12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Луговая Татьяна Васильевна100
Россия, Алтайский край, Кулунда

Дата: __________


Как определить склонение имени существительного?


Цель: познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и роду.


Планируемые результаты:


Предметные: познакомить с особенностями распознавания склонения имён существительных.


Метапредметные:

Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; уметь на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу одноклассников.

Регулятивные УУД: формирование умения прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; самостоятельно определять роли и действовать в соответствии с ними; вносить необходимые дополнения и исправления в свою работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; формировать адекватную самооценку.


Оборудование: раздаточный материал.


Ход урока


Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности:


- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)


- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу!


Актуализация знаний и умений:


- Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку:

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я ...

(Существительное)


- Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет.)

- Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам.)

- Назовите мне падежи по порядку (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

- А вы знаете, что …

Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.

Ученики в Финляндии 15 падежей.

Дети в Венгрии 22 падежа.

У китайцев существительные не склоняются и падежей в грамматике нет.

- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои шесть падежей, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво.


Самоопределение к деятельности:


- Запишите предложение под диктовку:


Посуда стояла на лавк… и на печ… .


- Разберём это предложение по членам предложения.

- Найдите в предложении однородные члены. (На лавке и на печи.)

- Каким членом предложения они являются? (Второстепен­ным членом предложения.)

- Какой частью речи они выражены? (Это имена существи­тельные.)


Учитель записывает предложение на доске: Посуда стояла на лавке и на печи.


- Подчеркните окончания в словах на лавке и на печи? Какие они? Почему они разные? От чего зависят окончания имён существительных? (От рода, от числа, от падежа).

- Определите род, число и падеж однородных членов предложения. (Женский род, ед. число, предложный па­деж.)

Почему в данных словах разные окончания, хотя они одного рода, числа и стоят в одном и том же падеже, да и употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам  предстоит ответить сегодня на уроке.

Формулирование темы и задач урока:


- Прочитайте название темы на с. 89 учебника.

- Ребята, есть ещё одна грамматическая категория, о которой мы не говорили, но от которой зависит окончания существительных. Эта грамматическая категория называется склонением.

- Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменя­ется по падежам и числам.)

- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён сущест­вительных.)


Физкультминутка


Изучение нового материала:


- Прочитайте слова, записанные на доске:


Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.


- Найдите общее. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже).

- Возьмите в руки заготовки таблицы для правила и ручку. Мы будем её заполнять по ходу работы.


Склонение

1-е

2-е

3-е

Род




Окончание









- Вернёмся к словам на доске. Разделите их на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями -а, -я. (Вода, земля.)

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями -а, -я. (Юра, Витя.)

- Вывод: имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа относятся к 1-му склонению.

- Заполняем первый столбик таблицы:


Склонение

1-е

2-е

3-е

Род

Женский

Мужской




Окончание

-а, -я




Вода, земля

Юра, Витя




- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. (Стол, конь.)  

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. (Окно, море.)

- Вывод: имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа относятся ко 2-му склонению.

- Заполняем второй столбик таблицы:


Склонение

1-е

2-е

3-е

Род

Женский

Мужской


Мужской

Средний


Окончание

-а, -я

,

-о, -е



Вода, земля

Юра, Витя

Стол, конь

Окно, море



- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце.)

- Вывод: имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3-му склонению.

- Заполняем третий столбик таблицы:


Склонение

1-е

2-е

3-е

Род

Женский

Мужской


Мужской

Средний

Женский


Окончание

-а, -я

,

-о, -е


Вода, земля

Юра, Витя

Стол, конь

Окно, море

Степь, дочь


 - По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию.)

- С помощью рода и окончания  существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

- На основе заполненной таблицы сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению.

- Вывод:  К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.


Закрепление изученного:


- Составим алгоритм действий при определении склонения имени существительного.


Алгоритм действий при определении склонения имени существительного


Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

Определить род.

Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

По роду и по окончанию определить склонение.


Образец устного рассуждения:

Тетрадь – она моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.


Итог урока:


- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах на лавке, на печи разные окончания? (Существительное лавка первого склонения, существительное печь третьего склонения.)

- Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных. (Именительный падеж, единственное чис­ло, род, окончание.)

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного.)

- Это работу мы и продолжим на следующих уроках.


Рефлексия:


Я понял …

Я запомнил …

Я буду применять …


Домашнее задание: с. 90 упр. 155; выучить правило на с. 90 учебника.




















Склонение

1-е

2-е

3-е

Род







Окончание

















Склонение

1-е

2-е

3-е

Род







Окончание

















Склонение

1-е

2-е

3-е

Род







Окончание

















Склонение

1-е

2-е

3-е

Род







Окончание
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.