Методические рекомендации «Изучение раздела ОБЖ «Основы военной службы» как один из компонентов военно – патриотического воспитания в школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия (цо) г.Суворова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Изучение раздела ОБЖ «Основы военной службы» как один из компонентов военно – патриотического воспитания в школе»
Разработал:
учитель ОБЖ
Иорданский Е.В.
г. Суворов
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1 Формирование и развитие патриотического сознания как основное звено в
подготовке обучающихся к военной службе
1.1. Урок – в системе патриотического воспитания
1.2. Формы и методы, используемые в подготовке юношей к военной службе
1.3. Основные принципы защиты личности
Глава 2 Формирование и развитие патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности
2.1. Воспитание патриотического сознания обучающихся на боевых традициях народа
и Вооружённых сил
2.2. Военно-спортивные игры в воспитании патриотизма у обучающихся
2.3. Взаимосвязь школьного и воинского коллектива в формировании
патриотических качеств обучающихся как будущих защитников Отечества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка раздела «Основы военной службы» создана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2018, и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, который предусматривает достижение личностных результатов в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
МБОУ «Гимназия (цо) г. Суворова» – это муниципальное общеобразовательное учреждение – ориентировано на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей, путём создания в ней адаптированной педагогической системы.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Раздел «Основы военной службы» органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в вооружённых силах, выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое) воспитание старшеклассников.
Каждый раздел – завершённая часть курса, основанная на его методологии и включающая в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент, а так же повысить эффективность у обучающихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей.
В ходе изучения курса ОБЖ обучающиеся получают сведения об обороне государства, истории создания вооружённых сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях.
Разработанная программа предусматривает теоретические и практические занятия по разделу «Основы военной службы» в 10 классе (из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в учебный год) с завершением обучения, проведение пятидневных сборов, где закрепляются теоретические знания и приобретаются необходимые практические навыки.
Сборы проводятся на базе воинских частей, оборонно-спортивных учреждений (лагерей, центров и т.д.) и образовательных учреждений среднего (полного) общего образования (по отдельной программе).
В 10-11 классе обучающиеся изучают вопросы, связанные с историей создания вооружённых сил России, организационной структурой современных Вооружённых сил РФ – защитников нашего Отечества, знакомятся с боевыми традициями ВС РФ, символами воинской чести, получают представление и приобретают практические навыки в вопросах защиты от оружия массового поражения, оказания доврачебной и первой медицинской помощи, тактико-технические характеристики, устройство, основы применения стрелкового оружия и меры безопасности при обращении с ним.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования выпускник в разделе «Основы военной службы» на базовом уровне научится
Основы обороны государства
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
оперировать основными понятиями в области обороны государства;
раскрывать основы и организацию обороны РФ;
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
характеризовать историю создания ВС РФ;
описывать структуру ВС РФ;
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
распознавать символы ВС РФ;
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
раскрывать организацию воинского учета;
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
описывать основание увольнения с военной службы;
раскрывать предназначение запаса;
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
описывать порядок хранения автомата;
различать составляющие патрона;
снаряжать магазин патронами;
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
описывать явление выстрела и его практическое значение;
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
выполнять изготовку к стрельбе;
производить стрельбу;
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
различать наступательные и оборонительные гранаты;
описывать устройство ручных осколочных гранат;
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
объяснять предназначение современного общевойскового боя;
характеризовать современный общевойсковой бой;
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
передвигаться по азимутам;
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
применять средства индивидуальной защиты;
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Учебно-методический комплект включает в себя учебную и дополнительную литературу:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2018;
– Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2017;
– Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2018.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В 90-е годы произошли кардинальные изменения направлений общественного развития Российского общества, которые вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. В результате распада единого многонационального государства обострились межнациональные отношения – возникли конфликтные ситуации, в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, исчезли условия для формирования высоконравственной, социально – активной личности с чётко выраженной гражданской позицией. В обществе, детско-молодёжной среде получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность. Многие дети оказались за пределами воспитательной среды на улице, где они усваивают нелёгкую науку воспитания в жёстких условиях.
Происходящие процессы выдвинули ряд значимых, качественно новых задач в создании суверенного, экономически развитого, цивилизованного и демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы. Последние годы у молодёжи произошла переориентация с общественно–значимых на личностно–значимые ценностные ориентиры. Это вызывает необходимость формирования у обучающихся ответственности за судьбу Отечества и готовности к её защите. Для этого необходимо выработать стойкую мотивацию осознанной целенаправленной подготовки ученика к службе в армии.
Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий, сложившихся в современной школе.
Противоречие между задачей школы подготовить юношей к службе в Вооружённых силах и пропагандой в СМИ негативных сторон военной службы.
Противоречие между целью раздела ОВС по подготовке юношей к службе в ВС и нежеланием призывников служить в ВС.
Противоречие между традиционной формой оценки знаний и необходимостью осознания обучающимися необходимых навыков безопасного поведения в чрезвычайных условиях военной службы.
Главное, что отличает современную школу от прежней, - отсутствие рамок, жёсткой регламентации во всём. Появилась свобода для учителя – в выборе программ, методов, подходов.
И для учеников – для довольно большой части подростков сегодня характерно увлечённость жизнью только своей микро-группы, размытость нравственности ориентиров, завышенная самооценка, преобладание деловых ценностей над моральными.
Дефекты общественного и нравственного сознания усугубляются пропагандой СМИ, отношением в обществе к процессам, которые происходят в Вооружённых силах.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю:
ЦЕЛЬ:
- Подготовка юношей к службе, формирование осознанного восприятия необходимости защиты Родины, воспитание чувства патриотизма
ЗАДАЧИ:
раскрыть основные понятия о воинской обязанности, познакомить обучающихся с организацией и предназначением воинского учёта, обязательной и добровольной подготовкой граждан к военной службе.
познакомить обучающихся с правовыми аспектами военной службы, общевоинскими уставами Вооружённых сил Российской Федерации, порядком и правилами принятия присяги на верность Родине;
сформировать у обучающихся представление об основных качествах военнослужащего: о чести, о достоинстве, о верности воинскому долгу и военной присяге;
воспитывать у обучающихся чувство долга перед Родиной и уважения к армии и Военно-Морскому Флоту, пропагандировать боевые традиции ВС России;
закрепить и углубить убеждённость обучающихся в необходимости укрепления обороны страны, в том, что каждый молодой человек должен готовить себя к защите Родины;
формировать у обучающихся умения: объяснять ситуации военно- политического характера с объективных позиций, применять полученные знания и умения на уроках и при проведении внешкольных военно- патриотических мероприятий, осуществлять самоподготовку к будущей воинской деятельности и защите Отечества.
