А что для Вас качели? А в воспоминаниях моей бабушки это великолепное развлечение на праздник святой Троицы. Я сама дожила до седин. И только сейчас начинаю чуть чуть понимать своих давно ушедших бабушек.
Оказывается то, что они называли "качулями" , это как... ну, карусели. Деревянные, большие. Два столба, а между ними так крутилось. Вот через голову вращались. Устанавливались карусели в крупных селах. Собирали и устанавливали местные мужчины. Они и крутили.
Деревенское «чертовое колесо» известно на русском Севере – в Вологодской и Архангельской областях, где оно дожило до 1970-х годов!
Качели в Нюксенском районе Вологодской области. Фото из архива Павлы Платоновны Шушковой, Почетного гражданина Нюксенского района.
Качели (качеля, кочуля, катило, арель, арели, рели) — традиционное развлечение детей и молодежи в весенне-летний период.
Общественные деревенские качели 19 — 20 вв. подразделялись на два основных вида: «круглые» и «простые». «Круглые» крепились на двух врытых в землю высоких столбах, между которыми вставлялся вращающийся вал с двумя закрепленными на его концах горизонтально к земле шестами, окончания которых с каждой стороны были соединены двумя короткими досками, на каждую из которых садилось по двое качающихся. Парни, стоявшие с двух сторон такой качели, ухватившись за концы, подымали и опускали ее. Среди «простых» наиболее распространены были два следующих типа.
1. На двух врытых в землю столбах высотой от трех до пяти метров устанавливался свободно вращающийся вал («валок», «валек»). В нем прорубались сквозные отверстия, в которых при помощи ремней или железных скоб укреплялись два или четыре вертикальные жерди. К концам жердей крепилась доска — сидение, иногда ее ограничивали с двух сторон перилами, за которые держались при качании. Для большей устойчивости качели столбы подпирались досками или слегами.
2. Основой для качелей служили «козлы». Бревно-перекладина («матица», «слега») укладывалось в места пересечений вершин четырех (или шести) столбов, вкопанных в землю. Через перекладину дважды перекидывалась в обхват «матицы» веревка, удерживающая с двух сторон при помощи петель доску — сидение.
Церковь и светские власти на протяжении долгого времени относились резко отрицательно к качанию на качелях и даже старались запретить их наряду с другими народными развлечениями. В царской грамоте Белгороду от 1648 года белгородцам ставилось в укор, что они «на качелях колышутся и на веревках, и на Святой неделе женки и девки на досках скачут» (Рабинович М.Г. 1978. С. 168). В 1743 году Синод предложил правительству запретить «скачки, ристания, пляски, кулачный бой и другие бесчинства», но ситуация изменилась, и Сенат отклонил это предложение, дословно процитировав один из петровских указов 1722 года: «подобные общие забавы в свободные от работы праздничные дни служат для народного полирования (просвещения), а не для безобразия».
Разнообразные качели и карусели, бывшие в 19 в. только развлечением, являлись отголосками весеннего аграрно-магического обрядового действия. Подъем вверх, подбрасывание, подпрыгивание и т.п. — древнейшие магические приемы, призванные стимулировать рост и вегетативную силу растительности, особенно посевов, от которых зависел будущий урожай.
Источники:
https://traditio.wiki/Качели_(обряд)
http://vaikuntha.ru/blog/svyataya_rus/788.html
http://www.vest-news.ru/article/82648
Садварий Жанна Владиславовна
Елена Вениаминовна Чурина
Медведева Татьяна Петровна
Елена Вениаминовна Чурина
Медведева Татьяна Петровна
Елена Вениаминовна Чурина
Медведева Татьяна Петровна
Елена Вениаминовна Чурина
Ивлиева Наталия Алексеевна
Елена Вениаминовна Чурина
Ватолина Светлана Анатольевна
Елена Вениаминовна Чурина
Перминова Елена Федоровна
Елена Вениаминовна Чурина
Перминова Елена Федоровна
Елена Вениаминовна Чурина
Елена Вениаминовна Чурина
Перминова Елена Федоровна
Ирина Анатольевна
Бордюгова Нина Григорьевна