Урок русского языка в 4 классе «Как определить склонение имени существительного?»
Дата: __________
Как определить склонение имени существительного?
Цель: познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и роду.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с особенностями распознавания склонения имён существительных.
Метапредметные:
Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; уметь на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу одноклассников.
Регулятивные УУД: формирование умения прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; самостоятельно определять роли и действовать в соответствии с ними; вносить необходимые дополнения и исправления в свою работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; формировать адекватную самооценку.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности:
- Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать? (да)
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу!
Актуализация знаний и умений:
- Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку:
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...
(Существительное)
- Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет.)
- Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам.)
- Назовите мне падежи по порядку (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
- А вы знаете, что …
Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.
Ученики в Финляндии 15 падежей.
Дети в Венгрии 22 падежа.
У китайцев существительные не склоняются и падежей в грамматике нет.
- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои шесть падежей, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво.
Самоопределение к деятельности:
- Запишите предложение под диктовку:
Посуда стояла на лавк… и на печ… .
- Разберём это предложение по членам предложения.
- Найдите в предложении однородные члены. (На лавке и на печи.)
- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным членом предложения.)
- Какой частью речи они выражены? (Это имена существительные.)
Учитель записывает предложение на доске: Посуда стояла на лавке и на печи.
- Подчеркните окончания в словах на лавке и на печи? Какие они? Почему они разные? От чего зависят окончания имён существительных? (От рода, от числа, от падежа).
- Определите род, число и падеж однородных членов предложения. (Женский род, ед. число, предложный падеж.)
– Почему в данных словах разные окончания, хотя они одного рода, числа и стоят в одном и том же падеже, да и употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
Формулирование темы и задач урока:
- Прочитайте название темы на с. 89 учебника.
- Ребята, есть ещё одна грамматическая категория, о которой мы не говорили, но от которой зависит окончания существительных. Эта грамматическая категория называется склонением.
- Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменяется по падежам и числам.)
- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных.)
Физкультминутка
Изучение нового материала:
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
- Найдите общее. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже).
- Возьмите в руки заготовки таблицы для правила и ручку. Мы будем её заполнять по ходу работы.
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род | | | |
Окончание | | | |
| | | |
- Вернёмся к словам на доске. Разделите их на группы, ориентируясь на указания:
- Назовите существительные женского рода с окончаниями -а, -я. (Вода, земля.)
- Назовите существительные мужского рода с окончаниями -а, -я. (Юра, Витя.)
- Вывод: имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа относятся к 1-му склонению.
- Заполняем первый столбик таблицы:
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род | Женский Мужской | | |
Окончание | -а, -я | | |
| Вода, земля Юра, Витя | | |
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. (Стол, конь.)
- Выделите в них окончания.
- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. (Окно, море.)
- Вывод: имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа относятся ко 2-му склонению.
- Заполняем второй столбик таблицы:
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род | Женский Мужской | Мужской Средний | |
Окончание | -а, -я | □, -о, -е | |
| Вода, земля Юра, Витя | Стол, конь Окно, море | |
- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце.)
- Вывод: имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3-му склонению.
- Заполняем третий столбик таблицы:
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род | Женский Мужской | Мужской Средний | Женский |
Окончание | -а, -я | □, -о, -е | □ |
| Вода, земля Юра, Витя | Стол, конь Окно, море | Степь, дочь |
- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию.)
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
- На основе заполненной таблицы сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению.
- Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
Закрепление изученного:
- Составим алгоритм действий при определении склонения имени существительного.
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
Образец устного рассуждения:
Тетрадь – она моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
Итог урока:
- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах на лавке, на печи разные окончания? (Существительное лавка первого склонения, существительное печь третьего склонения.)
- Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных. (Именительный падеж, единственное число, род, окончание.)
- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного.)
- Это работу мы и продолжим на следующих уроках.
Рефлексия:
Я понял …
Я запомнил …
Я буду применять …
Домашнее задание: с. 90 упр. 155; выучить правило на с. 90 учебника.
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род | | | |
Окончание | | | |
| | | |
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род | | | |
Окончание | | | |
| | | |
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род | | | |
Окончание | | | |
| | | |
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род | | | |
Окончание | | | |
| | | |