь в самопознании , личностном становлении; помощь в преодолении кризисов подросткового возраста; формирование умений взаимодействовать со сверстниками, взрослыми; преодоление проблем в учебной деятельности, в общении со сверстниками; формирование способностей взаимодействовать в коллективе.

Помощь в самопознании, самосовершенствовании старшеклассников; профориентационное самоопределение; повышение жизненной мотивации; помощь в поиске своей индивидуальности; закрепление умений взаимодействовать с социумом, с коллективом класса. Формирование умений противостоять стрессу, помощь в преодолении кризисных моментов в личностном становлении.





Методики, применяемые в диагностической работе.

Направленность диагностики

Методики

Количество обследованных

Рассмотрение результатов.

Изучение уровня личностных особенностей начального звена (1-4 класс)

Рисуночные методики : “Дом.Дерево. Человек”. “Рисунок человека”, “Несуществующее животное”, “Моя семья”, “Человек под дождем”;

Цветовой тест Люшера.



Изучение уровня школьной мотивации (1-4 класс)

Изучение уровня сформированности учебной мотивации



Уровень готовности к обучению в школе.

Тест Керна - Йерасека.

































Рисуночные методики как лучшее выявление личностных

особенностей обучающихся .

С самого начала своей деятельности начала применять в своей работе рисуночные методики и пользуюсь по сегодняшний день. Особенно рисуночные методики находят свое применение среди обучающихся начальных классов.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисованное то, что кажется ему наиболее важным и значимым, а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Дополнительным достоинством рисуночных методик является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу.

В отличие от других тестов рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психологического развития в течение длительного периода.

В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования. Благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.

Разумеется, рисуночные тесты не лишены недостатков. Главный из них – относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. Термины интерпретации лишены строгости и однозначности. Однако психологов – практиков мало смущает недостаточная «научность» рисуночных методик. Для них оказывается более важной та польза, которую они приносят в работе с клиентами.

Во – первых, крайне осторожно нужно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях.

Во – вторых, делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунка с другими данными – наблюдениями, беседами, других тестов.

Заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация должна быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана по меньшей мере двумя – тремя признаками.

В данной работе показаны применения нескольких рисуночных методик, хорошо зарекомендовавших себя на практике. Они позволяют получить описание общих, интеллектуальных, личностных, эмоциональных особенностей человека, его отношения к различным жизненным сферам: семейной, социальной, межличностной.

Это следующие методики: - «Рисунок человека»;

- «Дом. Дерево. Человек»;

- «Несуществующее животное»;

- «Рисунок семьи»;

- «Человек под дождем».

Набор этих методик весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей: - уровень общего умственного развития; - эмоциональный подход к действительности; - уровень психомоторного тонуса, повышение или понижение активности; - астения; - недостаточность самоконтроля, импульсивность; - тревожность ( как личностная черта), тревога; - страхи; - депрессивные тенденции; - агрессивность; - экстравертированность, интровертированность; - антисоциальные тенденции; - отношения к семейной сфере и к отдельным членам семьи.

Цели тестовых методик.

Рисунок человека.

Разработан К.Маховером в 1946 году на основе теста Ф.Гуденафа. Данный тест наделяют несколькими значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением «Я – концепции». Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения , проекцию образа его идеального «Я» , выражение привычных действий. Н может быть выражением, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится, вообще, к жизни и обществу.

После завершения рисунка проводится беседа, которая может дать много информации относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать следующие вопросы: - Кто этот человек? - Где он живет? – Есть ли у него друзья? - Чем он занимается? – Добрый он или злой? – На кого он смотрит? – Кто смотрит на него?

В пользу ребенка могут говорить дополнительные детали: трость, портфель, роликовые коньки и т.д. Но при условии, если они уместны в данном рисунке. Негативными знаками, свидетельствующими об определенных проблемах: отсутствие глаза, нет носа, рта, туловища, рук, пальцев и т.д. Чрезмерную штриховку можно наблюдать в рисунках тревожных детей.

Дом. Дерево. Человек.

Это одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена Дж.Буком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Тест выявляет уровень развития личности, работоспособности, взаимоотношения с окружающим миром и с конкретными людьми, в частности.

Если первым нарисовано дерево, значит основным для человека является жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех. Некоторые интерпретации таковы: двери открыты – признак откровенности, достижимости, потребности в тепле; отсутствие дверей – не может раскрыться; замок на дверях – враждебность, скрытность, потребность в защите; много окон – готовность к контактам.

Несуществующее животное.