В процессе решения этих задач решаются следующие педагогические задачи:
Повышение мотивации обучения.
Формирование прочных знаний, умений и навыков.
Формирование осознанного подхода к самообразованию, подготовки физической и психологической.
Воспитание социальных и гражданских качеств личности (патриотизм, гражданская позиция и т.д.)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- обеспечить полное и качественное выполнение раздела «Основы военной подготовки»
- улучшить физическое здоровье и повысить духовно-нравственный потенциал
молодёжи призывного возраста
- повысить эффективность патриотического воспитания
- улучшить уровень развития военно-прикладных видов спорта
- привлечь обучающихся к обучению их массовым техническим профессиям, имеющим
военно-прикладное искусство
ГЛАВА 1 Формирование и развитие патриотического сознания как основное звено
подготовки обучающихся к военной службе
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.
Если патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооружённых сил.
К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится:
Гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
Воинский долг - система социально значимых ценностей и морально- правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах, Конституции РФ, воинских уставах;
Воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения военных действий;
Профессионализм - степень овладения военных специальностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.
Существует объективная взаимосвязь военно-патриотического и умственного воспитания; последнее формирует культуру умственного труда, значение которой огромно в свете современных высоких требований военной службы, предполагающих наличие у каждого воина способности оперативно находить оптимальные решения в экстремальных условиях. Ведь сама воинская служба для юноши - это уже экстремальная среда, где необходима психологическая и физическая подготовка.
Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с обучающимися по военно- патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.
Считаю, что раздел « Основы военной службы» в курсе ОБЖ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями ( в объёме соответствующем социальному заказу) научить применять на практике полученные на уроках знания и умения - иными словами, сформировать умения и навыки военно- прикладного характера.
Специфика допризывной подготовки заключается в том, что в её рамках решаются задачи морально-психологической, военно-физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданственных, патриотических и нравственных качеств личности.
Научить школьников видеть и слышать голос героической истории Отечества - первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя не с потребительским чувством, а чтобы увидеть рядом тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов Вооружённых сил России, чтобы как можно больше узнать о прошлом Отечества, научиться так же любить Родину, как её любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времён и поколений, чтобы молодое поколение нового столетия по-настоящему считалось Наследниками Великой Победы.
Чтобы выполнить поставленные задачи и цели:
использую разнообразные формы и методы обучения. Главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности обучающихся, повышает их познавательную активность. Основной формой обучения является урок.
1.1. урок – в системе патриотического воспитания
Использую разнообразные формы работы, соединяющие обучение и воспитание:
- уроки – лекции
- уроки – конференции
- интегрированные уроки
- уроки – семинары
- уроки – экскурсии
- уроки – диспуты
Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер на которых учащиеся в игровой форме решают серьёзные вопросы и проблемы. На уроках любого типа большое место уделяю мотивации. Важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие отдельного кабинета ОБЖ, в нашей гимназии имеется кабинет, который является воспитательный центром патриотической работы, имеется школьный музей боевой Славы, где помещены материалы, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старшего поколения.
Преподавание стараюсь строить на личностно-ориентированном подходе, который базируется на основе активизации деятельности обучающихся и повышении эффективности учебного процесса, что предполагает разнообразные методы организации учебной деятельности, раскрывающие субъективный опыт обучающихся.
Основной своей задачей, в этом направлении, я считаю: показать и доказать выпускнику, что патриотизм для военнослужащих проявляется, прежде всего, в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Помогают мне в этом разнообразные методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности обучающихся, повышает их познавательную активность.
1.2. Формы и методы, используемые в подготовке юношей к военной службе
В определении содержания, сущности, методики формирования организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, И,Н. Руссо. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые представлены в таблице:
№ п/п |
Группа методов |
Методы |
Свойства методов |
1 |
Методы формирования сознания личности |
Убеждение Внушение Дискуссия Лекция Метод примера |
Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а активный участник их использования |
2 |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения |
Педагогическое требование Требование коллектива Общественное мнение Поручение Метод-требование Создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов Деятельность подростков для общества |
Создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу. Демонстрировать значимость гражданской деятельности |
3 |
Методы стимулирования для деятельности и поведения успеха |
Соревнование Поощрение Наказание Взаимовыручка Создание ситуации успеха |
Побуждать подростка корректировать своё поведение Стимулирование, в различных его формах, должно быть дозированным и заслуженным Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности |
Кроме представленных методов, для ещё более полной эффективности образовательного процесса по ОБЖ – включаю в организацию учебных занятий следующие личностно-ориентированные технологии:
- проектную
- информационную
- игровую (деловые, ролевые игры)
Личностно-ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого:
Эти направления относятся к гуманистическому подходу в психологии и образовании, главной отличительной чертой которой является, как уже говорилось, индивидуальность. Четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Метод проектов – не является новым в мировой педагогике. Возник он в самом начале 20 века. Со временем идея метода проектов претерпела некоторые изменения. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.
Но суть все та же:
-стимулировать интерес ребят к определенным проблемам: предполагающим владение некоторой суммой знаний и решение этих проблем - видится - через проектную деятельность, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления
Что дает этот метод?
-позволяет строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дает обучающимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть реальными
-если это теоретическая проблема, то конкретное решение
- если практическая проблема, то конкретный результат готовый к внедрению
Основа методов проектов лежит в развитии познавательных творческих интересов обучающихся, умении ориентироваться в информационном пространстве, развитии мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, индивидуальную, парную, групповую. Этот метод сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях, компьютерном моделировании.
Информационные технологии
- как средство активизации познавательной деятельности, развития критического и творческого мышления.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и прежде всего перед школой, задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях
- самостоятельно приобретать необходимые знания
- применять эти знания на практике для решения разнообразных проблем
- чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти свое место
- самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии.
Информационные технологии, это в первую очередь – интернет технологии, но они не столь важны для работы на уроке. Они помогают при изучении какой-либо темы, представляя обширный учебный и методический материал. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели понимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр. В отличие от игры вообще, педагогические игры обладают существенным признаком.
В игре, которую используем при работе с обучающимися, существенное – это четко поставленная цель обучения и педагогический результат, учебно-познавательная направленность.
