12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Занилова Ольга Леонидовна15

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 46

«Детский сад компенсирующего вида»







Как предупредить детский невроз










Автор Занилова О.Л.

Учитель-логопед МБДОУ № 46



г. Кемерово

Многолетние наблюдения за воспитанниками детского сада, показывают увеличение детей с неврозами и другими пограничными психическими расстройствами. Последствия этих расстройств оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического здоровья, но и особенности развития личности. Это определяет интерес разных специалистов к проблеме неврозов у детей. Решение этой проблемы имеет, в основном, профилактическую направленность.

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей.

Опасность этого состояния кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. 

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

В физиологии высшей нервной деятельности существует специальный термин — подкрепление. И животные, и человек склонны продолжать только такую, деятельность, которая подкрепляется, то есть за которой следует приятный результат. Похвала учителя или родителей — это и есть подкрепление. Получив его, ребенок будет стараться и дальше. Если же одобрения нет, то угасает и интерес к этой деятельности, она начинает вызывать неприязнь — как деятельность, в которой нет ничего приятного. Это так понятно, ведь мы и сами вовсе не стремимся продолжать дело, которое приносит одни неприятности.

Если вы заметите, что ребенок просыпается с неохотой, собирается медленнее, чем обычно, ищет предлог задержаться дома, жалуется на боль в животе, головную боль, которые тем не менее быстро исчезают, если ребенка оставить дома. Вы должны понять, что возникла проблема – жалобы эти не симуляция, а первые симптомы детского НЕВРОЗА. И разрешить эту проблему ребенок сам не способен, ему необходимо помочь.

Конечно, на первых порах, это еще не невроз, а невротические реакции. Но если вовремя не устранить причину этих реакций, то они могут учащаться и сформировать целый невротический комплекс. В результате проявляются такие черты, как тревожность, мнительность, неверие в свои силы, обостренное «вслушивание» в себя. Если подобная реакция возникает при любой необходимости сделать усилие — это и есть невроз. В зависимости от типа центральной нервной системы у одних детей появляется возбуждение, у других — апатия. Все, что сказано выше, относится к вполне здоровым детям: при определенном стечении обстоятельств невроз может появиться у каждого.

1. Проконсультируйтесь с врачом. Если вы убедились, что серьезных причин для жалоб нет, а есть только нежелание идти в детский сад или школу, — оставлять ребенка дома не следует. Тогда он уже не будет так сосредотачиваться на своих болезненных ощущениях. В противном случае возникнет и укрепится рефлекторная связь между болями и сбором в школу, и жалобы будут лишь усиливаться.

2. Постарайтесь поднять настроение ребенка перед выходом из дома. Это может быть забавная история, шутка, напоминание о приятном событии, к примеру, интересной поездке куда-либо.

3. Ни в коем случае не следует обещать ребенку вознаграждение за сам факт посещения детского сада или школы, иначе он непроизвольно начнет заниматься вымогательством. Только теперь жалобы на боли в животе будут способом не остаться дома, а добиться приятного.

Как же не допустить детский невроз или преодолеть его? Выделим несколько факторов, которые позволят исключить его развитие:

Каждодневное внимание родителей и педагога.

Помните, что отношение педагога к ребенку во многом определяется тем, как сложатся с учителем ваши собственные взаимоотношения. Не жалейте усилий для того, чтобы они стали доверительными и взаимно доброжелательными.

Поинтересуйтесь, не боится ли ваш ребенок педагога (например, ее громкого или излишне строгого голоса).

Узнайте, может быть, педагог систематически не реагирует на желание ребенка отвечать?

Проанализируйте, хватает ли сил у вашего ребенка выдерживать учебную нагрузку, может быть, его настроение портится по этой причине?

Отмечайте и поддерживайте малейшие улучшения в учебе, этим вы укрепите стремление ребенка к учению.

Если же дело доходит до критики, отметьте, что он сделал «хуже, чем мог бы», но не прибегайте к оценкам типа «плохо», «очень плохо». В любой, даже отрицательной оценке должно проявляться уважение и доверие к ребенку.

Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые рисунки, поделки, тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то в школе всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Ни в коем случае не надо требовать от ребенка только хороших и отличных отметок. Это ничего, кроме вреда, не принесет. Гораздо полезнее настойчиво «вести» его от успеха к успеху.

Помните, что радость в жизни приносит дружба с другими детьми, общие дела и интересы, поэтому - способствуйте этому.

В то же время узнайте, не обижают ли ребенка сверстники. Если «ДА», то поступать следует по обстоятельствам: от знакомства с родителями обидчика, установления с ними добрых отношений до серьёзных разговоров с обидчиком.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос спокойным, жизнерадостным, адекватно реагирующим на любые жизненные ситуации, позаботьтесь о создании благоприятного эмоционального климата в семье. «Важней всего – погода в доме»: слова популярной песенки указывают на путь профилактики и лечения детских неврозов.

Литература:

Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 39-41.

Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995.

Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.