Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Как мы лесу помогали»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ «Детский сад №12 п.Мирный»
Конспект интегрированного занятия по экологии
Тема: «Как мы лесу помогали».
(Средняя группа)
Разработала:
воспитатель
Комкова Ольга Викторовна
2023 г.
Возраст детей: 5 лет.
Цель: Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.
Задачи:
1. Учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы.
2. Формировать интерес и бережное отношение к природе, к животным.
3. Закрепить знание детей диких и домашних животных
4. Учить отвечать на вопросы полными ответами;
5. Заложить основы экологического воспитания.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
прогулки;
уборка территории детского сада;
изготовление и развешивание кормушек;
чтение стихов и рассказов о природе;
рассматривание иллюстраций леса, природы;
изготовление совместно с родителями экологических знаков;
беседы и компьютерные презентации о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе.
Оборудование и материалы:
Природоохранные знаки, мусор(пластик, стекло,бумага, батарейки), перчатки х/б,мешки под мусор, контейнер под батарейки, Д/и дикие и домашние животные, парные картинки для подвижной игры, магнитофон, письмо от голубя, корригирующая дорожка, обручи 5 шт., цифры от 1 до 5, божьи коровки из картона, с точками от 1 до 5.
Ход занятия.
1. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. А теперь повернитесь к гостям и поделитесь с ними своей улыбкой.
Упражнение на релаксацию.
Воспитатель: А сейчас закройте глаза, поднимите голову к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.
Наше солнышко взошло,
Стало здесь нам всем тепло.
Солнышко греет нам щёчки,
носик, подбородок, ладошки.
- Вы чувствуете?
2. Вводная часть
Воспитатель: Слышите, кто-то стучится? Давайте посмотрим кто это ! (Смотрят) Странно никого нет, но здесь какое то письмо. Давайте посмотрим от кого оно. (Читает)
Воспитатель: Письмо от лесных жителей.
«Внимание! Внимание! Срочно!!! У нас в лесу случилась большая беда!
Многих животных и растения мы можем не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!»
Воспитатель: Ребята, в лесу произошла какая то беда !. Лесные жители просят нашей помощи, чтобы спасти животных и растения!
Поможем им ? Ответы детей
2. Основная часть
Воспитатель: А вы знаете правила поведения в лесу?
Воспитатель подводит детей к знакам -правилам поведения в лесу.
Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то мы можем смело идти на помощь лесу. Предлагаю взять в лес рюкзак и положить в него всё только самое необходимое для помощи лесу и лесным жителям.
Дети подходят к столу, где располагаются разные предметы ( игрушки, мусорные пакеты, перчатки , природоохраняющие знаки, контейнер под батарейки, конструктор,книжки), макеты деревьев.
Дети предлагают свои варианты и отбирают необходимые предметы
Воспитатель: Ребята, а мы возьмем знаки правил поведения в лесу?
Дети: да.
Воспитатель: Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?
Дети высказывают предположения и берут знаки с собой.
Воспитатель: Ну вот мы и готовы ребята . Надо скорее лес из беды выручать! Пора отправляться в путь.
Физкультминутка «По дорожке к лесу»
(Дети выполняют движения за воспитателем)
- шагаем
- перепрыгиваем через ручеёк
- ходьба по камешкам
- подлезание под веточками
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Посмотрите здесь тропинка. Пойдем по тропинке . Ходьба по корригирующей дорожке.
Воспитатель: Почему мы вошли в лес тихо, осторожно, по тропинке? Дети: Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов.
Воспитатель: Какой экологический знак мы здесь поставим, чтобы и другие люди знали. Что шуметь в лесу нельзя? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, знак «Не шуметь»
Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно. Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…
Воспитатель: А как назвать это одним словом ? Ответы детей
Воспитатель: Правильно - мусор.Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать, чтобы помочь лесу . Ответы детей
Воспитатель: Правильно ! Нам нужно срочно навести порядок в лесу.
Давайте уберем весь мусор на полянке.
Воспитатель: А как выдумаете, правильно ли будет просто сложить весь мусор в один мешок? (Ответы.)
Воспитатель: Правильно. Ребята, мусор нужно сортировать для дальнейшей переработки. В этот мешок давайте сложим всю бумагу, сюда пластик, сюда стекло. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Смотрите ребята, у нас остались использованные батарейки? В какой мешок мы их положим? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, батарейки нельзя выбрасывать в общий мусор. В них находится кислота, опасная для окружающей природы и людей. Мы пока их выбрасывать не будем, а отнесем в магазин электроники, где их принимают для переработки.