Эти технологии позволяют добиться решения основных задач:
- развитие познавательных навыков обучающихся
- умения самостоятельно конструировать свои знания
- ориентироваться в информационном пространстве
- развитие критического и творческого мышления
Таким образом, современные педагогические технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи, решить задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности
- принцип сознательности
- принцип уважения к личности с разумной требовательностью
- принцип опоры на положительное в человеке
- принцип включения в деятельность
Принципы построения системы:
Современная наука выделяет для защиты личности три основных направления: социальная, физическая и психологическая. На этих принципах я строю свою работу по разделу «Основы военной службы». Они помогают сформировать осознанное восприятие у обучающихся необходимости защиты Родины, воспитание чувства патриотизма.
Социальная защита личности:
Социальная защита в контексте военной службы требует от обучающихся формирование безопасного взаимодействия в социуме. Это выражается в умении общения в коллективе, с командирами, сослуживцами, подчинёнными. Для формирования навыков общения необходимо знание правовых основ военной службы, прав и обязанностей военнослужащих, основ устройства вооружённых сил РФ и применение этих знаний в различных ситуациях. Соответственно подбирается учебный материал, который способен сформировать знания, умения, навыки: умение безопасного поведения в социуме, формирование социально значимых ценностей.
Физическая защита личности:
Требует защиты физического здоровья человека. Это выражается в физическом развитии юношей, наборе жизненно важных двигательных навыков, образе жизни. Учебный материал содержит знания о двигательной активности, вредных привычках, принципах развития физических сил. Реализация этого направления немыслима без уроков физической культуры, внеурочных и секционных занятий.
Психологическая защита личности:
Это деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведение под влиянием внешних воздействий. Она подразделяется на социально-групповую защиту (подразумевает безопасное поведение в микрогруппе) и индивидуально-личностную защиту личности (включает в себя качества личности, способные противостоять стрессовым ситуациям военной службы: активность, настойчивость, выдержка, коммуникабельность и т.д.)
Межпредметные связи
Важное место в преподавании ОБЖ занимает интеграция с другими предметами.
Проблеме межпредметных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учёта взаимосвязи между предметами говорится ещё в трудах выдающихся педагогов 17-19 веков: Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистрвега и других. А также в трудах русских просветителей 19-20 веков: В.Г. Белинского, В.Д. Одоевского, К.Д. Ушинского. Новая волна интереса к этой проблеме появилась во второй половине прошлого столетия и не спадает по настоящее время.
Курс ОБЖ призван стать ведущей образовательной областью, имеющим самостоятельную стержневую основу, а также связывающим компонентом во всех других предметах, во внеурочной и внешкольной работе. В учебном процессе по предмету ОБЖ используются три вида межпредметных связей:
Предшествующие: когда при раскрытии того или иного вопроса учитель опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. Например: нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знания, полученные на уроках физики по теме «Конденсаторы. Электроёмкость плоского конденсатора»
Сопутствующие: когда ряд фактов, понятий, информации разбираются на уроках ОБЖ и на других предметах. Эти связи должны быть основными и хорошо продуманными в учебно-воспитательном процессе
Перспективные: когда изучение материала ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Например: тема «Оружие массового поражения» изучается в ОБЖ до того, как на уроке физики знакомятся с атомом и атомным ядром.
Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей – химия, физика, биология, математика и другие предметы. Одним из важнейших аспектов патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка обучающихся к защите Отечества. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры. Взаимосвязь с ОБЖ – самая прямая, это легкоатлетический кросс, эстафеты, соревнования на меткость, отработка навыков преодоления элементов полосы препятствий, что способствует развитию силы, ловкости, выносливости, коллективизма, психологических качеств – преодоление страха.
Например, тема: «Оружие массового поражения» - изучается раньше на уроках физики (изучаются вопросы атома и атомного ядра).
Например: прямая связь ОБЖ с историей. Изучая тему «Символы воинской славы» слово прапорщик в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. По истории в прошлом военнослужащий в звании прапорщика отвечал за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого звания ввёл Николай 1. Клятву перед боевым знаменем ввёл Пётр 1. С тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней – при Петре 1 взвод, не уберёгший знамя, подлежал расстрелу, полк или воинская часть расформировывалась. Это сохранилось и до наших дней.
Звучит это таким образом: «При утрате боевого знамени, воинская часть расформировывается, а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу». Для более полной реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции межпредметных связей можно использовать связь с любыми предметами и общественными науками.
Применяя их на практике, мы реализуем основной принцип обучения – принцип систематичности, последовательности, комплексности. Одним из принципов обучения, как указывалось выше, является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки, умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны, представляют собой единый комплекс. Он формируется путём установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины. Межпредметные связи помогают обучающимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень обучающихся.
На уроках по основам безопасности жизнедеятельности, работаем с дополнительной литературой, постановлениями; законами Р.Ф., обучающиеся готовят рефераты:
Темы:
«Дни воинской славы России»
«Оказание первой медицинской помощи»
«Гражданская оборона»
«История развития пулевой стрельбы» и другие.
Методика работы над рефератом.
Работа над рефератом является методом организации учебно-познавательной деятельности, развивающей мыслительную деятельность ученика, формирует аналитическое мышление, вырабатывает навыки публичных выступлений, позволяет оценить интенсивность самостоятельной работы.
В основу реферата входят: замысел, план и написание.
Замысел - это выделение проблемы, формулировка темы.
План предполагает сам процесс работы над рефератом (сбор информации, доказательств, примеров, сопоставление и доказательство фактов).
Написание - это оформление, корректировка работы, обобщение, выводы. Затем выступление с рефератом, ответы на вопросы.
Самостоятельная работа по военно-патриотической тематике сопровождается постановкой заданий, побуждающих самих обучающихся к поисковой деятельности, решению проблем. Практически по всем темам раздела ОВС можно использовать реферативную работу, заменяя традиционный опрос на уроке или вводя в объяснение новой темы реферативные сообщения обучающихся, таким образом осуществляя принцип опережающего обучения.
В результате реферативной работы обучающиеся овладевают следующими приёмами:
формулирование познавательной задачи;
изучение понятий и правил по разделу предмета;
поиск фактов, идей, необходимой информации, выявление противоречий, причин и следствий события;
построение модели рассматриваемого объекта;
понимание и толкование информации (выявление важных черт и т.д.);
формулировка выводов.
Рефераты чаще используются на уроках, когда преподаватель ставит задачи по воспитанию гражданской зрелости обучающихся, формированию положительного отношения к воинской службе, для этого необходимы знания воинского законодательства, правильного представления понятий о воинской дисциплине, долге.
