12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
1

Качественная доминанта комплексного развития региона (на примере Калининградской и Брестской областей) (научная статья)

Аннотация

В данной статье автором выполнен расчёт и анализ показателя – индекс человеческого развития – и его составляющих, а также разработаны предложения по повышению данного показателя.

Abstract

In this article, the author carried out the calculation and analysis of the index – the index of human development – and its components, as well as proposals for improvement in this indicator.

 

Вцеляхколичественнойоценкипроцессаразвитияобществаиспользуютсяпоказателиуровняикачестважизни. Уровеньжизниотражает степень достижения членом общества основных целей жизнедеятельности. Он рассматривается в качестве объективного показателя, не зависящего от мнений отдельных людей.

При расчете уровня жизни населения используют частные измерители: степень достижения цели выживания, цели материального потребления, цели развития.

Однако, на значение показателя уровня жизни большое влияние оказывает субъективный характер исследователя. С целью устранения этого недостатка целесообразно применять наиболее известный показательуровня жизни, официально используемый в публикациях ООН, – индекс человеческого развития. Этот показатель рассчитывается как среднее арифметическое трех частных индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и среднедушевого ВВП.[5, 28]

Индекс ожидаемой продолжительности жизни (LEI –LifeExpectancyIndex) отражает степень достижения целей выживания, он зависит от уровня доходов населения, качества медицинской помощи, ее доступности и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле:

LEI = (LE-LEmin) : (LEmax- LЕmin)

где LE – фактическая ожидаемая продолжительность жизни при рождении в рассматриваемой стране;

LEmax и LEmin– соответственно максимальное и минимальное значения данного показателя среди всех стран мира.[5, 30]

Представим в следующей таблице расчёт индекса ожидаемой продолжительности жизни по Калининградской и Брестской областям.

 

Таблица 1 – Расчётные данные по индексу ожидаемой продолжительности жизни за 2008-2010 гг.

Показатели / Год

2008 год

2009 год

2010 год

Брестская область

Фактическая продолжительность жизни

70,5

70,5

70,4

Максимальная продолжительность жизни

81,2

82,75

89,8

Минимальная продолжительность жизни

33

32,2

29,9

Индекс ожидаемой продолжительности жизни

0,778

0,758

0,676

 

Калининградская область

Фактическая продолжительность жизни

66,5

67,6

67,7

Максимальная продолжительность жизни

81,2

82,75

89,8

Минимальная продолжительность жизни

33

32,2

29,9

Индекс ожидаемой продолжительности жизни

0,695

0,702

0,631

Источник: собственная разработка на основе данных [1-3]

 

Для наглядного отражения ситуации с ожидаемой продолжительностью жизни применим следующую диаграмму (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика показателя индекса продолжительности жизни за 2008-2010 гг.

Из рис. 1 видно, по продолжительности жизни «верхние позиции» занимает Брестская область. Так, за 2008-2010 гг. продолжительность жизни в Брестской области относительно Калининградской в среднем была выше на 9%. Это обусловлено большими объемами государственного финансирования сферы здравоохранения Брестской области.Так, в 2010 г. удельный вес расходов на здравоохранение в процентах к ВВП составил: в Калининградской области –3,8%, Брестской области – 5%, например, в Великобритании – 5,9, Германии – 8, Франции – 7,2%.

Индекс уровня образования (EI –EducationIndex) отражает степень достижения целей развития, он зависит от уровня развития производительных сил страны, уровня культуры, политики государства в области образования и науки и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле:

EI=GI*2/3+HI*1/3,

где GI – индекс грамотности взрослого населения;

HI – индекс участия молодежи в обучении.

Индекс грамотности рассчитывается по следующей формуле:

GI= (G-Gmin) : (Gmax-Gmin),

где G – фактический уровень грамотности взрослого населения в стране;

Gmax и Gmin– соответственно максимальное и минимальное значение данного показателя среди стран мира. [5, 39; 6, 84]

Представим в следующей таблице расчёт индекса грамотности по Калининградской и Брестской областям.

 

Таблица 2 – Расчётные данные по индексу грамотности за 2008-2010 гг.