Воспитатель: Как чисто и весело сразу стало в нашем лесу. Даже птички запели, слышите? (Фонограмма пение птиц.)
Воспитатель: Чтобы люди здесь больше не мусорили, какой знак нам нужно поставить в лесу ?
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.
(Дети ставят знак в лесу).
Воспитатель : - А что ещё вы заметили, ребята? Что у нас растёт на поляне ? Ответы детей
Воспитатель : Правильно, это деревья.Ребята, а можно ломать веточки на деревьях ? Ответы детей
Воспитатель : Верно ребята, веточки на деревьях ломать нельзя. Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак).
Воспитатель : Как вы думаете, зачем нам нужны деревья?
Дети: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.
Воспитатель:Много времени необходимо, чтобы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше. Какой знак нужно поставить здесь? Нельзя рубить деревья
(Ребенок выбирает нужный знак)
Сразу включается запись звуков леса.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется на этой полянке мы помогли лесу вы слышите он зашумел. Наверное он что-то нам говорит.
Что вы слышите? (Ответы детей).
Воспитатель: Лес предлагает нам немного поиграть
Игра «Найди друга».
Воспитатель: -А у вас, ребята, много друзей? (Ответы детей)
- Предлагаю немного размяться и поиграть .А правила игры такие: под музыку мы будем гулять с одной частью картинки со словами: «По полянке мы идем и друзей себе найдем». Но как только музыка закончится, нам нужно будет найти вторую половину картинки у кого-то из вас и встать в пару. Раз, два, три – начали. Посмотрите, кого вы нашли? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята…мне кажется, что наш лес все еще грустный.
Как вы думаете, почему? Ответы детей
Воспитатель: Я кажется знаю почему? Дело в том, что все дикие животные перемешались с домашними животными и наша задача отправить диких животных в лес, а домашних животных на ферму.
Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
(Стоят столы и стулья. На столах разложены карточки, на каждого ребенка.На одной карточке изображен лес, а на другой ферма, рядом с карточками лежат разрезные фигурки домашних и диких животных.)
Воспитатель:Я предлагаю вам сесть за столы и приступить к заданию,
(Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: — Молодцы всех животных распределили правильно.А можно нам брать животных из леса к себе домой? Ответы детей
Воспитатель: Правильно , животных из леса забирать нельзя. Давайте поставим специальный знак. ( Дети выбирают знак, обьясняя свой выбор)
Воспитатель: Но у нас в лесу живут не только звери, но и насекомые. Я предлагаю поиграть в интересную игру «Найди свой домик».
Малоподвижная игра «Найди свой домик»
Воспитатель кладет 5 обручей — домиков, а в них цифры (от 1 до 5). Детям даются картонные божьи коровки, на крыльях у них разное количество точек (от 1 до 5). По команде найди свой домик с нужной цифрой, дети находят цифру, соответствующую числу точек на крыльях. Игра повторяется несколько раз с заменой карточек-коровок у детей. Воспитатель: Ребята, вы молодцы, помогли всем божьим коровкам найти свои домики. Скажите ребята, а можно ловить бабочек ? Ответы детей.
Воспитатель: Нам нужно поставить знак и здесь тоже.
Ставят знак, запрещающий ловить насекомых и наступать на насекомых.
Воспитатель: А Виолетта знает стихотворение
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать.
Здесь не нужно всех ловить.
Топать, бегать, палкой бить.
Включается звук леса с пением птиц и фоновой музыкой
Воспитатель: Ой ребята вы слышите, лес опять ожил. Как вы думаете, ребята, а лесу мы смогли помочь? Ответы детей
Воспитатель: Что мы для этого cделали?
Дети: Очистили полянку от мусора, вернули животных в лес и поставили знаки.
Воспитатель: Правильно мы прошли большой и сложный путь, но нам пора отправляться домой.Становитесь за мной.
(звучит веселая музыка) (Дети выполняют движения за воспитателем)
- подлезание под веточками
- ходьба по камушкам
- перепрыгиваем через ручеёк
- шагаем
3. Итог занятия
Воспитатель:Вот мы и пришли в детский сад. Где мы с вами побывали ?
Как мы добирались до леса?
Как мы помогали лесу?
Что больше всего понравилось и запомнилось?
Почему?
Какие правила поведения в лесу мы с вами узнали?
Воспитатель: Природа дает нам все: и красоту, и чистоту, и продукты
питания, а человек, зачастую, обижает природу, ведет себя не правильно по отношению к ней. Так давайте беречь природу, и она нам будет благодарна.