Проверка и оценка знаний, полученных при изучении раздела «Основы военной службы» в курсе ОБЖ.
Изучение степени усвоения обучающимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и познавательных способностей обучающихся - важнейшая составляющая процесса обучения.
Основная цель проверки - определение полноты знаний обучающимися программного материала, корректирование этих знаний и умений, воспитание ответственности в учебной работе.
Проверка знаний, умений и навыков повышает самостоятельность и активность обучающихся в обучении, побуждает их к систематической работе с учебниками, словарями, справочниками, Интернетом, более внимательному восприятию и осмыслению учебного материала, излагаемого преподавателем.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При устной проверке знаний преподаватель обращается к обучающимся с вопросами, требующими размышлений, доказательств, анализа, обобщения, выводов, предложений, решения и конкретных действий.
В письменные работы включаются задания, требующие знания графических приёмов: схемы, таблицы, чертежи. Эти работы стимулируют творческие возможности обучающихся, требуют применения умений и навыков, полученных при изучении предмета. Письменные работы проводятся, когда необходимо проверить знания по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ.
Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний (обычно по разделам курса). Сроки приема зачета назначаются заблаговременно в соответствии с учебным планом. На зачетах применяются как устные формы проверки, так и задания на выполнение письменных и практических работ.
Основными видами проверки и оценки знаний являются текущая и итоговая. Текущая проверка и оценка знаний проводится в ходе обучения. На основе данных текущей проверки знаний и специально проводимых контрольных работ выставляется итоговая оценка знаний за учебную четверть, полугодие и учебный год.
Важное место в любой деятельности – это контроль и самоконтроль. Занимает одно из ведущих мест. Оценить всех обучающихся быстро, за короткий срок позволяют мини-тесты, которые составляю из 10-15 вопросов и ответов – их использую для контроля изученного материала или для закрепления знаний по определённой тематике или разделу.
Примеры письменных проверочных работ.
Контрольная работа.
Тема: «Воинская обязанность»
Вариант 1
1. Что такое воинская обязанность и какую структуру она имеет?
2. Какие основные особенности отличают военную службу от других видов государственной службы?
3. Какие причины являются уважительными в случае неявки по вызову военкомата?
4. В каких случаях военнослужащий (не офицер), проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение?
Вариант 2
1. Что такое военная служба и в каких войсках, органах и формированиях она исполняется?
2. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.
3. Какие виды подготовки граждан к военной службе установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»?
4. Для чего предназначен запас Вооруженных Сил Российской Федерации и из каких категорий граждан он создается?
Тестовые задания.
«Организация воинского учета и его предназначение».
1. Назовите цель, с которой осуществляется воинский учет граждан Российской Федерации.
2. Составьте фразу из фрагментов (ответ представьте последовательностью букв, например – в, и…) (запишите полученную фразу в опросный лист или тетрадь):
а)… Федерации личным составом …;
б)… воинский учет граждан призван определить …;
в)… обеспечению комплектования Вооруженных Сил Российской …;
г)… возможности государства по …
3. Дополните фразу: «Составная часть воинской обязанности, состоящая в проведении учета граждан, подлежащих призыву в ряды Вооруженных Сил, называется _________»
4. Дополните фразу: «________ граждане России ___________ состоять на воинском учете, кроме отдельных ___________»
5. Назовите категории граждан, которые подлежат воинскому учету.
6. Назовите группы граждан РФ, которые освобождаются от воинского учета.
7. Дополните фразу: «Специальности, имеющие большое практическое значение во время военного положения или в военное время, обладающая статусом военной специальности называется _________»
8. Приведите два примера военно-учетных специальностей.
9. Назовите правовой документ, определяющий порядок воинского учета.
10. Назовите возраст постановки на военный учет граждан мужского пола.
11. Укажите, в каком случае на воинский учет ставятся граждане женского пола.
12. Укажите, кто и как определяет годность гражданина к военной службе при первичной постановке на воинский учет.
13. Укажите, в каком случае проводится повторное медицинское обследование.
14. Приведите три примера, иллюстрирующих обязанности граждан по воинскому учету.
ГЛАВА 2 Формирование и развитие патриотического сознания учащихся во
внеурочной деятельности
Естественно, все вопросы на уроках ОБЖ решить невозможно, но воспитать положительные эмоции при виде человека в военной форме, научить основам военной подготовки в наших силах.
Работа, проводимая на уроках, тесно взаимосвязана с внеурочной. Уже стало традицией полученные знания, приобретённые навыки демонстрировать на проводимых различных массовых оборонно-патриотических мероприятиях.
В начале каждого года составляется план работы по патриотическому воспитанию – по формированию важнейших духовных ценностей.
Эта работа в нашей гимназии строится по трём направлениям:
Воспитание патриотического сознания обучающихся на боевых традициях
народа и вооружённых сил.
Патриотическое воспитание обучающихся – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в Россию.
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:
- «Вахта Памяти» – выставки караула в дни памяти около памятника погибшим воинам,
- субботники – уборка территории, поддержание надлежащего порядка, где стоит мемориал
погибшим в ВОВ
- организация мероприятий, посвящённых Дню Победы
- творческие мастерские
- подарки ветеранам, организация выставок, викторин, конкурсов
- конкурс сочинений, рефератов по теме ВОВ, герои нашей Родины
- фестиваль открыток – поздравлений ко Дню Победы
- литературно-музыкальные композиции «Война в произведениях литературы»
- выставка рисунков «Слава армии нашей»
- проведение экскурсий, уроков Мужества
- проведение конкурсов военно-патриотической песни, строя
- конкурс исторических бюллетеней, посвящённых Дням воинской славы
- по педагогическому просвещению родителей «Военно-патриотическое воспитание
старшеклассников, подготовка их к службе в армии
- уроки Мужества, встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн
- работа поискового отряда «Суворовец»
Достойный вклад в дело патриотического воспитания вносят наши ветераны.
Представители районного комитета ветеранов войны, совет ветеранов Вооружённых сил, правоохранительные органы – регулярно бывают у нас в гимназии – проводится кропотливая работа по пропаганде славных воинских традиций нашей армии, героической истории нашей Родины, проводятся беседы, встречи, организуются мероприятия, посвященные дню Защитника Отечества, Победы с вручением памятных подарков ветеранам, проходили конкурсы патриотической песни (хоровое исполнение, ансамблевые, сольные), выставки рисунков «Слава армии родной», конкурс чтецов «Дорогой подвига», литературно-музыкальные композиции «Война в произведениях литературы» - все это способствует сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб, является важнейшим аспектом военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к защите Отечества.
