Урок по русскому языку на тему «Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?» (4 класс)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
||||||
Предмет |
Русский язык |
Класс |
4 |
|||
Тема урока |
"Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?" |
|||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
развивать умение отличать сложные предложения от простых с однородными членами; устанавливать последовательность действий при постановке запятых в простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях. |
Овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника, участвовать в речевом общении; оценивать свои достижения на уроке. |
Учащиеся проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике и учителем; устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознают важность изучения русского языка. |
||||
Решаемые учебные проблемы |
знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами. |
|||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
«предложение», «сложное предложение», «простое предложение»; |
|||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Интерактивная доска |
|||||
Образовательные интернет-ресурсы |
- |
|||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||
1. ЭТАП Организационный момент |
||||||
Деятельность учителя (Приветствие учеников, проверка подготовки к уроку) |
Деятельность учащихся (Проверяют свою готовность к уроку) (Настраиваются на работу) |
|||||
2. ЭТАП Актуализация опорных знаний |
||||||
Деятельность учителя Ребята, прежде чем преступить к изучению новой темы , давайте вспомним правильную постановку ударения и проведем минутку чистописания .
Минутка чистописания Звоним, звонит; Звонить ,звонишь ,звонят; Издавна ,изредка;
Орфографическая минутка Одуванчик з..л..той был кр..сивый, м..л..дой, не б..ялся никого, даже ветра самого! Определить пропущенные орфограммы
|
Деятельность учащихся
Минутка чистописания Записывают слова ,работают над постановкой ударения в словах
Орфографическая минутка Одуванчик з о л о той был кр а сивый, м о л о дой, не б о ялся никого, даже ветра самого!
|
|||||
3. ЭТАП Создание проблемной ситуации, целеполагания и планирования |
||||||
Деятельность учителя Ученикам раздаются карточки с заданием На берегу горел костёр, около костра сидели туристы. Зелёный лес замер в ожидании грозы, звери попрятались, а птицы перестали петь. Солнце скрылось за тучами. Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки За лето река обмелела, притаилась между берегами. В портфеле у Миши лежат тетрадки книжки пенал. На какие группы мы можем разделить предложения? В чем их различие?
Какую цель мы можем перед собой поставить?
Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?
|
Деятельность учащихся На берегу горел костёр, около костра сидели туристы. Зелёный лес замер в ожидании грозы, звери попрятались, а птицы перестали петь. Солнце скрылось за тучами. Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки За лето река обмелела, притаилась между берегами. В портфеле у Миши лежат тетрадки книжки пенал.
закрепить представление о видах предложения и умение разграничивать простые и сложные предложения.
Сложное и простое предложение с однородными членами |
|||||
4. ЭТАП «Открытие» нового знания и его применение |
||||||
Деятельность учителя Обратимся к учебнику стр.38,упр.54
Работа со схемами предложений Расставь знаки препинания. Подчеркни грамматическую основу. Составьте схему предложений. 1.Черная туча закрыла небо проливной дождь застучал в окно. 2.Крупные капли дождя резко застучали зашлёпали по листьям. 3.По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. 4.Дождь прошёл и выглянуло солнце. 5.Больной зверёк не отбивался а только жалобно пищал. 6.Сад был густой и ветвистый но листья уже опали. 7.Солнце встанет над землёй но не осветит её своими лучами.
|
Деятельность учащихся Выполняют задание учителя
Работа со схемами предложений
1.Черная туча закрыла небо, проливной дождь застучал в окно. 2.Крупные капли дождя резко застучали ,зашлёпали по листьям. 3.По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. 4.Дождь прошёл и выглянуло солнце. 5.Больной зверёк не отбивался ,а только жалобно пищал. 6.Сад был густой и ветвистый ,но листья уже опали. 7.Солнце встанет над землёй ,но не осветит её своими лучами. |
|||||
5. ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
||||||
Деятельность учителя Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
С помощью чего соединяются части сложного предложения? Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? Какой вывод можно сделать?
|
Деятельность учащихся
Сложное предложение от простого можно отличить по количеству этих грамматических основ: в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном — несколько. Части сложного предложения соединяются с помощью интонации и союзов. Нет. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая. |
|||||
6. ЭТАП Домашнее задание. |
||||||
Стр. 39 упр. 5 |
Упражнение
В мягком воздухе разлит осенний запах. Высокие былинки не шевелятся. Потемнело. Цветок расцвел. Света долго думала над задачей. Лисица охотится. Мышка пищит в норке. Снова степь. Папа чинит машину.