Показатели / Год

2008 год

2009 год

2010 год

Брестская область

Фактическая грамотность

91,6%

95,1%

99,7%

Максимальный уровень грамотности

100%

100%

100%

Минимальный уровень грамотности

28,7%

27,5%

26,2%

Индекс грамотности

0,882

0,932

0,996

 

Калининградская область

Фактическая грамотность

96,8%

99,4%

99,8%

Максимальный уровень грамотности

100%

100%

100%

Минимальный уровень грамотности

28,7%

27,5%

26,2%

Индекс грамотности

0,955

0,992

0,997

Источник: собственная разработка на основе данных [1-3]

 

Для наглядного отражения динамики уровня грамотности населения анализируемых областей за 2008-2010 гг. воспользуемся следующей диаграммой (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика уровня грамотности областей за 2008-2010 гг.

 

Рис. 2 свидетельствует о том, что ежегодно уровень грамотности и по Брестской, и по Калининградской областям повышался, что связано с увеличением государственных расходов на образование, мотивацией населения к повышению своей квалификации с целью обеспечения благоприятной социально-экономической ситуации.

Индекс участия молодежи в обучении рассчитывается по следующей формуле:

HI = (H-Hmin) : (Hmax-Hmin),

где Н – удельный вес учащихся среди населения в возрасте до 24 лет;

Нmax и Hmin– соответственно максимальное и минимальное значение данного показателя среди стран мира.[4, 47]

Составим следующую таблицу для расчёта индекса участия молодежи в обучении.

 

Таблица 3 – Расчётные данные по индексу участия молодежи в обучении за 2008-2010 гг.

Показатели / Год

2008 год

2009 год

2010 год

Брестская область

Фактически обучается

17%

18%

14%

Максимальный уровень уд.веса обучающихся

31%

31,2%

31,8%

Минимальный уровень уд.веса обучающихся

2%

2,1%

1,9%

Индекс обучения

0,517

0,546

0,405

 

Калининградская область

Фактически обучается

18%

17,5%

18,1%

Максимальный уровень уд.веса обучающихся

31%

31,2%

31,8%

Минимальный уровень уд.веса обучающихся

2%

2,1%

1,9%

Индекс обучения

0,552

0,529

0,542

Источник: собственная разработка на основе данных [1-3]

 

Представим на рис. 3 наглядное отражение динамики индекса обучения по Калининградской и Брестской областям.

Рисунок 3 – Динамика показателя индекса обучения молодёжи за 2008-2010 гг.

Из рис.3 видно, что индекс обучения в Калининградской области выше, чем в Брестской, что связано с большей долей обучающихся и студентов до 24 лет в данном регионе. Привлечение к образованию положительно влияет на образование в стране в целом, а также на мотивацию молодёжи к стабильному и высокому уровню жизни.

Рассчитаем индекс уровня образования на основе данных табл. 2, 3.

Таблица 4 – Расчёт уровня образования по областям за 2008-2010 гг.

Показатель

Брестская область

2008

2009

2010

Индекс образования

0,882*2/3 + 0,517*1/3 = 0,73

0,932*2/3 + 0,546*1/3 = 0,803

0,996*2/3 + 0,405*1/3 = 0,799

 

Калининградская область

 

2008

2009

2010

Индекс образования

0,955*2/3 + 0,552*1/3 = 0,821

0,992*2/3 + 0,529*1/3 = 0,837

0,997*2/3 + 0,542*1/3 = 0,846

Источник: собственная разработка

На рис. 4 представим наглядное отражение индекса образования за 2008-2010 гг.

Рисунок 4 – Динамика показателя индекса образования за 2008-2010 гг.

 

Так как индекс обучения молодёжи и индекс грамотности в Калининградской области выше, чем в Брестской области, то, соответственно, и интегральный показатель – индекс образования – за период 2008-2010 гг. превышает в среднем на 5% аналогичный показатель Брестской области.

Важнейшим фактором успешного развития сферы образования является высокий уровень государственного финансирования данной отрасли экономики. Так, в 2010 г. удельный вес государственных расходов на образование в процентах к ВВП составил: в Калининградской области – 3,7%, Брестской области – 5,8%, а например, в Великобритании – 4,7, Германии – 4,4, Франции – 5,9%.

Индекс среднедушевого ВВП (GDPI –GrossDomesticProductIndex) отражает степень достижения целей потребления и зависит от уровня развития производительных сил страны, объема ее природных богатств, экспортных возможностей, предпринимательского климата и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле:

GDPI = (GDP-GDPmin) : (GDPmax-GDPmin),

где GDP – фактическое значение среднедушевого ВВП в рассматриваемой стране, скорректированное по паритету покупательной способности;

GDPmax и GDPmin – соответственно максимальное и минимальное значение этого показателя в странах мира.[4, 63]

Для расчёта индекса среднедушевого ВВП составим следующую таблицу.