Военно-спортивные игры в воспитании патриотизма учащихся
«Военно-спортивные игры» и соревнования проходят:
1 - Соревнования:
Летнее и зимнее многоборье среди допризывной молодежи
- кросс на 3000 метров
- подтягивание
- сборка и разборка АКМ
- личное первенство по стрельбе
- метание гранаты
- стрельба из пневматической винтовки
Школа безопасности:
- Туристская полоса препятствий
- Пожарно-техническая полоса
- физическая подготовка
Туристический слет:
- Контрольно-комбинированный маршрут
- Ориентирование
- Полоса препятствий
Все это способствует получению знаний и навыков в альпинизме, что необходимо для горных подразделений ВС РФ.
Водные байдарочные походы по местам боевой славы
- закрепляют навыки выживания в автономных условиях в природе
- способствуют укреплению здоровья
- учат самостоятельности
- формируют любовь к малой родине
Игра «Зарница»
Цели и задачи:
Активизация физического и духовного развития обучающихся, воспитание у них чувства патриотизма и любви к Родине, укрепление здоровья обучающихся.
Игра «Зарница» - решает задачи почти всех компонентов системы патриотического воспитания. «Зарница» - популярна, она показала одну из форм военно-патриотического и физического воспитания обучающихся, оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Взаимосвязь школьного и воинского коллектива, формирование
патриотических качеств учащихся, как будущих защитников Отечества
Наибольший эффект по вопросу «Подготовка старшеклассников к службе в ВС» обучающиеся получают на пятидневных учебных сборах, которые с 2000 года проводятся ежегодно.
Задачи учебных сборов:
Формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы
Изучение основ безопасности военной службы, основ тактической, строевой подготовки, изучение устава ВС, сдача нормативов по физической подготовке
Практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов
Обучающиеся знакомятся:
- с укладом жизни военнослужащих
- военной техникой, побывали на стрельбищах, общежитии военнослужащих, попробовали солдатской пищи.
Условия проживания, занятий были приближены к максимальным.
Теоретическая часть:
Изучение уставов военной службы.
Азы гражданской обороны.
Оказание первой медицинской помощи.
Практическая часть:
Физическая и строевая подготовка, заступление в суточный наряд, несение караульной службы, разборка и сборка автомата Калашникова, огневая подготовка, сдавались нормативы по физической подготовке.
Словесные, наглядные и практические методы организации занятий – дали положительные результаты.
В ходе учебных сборов отрабатывались следующие вопросы учебной программы:
- основные элементы строевой и тактической подготовки
- устройство, назначение, тактико-технические характеристики автомата
АК-74, основы применения стрелкового оружия и меры безопасности при
обращении с ним
- организация жизни и быта военнослужащих
- организация боевой подготовки в воинской части
- организация физической подготовки
- организация и проведение занятий по медицинской подготовке
Теоретическая и практическая часть учебных сборов проводилась преподавателями ОБЖ, учителями физической культуры, медицинским работником. Впоследствии обучающиеся показали хорошие знания и навыки по разборке и сборке автомата Калашникова, все обучающиеся справились с нормативами по физической подготовке. Коллектив обучающихся за короткий промежуток времени стал более сплоченным и дружнее. В целом учебные сборы проводятся на должном уровне, с соблюдением норм охраны жизни и безопасности его участников.
Деятельность поискового отряда «Суворовец»
Считаю очень значимой работу школьного поискового отряда.
Старшее поколение упрекает молодежь в бесцельном времяпровождении, в отсутствии ответственности и патриотизма. Молодежь же зачастую жалуется на то, что нет настоящего интересного дела, некуда пойти и нечем заняться в свободное время. Кто здесь прав, кто виноват – трудно судить. Известно одно: совместная социально значимая деятельность детей и взрослых – лучшее средство воспитания подрастающего поколения. В Суворовской гимназии это понимают и уделяют очень серьезное внимание данному вопросу.
Цели и задачи работы:
- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
- поиск и захоронение останков погибших воинов, установление их судеб и имен;
- привлечение молодёжи и школьников к участию в поисковой работе;
- расширение базы поискового движения в области.
За это время мы приняли участие в 85 экспедициях регионального федерального и международного уровня, в которых только нашим отрядом были подняты останки более 70 советских солдат. Имя одного из них было установлено.
«Вахты Памяти» с нашим участием проходили в Белевском, Одоевском, Суворовском районах Тульской области, Думиническом, Ульяновском, Сухиническом, Барятинском районах Калужской области, в Кировском районе Ленинградской области, Псковской, Тверской, Орловской областях. В этих местах во время войны проходили ожесточенные бои. Направление поисковых работ подсказали архивные материалы, с которыми проводит очень большую работу штаб поискового движения России.
Ежегодно «Суворовцы» неоднократно выезжают на поисковые работы. Каждый раз отряд пополняется новыми бойцами разного возраста: самый младший - учащийся закончивший 3-й класс, а самые старшие – выпускники гимназии, ныне уже студенты и выпускники высших учебных заведений, которые ездили в лагерь еще в составе первой команды. Прикоснувшись однажды сердцем к истории и подвигу, они готовы ехать снова и снова и выполнять любую работу в экспедиции. Впечатления и у взрослых, и у детей остаются неизгладимыми. Когда с металлоискателем заходишь в лес, а там вся земля в буквальном смысле звенит от нашпигованного в ней металла, то ясно представляешь, какие страшные бои здесь проходили. И тогда громкие слова о патриотизме и книжные описания войны отступают перед силой увиденного. В такие минуты просто осязаешь весь ужас здесь происходящего более 80 лет назад! И каждый готов преклониться перед подвигом советского солдата.
В Суворовской гимназии никто не задает вопрос: а нужна ли данная работа? А по силам ли детям такая работа? Все, кто хотя бы раз побывал на раскопках, погрузился в историю, прикоснулся к войне своими руками, твердо верит в одно: война закончится тогда, когда будет погребен последний советский солдат.
Сколько их, пропавших без вести!? Сколько семей до сих пор не знает, где сложил голову их отец, дед, прадед в минувшей войне?! А ведь память о погибших должна жить в сердцах людей и, в первую очередь, в сердцах близких родственников. Вот почему главная цель каждого юного бойца нашего отряда – «поднять» погибшего воина!
Программа
поискового отряда «Суворовец» по подготовке юных поисковиков
Цель: развитие и воспитание подростков через участие их в сохранении и увековечении памяти защитников Отечества.