Тест разработан отечественным психологом Майей Дукаревич. Тест рассчитан на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций. Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что с ним на самом деле происходит в жизни. По полету фантазии, творческому самовыражению, их незначительным деталям, на которые, как правило, испытуемый не обращает внимание, можно сказать, как человек ощущает себя в этом мире. Тест может сказать, какие трудности есть у ребенка в общении, в восприятии мира и поможет лучше его понять.

Рисунок семьи.

Тест помогает прояснить отношение ребенка к членам своей семьи. То, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также, те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно , ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав каким он видит окружающий мир , семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Помещая одного из членов семьи выше других, ребенок , тем самым, придает ему исключительный статус. Этот персонаж обладает наибольшей властью , по мнению ребенка, даже если он по размерам маленький , чем другие персонажи. Если один персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.

Человек под дождем.

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Он, также, может рассказать о возможности человека к адаптации. Тест подходит для детей 9-12 лет . По выбору, выполняется в черно – белом или цветном варианте.

Зонт, головной убор, плащ и другие атрибуты дождя – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. Очень большой зонт – желание получить поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта, других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите. Вертикальные линии дождя говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная , нестабильная. Лужи, грязь символизируют начало нового цикла в развитии, изменения в жизни человека.

Применение в интерпретациях цветового теста Люшера.

Изучения личностных особенностей детей по рисуночным методикам проводились с помощью цветовых интерпретаций Макса Люшера. Характеристики цветов по Люшеру включают 4 основных и дополнительных цвета.

Основные цвета.

1.Синий–символ спокойствия, удовлетворенности; 2.сине – зеленый – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3.оранжево – красный – сила волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции; 4.светло – желтый – активность, стремление к общению, веселость, экспансивность

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно пять первых позиций.

Дополнительные цвета.

5.фиолетовый; 6.коричневый; 7.черный; 8.нулевой. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.

Другие интерпретации цвета.

Красный – цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца; вызывает противоречивые чувства: радость и гнев; оранжевый – радость, счастье, экстраверсия, эмоциональное выплескивание, борьба; желтый – бодрость, веселье, продвижение вперед, беспокойство; зеленый – равновесие, успокоение, вдохновение, цвет новизны жизни, чувства безопасности; наличие желания настоять на своем; голубой, синий – ощущение мира, бесконечности, тишины, расслабление, хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации; фиолетовый, сиреневый, лиловый – внутренняя эмоциональная привязанность, стремление к духовному росту; коричневый – потребность в безопасности , стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию; белый – первый шаг к гармонии; помогает преодолевать трудности, вдохновляет; серый – отражение подавленности, холодности, отверженности; черный – цвет бессознательного , тьмы; выражение депрессивного состояния, подавленность, заторможенность; иногда чувство неадекватности.

С 2018 года по 2023 год было через рисуночные методики прошли 93 обучающихся.

2018–2019уч.г.- 59уч.

2019-2020уч.г.- 53уч.

2020-2021уч.г.- 53уч.

2021-2022уч.г.- 45уч.

2022-2023уч.г.- 35уч.

Рисуночные методики явились инструментом для выявления уровня самочувствия детей, их психологических особенностей характера, наличие психологических проблем. Точное применение рисуночных методик по классам следующее:

1 класс – «Рисунок человека», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи»;

2 класс - «Рисунок человека», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»;

3 класс - «Рисунок человека», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»;

4 класс - «Рисунок человека», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Человек под дождем».

5 класс – «Человек под дождем».

По результатам обработки , анализа рисунков были выявлены следующие психологические особенности детей младших классов: - уровень общего умственного развития; - эмоциональный подход к действительности; - импульсивность; - тревожность; - депрессивные тенденции; - агрессивность; - экстравертированность, интровертированность; - отношение к семье.

Изучение черт характера по рисуночным методикам требует тщательной обработки материала. При чем заключения строятся на основе применения нескольких методик. Особенности характера, поведения детей выявляются и на основе ежедневных наблюдений классного руководителя, который в начальном звене является главным преподающим учителем. В данной работе показано, как интерпретации по рисуночным методикам сопоставлялись с характеристиками детей, взятых с классных руководителей.

Таблица сопоставления характеристик, данных классным руководителем

обучающихся 4 класса с результатами рисуночных методик за 2018-2019 учебный год.


Характеристика классного руководителя.

Результаты рисуночных тестов.

Примечание


1

Витя А.

Среднеобщителен. С одноклассниками общение выборочное. Учится по настроению. Быстро теряет интерес к начатому делу, если что-то не получается. При этом развито логическое мышление., широкий кругозор. Иногда может пребывать в своем воображаемом мире. Может исподтишка сделать отрицательный поступок в отношении другого человека.

