Материал на проверке

Изучение ПДД в школе, как часть воспитательной работы

0
0
Материал опубликован 17 December

Михайловская Татьяна Леонидовна

учитель

ГБОУ СОШ № 285

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Ремизова Светлана Геннадьевна

учитель

ГБОУ СОШ № 285

Красносельского района

Санкт-Петербурга


«Изучение ПДД в школе, как часть воспитательной работы»

Не секрет, что изучение ПДД в школе является частью воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В настоящее время проблема дорожно-транспортного травматизма с участием детей и подростков - одна из главных. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей -воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование среди учащихся навыков безопасного поведения на дорогах проводится согласно планам работы школы.

В условиях современного скоростного уличного движения необходимо постоянно быть начеку, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем участникам дорожного движения, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Возрастающая плотность движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в школе может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Наша задача - воспитывать культуру поведения на дорогах с детства. С этой целью в нашей школе ведется систематическая профилактическая работа по пропаганде правил дорожного движения для учащихся и их родителей, как в урочное время, так и во внеурочное.

Цель изучения ПДД в школе - научить ребёнка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения. 

Для изучения ПДД в школе можно использовать следующие методы:

Урочная деятельность. Курс ПДД включается в изучаемые дисциплины, например «Окружающий мир». Также ПДД изучается на курсе «Технология» (создание макетов пешеходных переходов, книжек-памяток «Дорожная азбука» и др.). 

Внеурочная деятельность. Школьники в игровой форме закрепляют полученные на уроках знания ПДД. К таким мероприятиям относятся тематические утренники, творческие смотры, конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии, профилактические акции и рейды совместно с инспекторами ГИБДД.

Работа с родителями. Важно правильно организовать работу педагогов с родителями, поскольку формирование правопослушного поведения у ребёнка зависит не только от школы, но и от родителей. В план воспитательной деятельности включается проведение консультаций, семинаров, индивидуальных бесед для педагогов и родителей обучающихся. 

Деятельность отряда юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). Члены отряда занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждением их нарушений. 

В нашей школе много лет существует отряд юных инспекторов движения (ЮИД). Создание отряда ЮИД играет ключевую роль в жизни учебного заведения:

- повышение уровня образованности и информированности детей относительно правил дорожного движения;

- формирование активной гражданской позиции и социальной активности школьников;

- укрепление связей между учениками разных возрастов и педагогическим коллективом;

- расширение возможностей внеклассной занятости учащихся, развитие творческих способностей;

- создание условий для снижения количества происшествий с детьми на дорогах.

Кроме того, ЮИД оказывает мотивирующее влияние на родителей, повышая уровень осознания ими личной ответственности за жизнь и здоровье своего ребёнка.

Дети школьного возраста часто становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий, так как им не свойственна та защитная реакция на изменяющуюся дорожную обстановку. Это происходит из-за незнания правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части и малоэффективной профилактической работе с детьми. Поэтому члены отряда ЮИД знают и знакомят учащихся школы с ПДД, начиная уже с первого класса.

Работа школьного отряда ЮИД заключается не только в организации и проведении мероприятий по БДДТ в школе, но и в помощи классным руководителям. Так, члены отряда ЮИД контролируют наличие и правильность заполнения «Схемы безопасного пути ДОМ-ШКОЛА-ДОМ», проверяют уголки безопасности в классах, а также принимают участие в проведении классных часов и минуток безопасности.

При организации воспитательной работы по ПДД мы рекомендуем использовать элементы игры для привлечения и поддержании интереса у школьников. А также создание условий, позволяющих детям накапливать опыт безопасного поведения, знакомиться с правилами дорожного движения и переносить их в реальную жизнь.

Наилучшим вариантом будет спланировать игру, в которой учащиеся принимают участие в процессе игры, и подготовке ее. Чем больше учащиеся смогут сделать своими руками, тем лучше информация отложится в памяти школьников, произойдет процесс глубокого осмысления.

Одним из эффективных способов может выступать организация театрализованных сценок связанных с правилами пешехода, в которых сами дети могут быть участниками.

Для организации воспитательной работы по теме изучения ПДД, можно создать с учащимися уголок в классе с различными видами перекрестков, тротуаров, остановок, где будут наглядно показаны некоторые правила. К уголку можно добавить и настольную игру с заданиями, чтобы учащиеся могли на перемене использовать игру и изучать правила. Для каждого класса правила могут усложняться в зависимости от возрастной группы.

Театральная работа в рамках создания различных инсценировок, например «Во дворе», «На пешеходном переходе», «Светофоры», активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческое воображение, речь, формирует навыки безопасного поведения на дорогах.

Немаловажным элементом в системе обучения правилам дорожного движения является создание пространства, где дети могут познакомиться с разными материалами по основам безопасности дорожного движения в соответствие со своими интересами, например: художественная литература, плакаты, рисунки, альбомы, настольные игры, видеофильмы, помогающие развивать не только умственную активность, конструктивные умения, но и осуществлять формирование самостоятельности в деятельности.

Проектная деятельность также оказывают положительное влияние на усвоение данной темы, когда дети сознательно отражают окружающую действительность при конструировании макета, создании изображений, рисунков. Большое влияние оказывает включение родителей в проектную деятельность.

Необходимо помнить, что деятельность самих учащихся, когда они решают, обсуждают, наблюдают, сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности, предлагают свои решения, носит преобразующий характер. Проецируя этот подход на изучение ПДД, школьники осознанно усваивают правила, что пробуждает потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность. Для решения сегодняшней сверхзадачи - сохранения главного богатства государства - молодого поколения - необходимы понимание и твердая воля каждого из нас: руководителей, учителей, родителей, водителей транспортных средств и даже пешеходов на дороге. Сберечь здоровье детей - значит, сохранить жизнь нации.

Поэтому система работы школы по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей - это программа работы на перспективу. Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всей образовательной инфраструктурой. Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией.

Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Работу нужно проводить регулярно, планово, систематически. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.