Задачи:
• обучить работе с историко-архивными документами;
• обучить основам археологии, топографии, анатомии;
• обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи;
• обучить общим правилам создания экспозиций, выставок, проведения экскурсий;
• обучить работе в полевых условиях экспедиций на местах боев;
• сформировать понятие о моральном облике поисковика.
Формы и методы работы:
• теоретические занятия;
• практические занятия;
• индивидуальная работа;
• групповая работа.
Пояснительная записка
Программа имеет прикладную направленность и предусматривает формирование у начинающих поисковиков базовых знаний, умений и навыков, без которых невозможно ведение полевых поисковых работ. Программа также рассчитана на ликвидацию наиболее существенных пробелов в подготовке, младшего и методического состава поискового отряда, выявившихся в ходе полевых поисковых работ в предыдущих экспедициях.
К прохождению курсов привлекаются как начинающие, так и более опытные бойцы отряда.
Успешное прохождение курсов является основанием для допуска к выполнению одной или нескольких из следующих функций в поисковом движении:
Руководство поисковой группой;
Руководство полевыми поисковыми разведками;
Проведение работ по эксгумации человеческих останков;
Методическая работа в поисковом отряде.
Программа курсов включает аудиторные и самостоятельные занятия. Аудиторные занятия включают теоретические (лекционно-семинарские) и практические занятия. Самостоятельные занятия включают изучение теоретических вопросов и выполнение практических заданий, определенных преподавателем.
Аудиторные занятия объединяются в три блока. В промежутках между блоками аудиторных занятий слушатели выполняют домашнее задание.
После третьего блока аудиторных занятий слушателям дается две недели для самостоятельного выполнения итоговой квалификационной работы и самостоятельной подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену. Итоговая квалификационная работа включает эссе и практикум. Итоговый междисциплинарный экзамен будет проводиться в полевых условиях в рамках Международной поисковой экспедиции «Вахта Памяти» (начало мая каждого года в Белевском районе Тульской области). В ходе итогового междисциплинарного экзамена экзаменуемый отвечает на вопросы теста, затем защищает свою итоговую квалификационную работу и отвечает на вопросы членов экзаменационный комиссии по своей работе, а также по всему изученному курсу.
Блоки аудиторных занятий:
Блок №1:
1. Понятие, сущность, цели, задачи и историческое значение поискового движения, поисковая работа и воинские традиции (4 часа);
2. Правовой минимум поисковика, введение в военную администрацию (основы организации вооруженных сил), введение в общую тактику сухопутных войск, личные опознавательные знаки военнослужащих (4 часа).
Блок №2:
1. Техника безопасности при проведении полевых поисковых работ (2 часа);
2. Техника безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов (2 часа);
3. Боеприпасы (4 часа);
4. Основы первой доврачебной помощи (4 часа);
5. Ориентирование на местности (4 часа);
6. Основы работы металлодетектором и щупом (4 часа).
Блок № 3:
1.Основы методики поиска и эксгумации останков погибших воинов, полевая поисковая документация (4 часа);
2. Введение в антропологию (2 часа);
3. Введение в архивную работу, интернет-ресурсы в поисковой работе (4 часа).
4. Работа с медальоном (2 часа);
5. Организация музейных экспозиций (2 часа);
6. Ретроспектива поискового движения России (2 часа).
Программа включает в себя как теоретический материал, так и практические работы на местности, работу с документами, архивами, также предусмотрено выполнение творческих заданий.
Программа рассчитана на 1 год обучения 44 часа.
Тематический план
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
||
|
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
|
Понятие, сущность, цели, задачи и историческое значение поискового движения |
2 |
2 |
|
|
Поисковая работа и воинские традиции |
2
|
2 |
|
|
Правовой минимум поисковика, введение в военную администрацию (основы организации вооруженных сил) |
2 |
2 |
|
|
Введение в общую тактику сухопутных войск, личные опознавательные знаки военнослужащих |
2 |
2 |
|
|
Техника безопасности при проведении полевых поисковых работ |
2 |
2 |
|
|
Техника безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов |
2 |
2 |
|
|
Боеприпасы. Виды боеприпасов. |
4 |
4 |
|
|
Основы первой доврачебной помощи |
4 |
2 |
2 |
|
Ориентирование на местности |
4 |
1 |
3 |
|
Основы работы металлодетектором и щупом |
4 |
1 |
3 |
|
Основы методики поиска и эксгумации останков погибших воинов |
2 |
2 |
|
|
Полевая поисковая документация |
2 |
2 |
|
|
Введение в антропологию |
2 |
2 |
|
|
Введение в архивную работу |
1 |
1 |
|
|
Интернет-ресурсы в поисковой работе |
3 |
1 |
2 |
|
Работа с медальоном |
2 |
2 |
|
|
Организация музейных экспозиций |
2 |
2 |
|
|
Ретроспектива поискового движения России |
2 |
2 |
|
|
Итого |
44 |
34 |
10 |
Отчет о проделанной работе поискового отряда «Суворовец» МБОУ «Гимназия (цо) г.Суворова» Тульской области за 2020 год.
Мероприятия |
Место проведения |
Сроки проведения |
Кол-во участников |
Проведение уроков Мужества «Прорыв блокады Ленинграда», «Снятие блокады Ленинграда», Проведение акции «Блокадный хлеб» День памяти Алексея Бычичко. Урок Мужества «День паяти жертвам холокоста».
|
МБОУ «Гимназия (цо) г.Суворова» |
Январь |
400 |
Урок Мужества «День памяти антифашиста» Митинг, посвященный выводу советских войск из Афганистана. Митинг, посвященный Дню защитника Отечества. Конкурс «А, ну-ка парни». Поздравление ветеранов с 23 февраля. Встреча с ветеранами ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Организация выставки экспонатов школьного музея в ДК г.Суворова. Организация и проведение мероприятия по открытию мемориальной доски в г.Чекалин советским воина, погибшим и захороненным где-то на территории Чекалинской амбулатории. Участие в акциях «Посылка солдату» и «Письмо солдату». |
МБОУ «Гимназия (цо) г.Суворова»
Г.Чекалин Суворовского района Тульской области |
Февраль |
? |
Участие в открытии Вахты Памяти-2016 Поздравление с 8 марта ветеранов ВОв и матерей, чьи сыновья погибли при защите Отечества. Урок Мужества «Звание Героя России». Участие в конкурсе «Колесо безопасности». |
Г.Тула
Г.Суворов |
март |
400 |
|
|
|
|
Подготовка взвода юношей и взвода девушек к смотру строя и песни в честь победы 9 мая. Субботники на памятниках, погибших в годы ВОв.