Имеются трудности при стремлении раскрыться (особенно дома), характерны грубость, черствость, агрессия; имеется склонность к неподчинению; чего-то опасается. Самым главным является безопасность и успех. Развито воображение. Нуждается в теплом общении.


Выраженная агрессивность


Средняя тревожность.


2

Миша С.

Отношения с одноклассниками выборочные. Не со всеми общается. Предпочитать командовать, может повышать голос. Склонен к лидерству. Если что-либо не получается, то раздражается, плачет, молчит. Очень зависим от мнения родителей. Склонен винить других. Имеет свое особое мнение.

Находится в поиске надежного положения в своем кругу. Самым главным является безопасность и успех. Имеются опасения. Проявляет детское поведение, не следуя инструкциям. Не желает раскрываться. Имеется агрессивность. Нуждается в теплоте.

Имеется тревожность выше среднего. Средний уровень агрессивности.

3

Наташа К.

С одноклассниками общается не со всеми. Больше общается с теми, с кем сидит за одной партой. Любознательная, хорошо рисует, развита фантазия. В этом году замкнулась, молчит. Причиной может быть то, что не живет с матерью. Живет с бабушкой.

Стремление избегать визуальных стимулов (неприятных). Испытывает одиночество, страх, сильное желание убежать, ищет выход из ситуации. Много размышляет и фиксируется на мышлении. Желает убежать в будущее. Самым главным является безопасность и успех.

Выраженная тревожность.

4

Вера Н.

Желает дружить со всеми, но все ее принимают. Дружелюбная, неконфликтная. Аккуратная, старательная. Любит заниматься творческими делами. Принимает правила других. Слабо развита память. Выход в выполнении заданий нашла в подсматривании у других сверстников. Может лгать.

Общительна, испытывает чувство неуверенности. Скромная. Имеется желание показать себя, демонстрировать свои возможности.


5

Мила Н.

Развиты бойцовские качества. Может дать сдачи и даже ударить первой. В 4 классе поменяла отношение к учебе, стала более старательной. Желание выделиться от других девочек, толкает на различные поступки.

Экзальтированна, эмоциональна. Поиск тепла. Самым главным является безопасность и успех.

Эмоциональна

6

Соня Х.

В классе общается со всеми, веселая компанейская, жизнерадостная. Обидчива, но быстро отходит.

Сильная потребность к теплым отношениям, откровенна. Имеется чувство неуверенности, опасается чего-то. Внутренний конфликт. В поиске поддержки. Самым главным является безопасность и успех.

Средняя тревожность.

7

Марина С.

В классе больше общается с мальчиками. Старательна в учебе. Любит командовать, одноклассники отделяют ее от себя. Имеет на все свое мнение. Может дать отпор.

Главное – жизненная энергия. Испытывает трудности при стремлении раскрыться. Нет стремления скрывать свои чувства, готова к контактам. Экзальтированна, эмоциональна, Скрывает свои чувства.

Эмоциональна.

8

Миша Д.

Неформальный, тихий лидер в классе. Очень хочет хорошо учиться, старается. Дисциплинированный, послушный, исполнительный в классе. Дома меняется , не слушается родителей, не помогает.

Эмоциональность. Компенсирует свои комплексы стремлением к лидерству. Ригиден. Чувствует отчужденность. Нуждается в теплом отношении.

Небольшая тревожность.

9

Валера И.

Жизнерадостный, любознательный. Неусидчивый. Общается в классе со всеми. При этом подвержен влиянию. Склонен обманывать.

Эмоционален, имеется желание скрыться, спрятаться; главное – безопасность, успех; имеется агрессивность, нуждается в теплом отношении.

Средняя тревожность.

10

Дамир М.

Не конфликтный, дружелюбен со всеми одноклассниками. Отношения ровные, может помочь. Учится по настроению. Склонен лениться. Подвержен влиянию. В классе принял роль «клоуна». Дома- слабый контроль.

Эмоционален. Главное для него – жизненная энергия. Временами поступки выходят из под контроля. Проявляет детское поведение, не следуя инструкциям.


11

Сережа У.

В классе общается со всеми. При этом принимает сторону большинства. Подвержена влиянию. Любознательная, широкий кругозор интересов. Трудолюбивая. Не имеет лидерских качеств.

Хороший интеллект , стремится сохранить свой внутренний мир. Эмоциональна., экзальтированна. Чувствует напряженность. Главное – безопасность, успех;

Небольшая тревожность.

12

Даниил Т.

Общается в классе со всеми. Неусидчивый. Не все в классе его принимают. Склонен подставить другого. Желает быть лидером в классе. Любознательный. Для достижения цели может совершать негативные поступки.

