К истории одного шедевра «Лунная соната» Людвига ван Бетховена
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Детская школа искусств №8 им. А.В. Воробьёва» К истории одного шедевра «Лунная соната» Людвига ван Бетховена Выполнил: Нагиев Нурбашир 2 класс, домра Куратор: Волкова Екатерина Альбертовна преподаватель музыкально - теоретических дисциплин
«Все только и говорят, что о до-диез-минорной сонате! Я же писал лучшие вещи!»
Услышав первые звуки этого шедевра, практически любой человек мгновенно узнает и произведение, и автора. Это едва ли не самое известное фортепианное сочинение из когда-либо созданных.
Соната №14 cis moll была написана в 1801 году. На титульном листе было посвящение Джульетте Гвиччарди – юной аристократке, ученице Бетховена. Встреча 17-ти летней графини и 30-ти летнего композитора состоялась в 1800 году. Бетховен обучал Джульетту музыкальному искусству и не брал за это денег. В благодарность девушка расшивала ему рубашки.
В этот период времени несмотря на ухудшение слуха, Бетховен по-прежнему имел много учеников в аристократических круга, продолжал пользоваться успехом. В ноябре 1801 года он пишет своему другу в Бонн: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. В эти два года было несколько волшебных моментов и впервые я чувствовал, что женитьба может сделать человека счастливым».
Сонате №14 Бетховен никакого названия не давал. Он опубликовал ее в 1802 году под итальянским названием Sonata quazi una Fantasia («соната в духе фантазии»). При жизни композитор публично её не исполнял, играл только для избранных (друзей и близких). Однако, вскоре соната стала очень популярной и известной.
восторженно отметил, что начало напоминает ему игру лунного света на глади озера. С тех пор это произведение и получило название «Лунная соната». Появление знаменитого названия «Лунная» для своей знаменитой сонаты композитор не застал. Немецкий поэт Людвиг Рельштаб, услышав сонату,
Против подобного наименования не раз звучали возражения. Например, русский композитор, дирижёр, пианист Антон Рубинштейн писал: «Лунный свет предполагает лирическую мечтательность, а не драматизм! Лунный свет вызывает мажорное настроение, а в сонате царит минор. Если первая часть производит подобное впечатление, то это слишком ничтожно для того, чтобы называть из-за этого так всю сонату…»
«Лунная соната» состоит из трех частей: I часть - Adagio sostenuto, cis moll II часть - Allegretto, Des dur III часть - Presto agitato, cis moll В ней нарушена традиционная сонатная последовательность частей: «быстро-медленно-быстро». Музыкально-драматическое развитие идет от медленной первой части к бурному финалу.
«Поэзия, невыразимая человеческими словами» - так сказал о 1 части композитор Гектор Берлиоз.
От начала до конца выдержана однотипная гармоническая фактура, на фоне которой звучит выразительная мелодия. От начала до конца выдержана однотипная гармоническая фактура, на фоне которой звучит выразительная мелодия. Написана в импровизационной манере. Проникнута лирическим настроением, свойственным ноктюрну. На протяжении всей части главенствует один образ, отсутствуют резкие контрасты.
Вторая часть - служит светлой интермедией между двумя действиями драмы. Она выдержана в оживленных, безмятежных тонах, напоминая грациозный менуэт с задорной танцевальной мелодией.
Ференц Лист называл 2 часть «цветком между двух бездн».
Музыка III части воплощает образ бурного трагического волнения. Арпеджированное изложение, которое в первой части выражало спокойствие и созерцание, приобретает характер острой возбужденности.