|
МБОУ «Гимназия» |
апрель |
100 |
Участие в смотре строя и песни в честь победы 9 мая. Поздравление ветеранов. Участие в поисковой экспедиции «Белевский рубеж» Участие в патриотической акции «Георгиевская ленточка» |
Стадион «Энергия» |
9 мая |
100 |
Участие в передаче Ордена Отечественной войны 1 степени |
Ст.Горбачево Плавский район |
16 декабря |
22 |
Проведение водных (байдарочных) походов, в том числе по местам боевой славы. Организация и проведение автопробега по местам Боевой Славы Суворовского района Организация и проведение автопробега по местам Боевой Славы Суворовского района Участие в акции «Свеча Памяти». Участие в районном туристическом слете.
|
Реки Калужской, Тульской областей Суворовский район Суворовский район Тульской области |
1-30 июня
22 июня |
400 |
Организация и участие в поисковой экспедиции в Суворовском районе. |
|
Июль. |
40 |
Организация и участие в Международной военно-исторической экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе». |
Калужская область |
Август |
700 |
Участие в смотр-конкурсе на лучшее патриотическое объединение Тульского областного отделения ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО» |
Г.Тула |
Сентябрь |
22 |
|
|
|
|
Обновление экспонатов музея боевой славы |
МБОУ «Гимназия (цо) г.Суворова» |
октябрь |
22 |
Организация и проведение слета «Юный патриот» на базе гимназии г.Суворова.
|
МБОУ «Гимназия (цо) г.Суворова» |
ноябрь |
40 |
|
|
|
|
Работа по оказанию помощи ветеранам ВОв.
|
Г.Суворов |
В течение года |
22 |
Уход за памятником героям-землякам и воинскими захоронениями
|
Суворовский район |
В течение года |
22 |
Встречи с обучающимися школ Суворовского района с программой патриотического воспитания |
Суворовский район |
Декабрь |
22 |
Работа по поиску погибших и пропавших без вести в годы ВОв |
Работа с населением, в архивах, с интернет-ресурсами |
В течение года |
70 |
Работа на официальном сайте Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель» |
|
В течение года |
70 |
Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах и мероприятиях, посвященных увековечению памяти погибших защитников Отечества. |
Г.Суворов, г.Тула |
В течение года |
22 |
Участие в районных соревнованиях посвященным памяти погибшим землякам: «Зимнее многоборье», «Летнее многоборье», «Зарница», «А ну-ка, парни», «Меткий стрелок» и др.
|
Г.Суворов |
В течение года |
60 |
Уроки Мужества «День Героя России», «День Неизвестного солдата». Участие в закрытии Вахты Памяти. Поздравление ветеранов и матерей, чьи дети погибли при защите Отечества.
|
Г.Тула
МБОУ «Гимназия (цо) г.Суворова» |
декабрь |
|
Литература
Боле Е.Н. «Поиск» в поиске будущего // Государство и общество в увековечении памяти защитников Отечества: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов межрегионального научно-практического семинара-совещания. – Сыктывкар, 2007. – С.147-161.
Боле Е.Н. Актуальность структурных преобразований в поисковом движении России // Поисковое движение России. Перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2007. – С.13-20; То же. Электронный ресурс: http://rubezh.fecity.tu/
Боле Е.Н. Системный кризис в поисковом движении. К постановке проблемы или констатации факта? // Поисковое движение в странах СНГ и Балтии: от истории к современности. Сборник научно-популярных статей. – Тула, 2009. – С.125-138.
Борзов И. Пока не похоронен последний солдат // Родина. – 1990. № 6-7 – с.152-153.
ГАУ Тульской области «Государственный архив» Ф. п.177, оп.8, д.30
ГАУ Тульской области «Государственный архив» Ф. п.188, оп.1, д.68
ГАУ Тульской области «Государственный архив» Ф. 5682, оп.1, д.107
Журнал Вожатый века. – № 3, Осень – 2007. Статья: Столичная летопись, или НАМ 10 ЛЕТ! // Электр.ресурс: http://www/.pedobsh.ru/leader/3_2007/stolitsa.html
Забелина А.А. Развитие поискового движения в России и стран бывшего СССР с 80 годов ХХ века по настоящие время. К вопросу о методиках поиска и увековечения памяти павших защитников // Поисковое движение в странах СНГ и Балтии: от истории к современности. Сборник научно-популярных статей. – Тула, 2009. – С.167-174.
Ивлев И.И. …А в ответ тишина – он вчера не вернулся из боя // Военная археология. – 2011, №1(10). С.9.
Ивлев И.И. Махонькая, из бородатого прошлого, но сенсация // Электр.ресурс: http://www.soldat.ru/news/796.html
Ильясова Л. Светлая память о добром друге Степане Савельевиче Кашурко от 11.04.2007 // Электр.ресурс: http://www.grozny-inform.ru/mfin.mhtml?part=12&PublD=133
Кашурко С.С. Нет, не пропали без вести. // Коммунар. – 1989 от 8.12. // ГАУ Тульской области «Государственный архив» Ф. п.5774, оп. 1, д.7, л.96.; РГВА, ф.4. оп.11, д.87, л.50-51
Кашурко С.С. Нет, не пропали без вести // Коммунар. – 1989 от 8.12. // ГАУ Тульской области «Государственный архив» Ф. п.5774, оп.1, д.7, л.96.
Климов И.Д. Героическая оборона Тулы. – М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1961. –с .15
Котилевский С. Теория и практика поисковых работ. – Казань, Отечество, 2004.
Куликовских Н.Г. Годы поиска и находок. Интервью, газета «Гжатский вестник» № 64 от 19 августа 2008 года // Электр.ресурс: http://www.gagarincity.ru/news/gody_poiska _i_nahodok.html
Летопись поискового движения России. Часть 1. / Под ред. В.К. Щербанова. – Ростов-на-Дону, 2003-2005.
Мартынов В.Е., Меженько А.В., Садовников С.И., Соколов Д.К., Толочко В.В. Руководство по поисковым и эксгумационным работам – Москва, ТОО «Люкс-Арт», 3-е издание: 1997. – с.8
Митрофанов С. Тульским поисковикам удалось прочесть записку из медальона погибшего красноармейца // Электр.ресурс: http://tula.tfn.tu/region/rnews.html?id=72179&rid=531
Новые горизонты поискового движения / Учительская газета. Спец-выпуск «Военное образование» № 02(10135)/2007-01-16; То же. Электронный ресурс: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=5161
Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: Закон РФ от 14 января 1993 года № 4292-1// Собрание законодательства РФ. – 2004. - №35. – ст.5.