Склонен к высокомерию, имеется сдерживаемая агрессивность; бывает неуверен, чувствует опасность. Чувствует незащищенность. В поиске поддержки. Нуждается в тепле. Главное для него – жизненная энергия.

Тревожность.


13

Даша П.

Тихая, незаметная. В классе общается со всеми. Стала чувствительна , часто плачет. Исполнительная.

Не хватает психологической теплоты. В поиске успокивающего и вознаграждающего ощущения. Иногда ощущает покинутость. В поиске надежного положения в своем кругу. Главное – безопасность, успех.

Тревожность.

14

Айаал Н.

Дружелюбный. Общается в классе со всеми. Учится по настроению. Имеет свое мнение, но временами может быть подвержен влиянию. Недостаточный родительский присмотр. Не исполнительный, необязательный.

Эмоционален. Склонен к неподчинению. Игнорированию. Чувствует незащищенность. Иногда одолевает чувство вины. Главное – безопасность, успех. Нуждается в теплом отношении. Хорошее воображение.






Анализ, сравнение , сопоставление психологических особенностей обучающихся младших классов, данных классными руководителями и результатов рисуночных тестов позволяет выявить проблемные стороны у каждого ребенка. Так, в 4 классе данные психологических особенностей составили следующую картину: -эмоциональность–36% -агрессивность–14% -тревожность ниже среднего – 14% -средняя тревожность–28,5% - тревожность выше среднего – 14% - выраженная тревожность 7%

Показатели среди обучающихся всего начального звена (1-4 классы) следующие:

- эмоциональность – 33%

- агрессивность – 6 %

- тревожность ниже среднего – 12%

- средняя тревожность – 20 %

- тревожность выше среднего – 4 %

- выраженная тревожность 2 %

Анализ данных показывает: показатель выраженной тревожности крайне низкий нет высокой тревожности. При этом средний уровень тревожности достаточно выражен, на что следует обратить внимание в профилактической работе . В дальнейшем коррекционная работа ведется с детьми. Имеющими агрессивность, тревожность, начиная со среднего уровня и выше.

Сопоставление характерных особенностей детей, позволяет сделать вывод, что характеристики, данные классным руководителем показывают в большей части внешний аспект поведения, поступков. Например : «подвержен влиянию», «учится по настроению», «склонен обвинять других» и другие. Рисуночные методики показывают внутренние проявления характера: «чувствует покинутость», «нуждается в тепле» и т.д.

Выявление уровня тревожности в школе.

Важным аспектом в диагностической работе является выявление уровня тревожности обучающихся. Тревожность у школьника ведет за собой целый шлейф отрицательных новообразований:

- снижение самооценки;

- формирование комплекса неполноценности;

- снижение успеваемости;

- негативное самопредъявление;

- снижение мотивации к обучению.

Выявление уровня тревожности у школьников проводится с применением определенных тестовых методик, путем наблюдений за поведением детей.

В течение ряда лет применены следующие методики:

- Тест на выявление школьной тревожности по методу Филлипса;

- Методика Балашова;

- Опросник Зингера;

- Методика Бека.

- Экспресс – методика Филлипса;

- Данные спт – тестирования;

Метод Филлипса положителен в том плане, что позволяет выявить уровень тревожности по нескольким параметрам. При этом он применим лишь в среднем звене и является для выполнения трудоемким. Когда как методики Балашова и Зингера удобны для выполнения и обработки данных.

Результаты уровня тревожности по годам (2019– 2022гг.)


Март 2019г.

Ноябрь

2020г.

Март

2020г.

Ноябрь

2021г.

Март

2021г.

Ноябрь 2022г.

Март 2022г.

Низкий уровень

24%

24,5%

25%


25,5%


56%

59%

60%

Ниже среднего

27%

27%

29,5%


34,5%

20%

20,5%

23%

Средний уровень

28%

26%

29%


27%


12%

13%

15%

Повышенный уровень

11%

14%

10%

8%

8%

5%

2%

Высокий уровень

10%

8,5%

6,5%


5%


4%

2,5%

-













Показатели динамики уровня тревожности по годам.

2019-2022год.

t1698110068aa.gif



Коррекционно – развивающая работа.

Психолого – педагогическая коррекционная работа проводит обеспечивает решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей.