Таблица 5 – Расчётные данные по индексу среднедушевого ВВП за 2008-2010 гг.

Показатели / Год

2008 год

2009 год

2010 год

Брестская область

Фактическое значение

12210

12500

13400

Максимальный уровень показателя

78260

122100

145300

Минимальный уровень показателя

312

300

300

Индекс среднедушевого ВВП

0,153

0,101

0,091

 

Калининградская область

Фактическое значение

14580

15100

15900

Максимальный уровень показателя

78260

122100

145300

Минимальный уровень показателя

312

300

300

Индекс среднедушевого ВВП

0,183

0,122

0,107

Источник: собственная разработка на основе данных [1-3]

 

Представим на рис. 5 наглядное отражение динамики индекса среднедушевого ВВП по Калининградской и Брестской областям.

Рисунок 5 – Динамика показателя индекса среднедушевого ВВП за 2008-2010 гг.

 

Рис. 5 показывает, что индекс среднедушевого ВВП по каждой области в период с 2008 по 2010 гг. падает, что обусловлено увеличением абсолютной разницы между максимальным и минимальным значениями ВВП по странам. Показатель среднедушевого ВРП Калининградской области превышает ежегодно аналогичный показатель по Брестской области в среднем на 18%.

Так, для расчёта индекса человеческого развития имеются необходимые данные. Представим расчёт данного показателя:

HDI= (LEI+ ЕI+ GDPI): 3.

Создадим сводную таблицу по индексу человеческого развития для каждой области за 2008-2010 гг. (табл. 6).

 

Таблица 6 – Расчёт индекса человеческого развития за 2008-2010 гг.

Показатель

Брестская область

2008

2009

2010

Индекс человеческого развития

(0,778+0,73+0,153):3=

=0,553

(0,758+0,803+0,101):3=

=0,554

(0,676+0,799+0,091):3=  = 0,522

 

Калининградская область

 

2008

2009

2010

Индекс человеческого развития

(0,695+0,821+0,183):3= =0,566

(0,702+0,837+0,122):3= =0,553

(0,631+0,846+0,107):3= =0,528

Источник: собственная разработка

 

Представим полученные результаты на следующей диаграмме (рис. 6).

Рисунок 6 – Динамика индекса человеческого развития за 2008-2010 гг.

 

Из рис. 6 видно, что Калининградская область по индексу человеческого развития опережает за 2008-2010 гг. Брестскую область. Это обусловлено более высоким показателем среднедушевого ВРП и индексом образования. Однако, по двум областям наблюдается сокращение данного показателя.

Для исправления данной ситуации, а также с целью обеспечения благоприятного социально-экономического климата вКалининградской и Брестской областях, автор представляет следующие предложения:

1) усиление инфраструктуры и персонала института здравоохранения, а также увеличение государственных расходов в данном направлении;

2) привлечение молодёжи к образовательному процессу, мотивация с целью обеспечения благоприятной социально-экономической перспективы, а также увеличение доли государственных расходов на образование в бюджете области (региона);

3) контроль за соотношением темпов роста производительности труда и средней зарплаты в сторону превышения единицы с целью обеспечения постоянного роста объемов производства на предприятиях и, соответственно, увеличения ВВП (ВРП) области (региона);

4) разработка и реализация государственного проекта «Модернизация производства», направленного на обеспечении субсидий, дотаций и льготных кредитов предприятиям на закупку и эксплуатацию новейшего оборудования и технологических разработок, что обеспечит рост производительности труда и оборудования, качество готовой продукции и позволит выпускать большие по сравнению с предыдущими периодами конкурентоспособной продукции;

5) применение на предприятиях эффективной системы стимулирования, направленной на сокращение материалоёмкости продукции, что позволит сократить её себестоимость и производить больше продукции из одного и того же количества материальных ресурсов.

 

Список использованных источников:

1.  www.belstat.gov.by – официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

2.  www.gks.ru – официальный сайт органов статистики Российской Федерации.

3.  www.imf.org – сайт Международного Валютного Фонда.

4.  Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник / В.К.Ломакин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 735 с.

5.  Мармашова, С.П. Мировая экономика / С.П.Мармашова. – Минск: Акад. упр. при ПрезидентеРесп. Беларусь, 2006. – 147 с.

6.  Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г.Фетисов, В.П.Орешин; под ред. Г.Г.Фетисова. – М.: ИФНРА-М, 2006. – 416 с.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.