Официальный сайт ОМО «Объединение «Отечество» РТ // http://отечестворт.рф/ipc/
Официальный сайт Поискового движения России // http://rf-poisk.ru/document/6/
Протокол эксгумации №5 от 29.04.2008 // ГАУ Тульской области «Государственный архив» Ф. поискового центра «Искатель» (материалы находятся на научно-технической обработке)
Протокол эксгумации №8 от 30.04.2009 // ГАУ Тульской области «Государственный архив» Ф. поискового центра «Искатель» (материалы находятся на научно-технической обработке)
Савенков А.А. Есть шанс стать единой семьей. // Поисковое движение в странах СНГ и Балтии: от истории к современности. Сборник научно-популярных статей. -Тула, 2009.- С.3-12
Садовников Д. В. Отчет о полевых поисковых работах на территории Белевского района Тульской области с 20 апреля по 20 июля 2012 года на основании направлений на проведение полевых поисковых работ за №№ 92 и 93 в рамках Международной поисковой экспедиции «Вахта Памяти- 2012» (28 апреля- 6 мая 2011 года) и Межрегиональной поисковой экспедиции «Рубежи 1942 года» (10- 12 июня 2012 года) // ГАУ Тульской области «Государственный архив» Ф. поискового центра «Искатель» (материалы находятся на научно-технической обработке)
Садовников С.И. Поиск, ставший судьбой. – М.:2003.с.16
Степанчиков К.А. Поисковое движение в Российской Федерации / Труды Коми отделения
Степанчиков К.А. Поисковое движение в Российской Федерации: замысел и реализация // Поисковое движение в странах СНГ и Балтии: от истории к современности. Сборник научно-популярных статей.- Тула, 2009.- С.13-22
Учетная карточка воинского захоронения №18 от 1 июня 2002 года // Электр. ресурс : http://obd-memorial.ru/
ЦАМО РФ. Ф. 1473, оп. 2, д. 7, л. 44-44об. Приказ войскам 10-й гвардейской армии №0167 от 29 августа 1943 года «О недостатках в учете персональных потерь»
Цуканов И.П. История поискового движения в России в конце ХХ- начале ХХI века (на материалах Курской области) //Автореферат диссертации на соискание учетной степени канд. ист. Наук. – Курск, 2007.
Щербанов В. К. Официальное поисковое движение России. Этапы зарождения и становления // Электр. Ресурс: http://rubezh/fecity.ru/
НОВИЗНА РАБОТЫ
Заключается:
- в качественно новом подходе к преподаванию раздела «Основы военной службы».
А именно:
- военная служба рассматривается не как «почётная обязанность», а как чрезвычайная
ситуация, в которой человек должен защитить себя физически и психологически
- эта чрезвычайная ситуация связана с новыми условиями жизни изменением
привычного социального окружения и личного статуса
- осознание необходимости подготовки к этим изменениям не только в школе, но и в
первую очередь, самостоятельно – главная задача в моей работе
Учебный материал корректируется в соответствии с этой задачей.
К материалу о воинской службе добавляется материал о защите личности, примеры применения этих знаний в жизни.
На занятиях формируются навыки поведения в экстремальных ситуациях защиты личности.
Отбор учебного материала, технологий, форм и методов используемых мной, позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ученика, пробуждать в нём положительные чувства и качества личности.
Процессы, происходящие в армии, являются отображением гражданской жизни, поэтому будет продолжение работы по формированию и развитию патриотического сознания обучающихся, как основного звена подготовки службы в В.С.
Придёт – осознание того, что физическая и психологическая подготовка к военной службе необходима для защиты самого себя – это поможет учащимся в освоении умений и навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены актуальные проблемы общества, в чем они заключаются, каковы их причины. В связи с этим определены цели и задачи, которые необходимо решить. Определены формы и методы формирования физических и психических качеств защитника Отечества, а так же формирование и развитие патриотического сознания, как основного звена подготовки учащихся к военной службе. Показаны содержание и подходы к организации и проведению уроков и внеурочной деятельности, в соответствии с целью и задачами и направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Всё это позволяет сделать следующие выводы: используемый комплекс педагогических условий в рамках уроков ОБЖ и внеурочной деятельности эффективен для формирования в подростках качеств патриота, готового защищать свою Родину.
Старшеклассники проявляют интерес к занятиям и мероприятиям, которые проводятся вне занятий – патриотического направления.
Воспитательная работа, проводимая в школе по патриотическому направлению, актуаль-на, но о сформированности патриотических качеств обучающихся говорить рано, предсто-ит очень большая работа, в том числе и по обеспечению материально-технической базы. Хотя показателями результативности является то, что многие выпускники выбирают для прохождения итоговой аттестации по курсу ОБЖ.
Мотивация: знания, которые они получают, пригодятся в жизни. Учащиеся в основном подтверждают свои годовые оценки по разделу ОБЖ «Основы военной службы».
Понимая всю сложность патриотического воспитания, считаю, что именно школа, основной стержень – предмет ОБЖ – должны принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России, любовь к ней, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время /а не предательства и уклонение от службы в Армии/
Итак, изучая теорию воспитания культуры безопасности, дидактика и методика ОБЖ обобщает данные и формулирует выводы о свойствах процесса подготовки человека к обеспечению безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
Концепция Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года;
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе. Военно – воздушные силы. Практикум/В.А. Васнев – М.: Просвещение, 2016.
На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его Вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы: моногр. / В.О. Дайнес и др. - М.: Русь, 2016
Хромов, Н.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения практических занятий по основе военной службы. 10-11 классы / Н.И. Хромов. - М.: Дрофа, 2011
Основы безопасности жизнедеятельности – программы: А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева
Приложение.
Походы
Туристский слет
Митинги
Организация выставок школьного музея
Школа безопасности
Зарница
Работа поискового отряда «Суворовец»
Поздравление ветеранов с новым годом, 23 февраля, 9 мая.
Поздравления с новым годом и 8 марта матерей, чьи сыновья погибли при защите Отечества
Ежегодная акция «Посылка солдату»
Сад Памяти
Субботники
Встречи с ветеранами ВОв, боевых действий
Работа в архивах, электронных базах данных, с населением
Смотр строя и песни 9 мая
Уроки Мужества
Реконструкторская работа
Передача найденного ордена и медали
Изготовление арт-объектов
Полевые работы, экспедиции