В ходе данной работы я:

- разрабатываю развивающие программы для учащихся с учетом возрастных особенностей;

- выявляю психологические особенности школьников, которые в дальнейшем могут помочь в коррекционной работе;

- предупреждаю возможные осложнения в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень;

Моя работа в данном направлении строится на принципах:

- единство коррекции и развития, это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

единство возрастного и индивидуального развития;

единство диагностики и коррекционной работы;

Очень важно , чтобы коррекция носила опережающий , предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайщей перспективе в соответствии развития и становления личностной индивидуальности. При разработке стратегии коррекционной работы стараюсь не ограничиваться сиюминутными потребностями в развитии , а ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной работы в том, что она дает возможность ученику ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него значимой.

Коррекционно - развивающая работа направлена на создание социально- психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных методик.

Среди учащихся начального и среднего звена занятия проходят в виде тренингов, игровых упражнений, направленных на развитие и совершенствовании коммуникативных навыков, формирование учебных навыков, взаимодействия со сверстниками, повышения самооценки, развитие личностных особенностей.

В старших классах (9-11 класс) проводятся тематические тренинги, игровые упражнения, направленные совершенствование коммуникативных умений, преодоление личностных проблем, снятие напряженного и стрессового состояния.

Занятия строю по определенной структуре:

1.Эмоциональный настрой ( упражнения “Комплименты”, “Эстафета хороших новостей”, “Приветствие”, “Добрый взгляд, добрая улыбка, ласковые руки”и другие).

2.Разминка (дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и другие).

3.Основная часть. В ней содержатся упражнения на развитие и коррекцию тех или функций. Например: упражнения “Путешествие на корабле”, “Путешествие по пустыне”, “Постройтесь по...” направлены на сплочение классного коллектива; “Глина и скульптор”, “Интервью”, “Угадай, что это?”, “Слепой и поводырь”, “Что изменилось”, “Чем мы похожи”, “Дотронься до”- взаимодействие в различных ситуациях; “Волшебный стул”, “Подарки”, “Лестница” - повышение самооценки, улучшение взаимообщения друг с другом; “Пресс”, “Кирпич”, “Аутотренинг” - снятие напряженного состояния.

Игровой тренинг «Профилактика напряженного состояния»

для учащихся 9 - 11 классов.

Цель: создать условия для снятия напряженного состояния в период подготовки к экзаменам. и поддержания психического здоровья.

Задачи:

1. Снять эмоциональное напряжение.

2. Оптимизировать самооценку участников тренинга.

3. Сформировать позитивное мышление

 

Материалы и оборудование:

заранее нарисованное дерево на ватмане, магнитная доска, листочки разноцветные;

записи спокойной релаксационной музыки, карандаши

заранее распечатанная анкета «Обратная связь»

две глубокие тарелки

красивая декоративная свеча

Время проведения: приблизительно 1 час. Общее время зависит от количества участников.

I   Введение

1. Игра “Я, ты, он, она...”

Цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы. Инструкция: вед проговаривает слова показывает движения, зал повторяет:

В этом зале -все друзья! Я, Ты, Он, Она- вместе дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, слева

В этом зале – все друзья Я, Ты, Он.Она – вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева

В этом зале все друзья – Я Ты Он Она –вместе дружная семья!

Обними соседа справа, обними соседа слева,

В этом зале все друзья Я Ты Он Она – вместе дружная семья

Посмотрите на себя- Вместе мы сто тысяч Я!


2. Информация для участников . Любой человек, когда проходит период интенсивной подготовки к экзаменам, сталкивается с накопившимися напряженными состояниями. Эффективным средством профилактики напряженного состояния являются способы саморегуляции и самовосстановления. Первым определение стресса дал канадский ученый Ганс Селье: «не следует бояться стресса. Его  не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни»

И так, сегодня мы будем управлять своим состоянием.


II Практическая часть

1. Упражнение «Поза Наполеона»

 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

 



 Комментарий ведущего

 Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2.   Упражнение “Моечная машина”

Цель: снятие напряжения, почувствовать сопричастность группы

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

3. Упражнение «Вездеход»

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии; создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; помощь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

Инструкция ведущего; «А теперь давайте разомнемся, отвлечемся от раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление. Мы будем передвигаться по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображает то, о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и осуждения! Итак, готовы? Начали!

Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний вечер. И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов восемь - десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам. Ею наполнено пространство. Нет, показалось!

Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо- аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело - ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат, идем по кромке воды…наше путешествие заканчивается идем легко и свободно перед нами широкая дорога….

Примечание Участники изображают все, о чем говорит ведущий.

 

 


4. Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1. Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

5. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Затем объяснить учащимся, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.


6. Упражнение «Источник»

Цель: релаксация

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

 «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется»

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2 Рефлексия. “Передаем свечу, делимся впечатлением

Каждый участник группы, передавая сидящему рядом свечу, завершает фразу: “Я желаю тебе,,,”

 

 











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.