12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Алексеевна Середкина30

 Как прекрасен этот миг природы!

Цель занятия:

- помочь увидеть красоту осеннего пейзажа, проникнув в мастерскую поэта, художника, композитора;

- обогащение духовного мира детей;

- развитие творческих способностей через изучаемый материал; познавательной активности;

- воспитание любви к родному краю, к искусству;

сформировать эмоционально-ценностное отношение к теме.

Оборудование:

- рисунки учащихся

- слайды с картинами художников

- осенние листья, костюм «Осень»

- музыкальное сопровождение: Вивальди «Времена года», Чайковский «Времена года»

- пучок овса, каша, кисель, веночки из пшеницы.

- ТСО: ноутбук, мультимедиа

-эпиграф:

Как прекрасен этот мир природы,

И на душе тепло от этой красоты.

 

 

Добрый день!

Здравствуйте!

(Лада) Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной на празднике

«Как прекрасен этот миг природы!»

(Андрей) Желаем, чтобы минуты, проведенные вместе с нами, были запоминающимися, теплыми, яркими!

(Лада) 1вед. Смена времен года всегда привлекала внимание людей. Весна связывалась с юностью, лето- с молодостью и расцветом сил, осень- со зрелостью, зима - со старостью. В каждом времени года своя поэзия. Если вас спросить, какое время года вы любите больше, подумав немножко, вы ответите.

(А) 2 вед. Наверное, лето? Потому что каникулы, купаться можно и целый день играть на улице. Или зиму? Потому что любишь кататься на лыжах и играть в снежки. А может быть, весну? Потому что синее становится небо, все звонче поют птицы, и ты радуешься ласковому солнцу.

(Л) 1вед. Нет! Осень! Потому что это пора сбора урожая, потому что она дарит удивительный и роскошный праздник красоты, бабье лето. Наверное, поэтому многие музыканты, поэты, художники посвящали ей свои произведения. Александр Сергеевич Пушкин сказал о ней: «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Ведущий:

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас при слове осень ?

-ветер,

-моросящий дождь

-грязь

-шелест листьев

-голые деревья

- ковер листьев на земле

-красные ягоды рябины…

-Спасибо. А теперь устройтесь поудобнее, можете закрыть глазки, чтобы послушать музыку. Но не просто наслаждайтесь звучанием мелодии П.И.Чайковского «Осенняя песня», а постарайтесь «увидеть» музыкальную картину.

(эмоциональный настрой на восприятие материала)

Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Ведущий:

- Поделитесь своими картинками

- я увидел, как дождик покапал и перестал;

- листья кружатся в вальсе;

- я в осеннем лесу, ветерок срывает листики с одного деревца, с другого…

Вед.

– Увиденные вами картины- это музыкальные образы .

В певучей мелодии «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского – расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе.

1.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

2

Нет ничего прекрасней русской осени,

Когда сентябрь и солнечен, и тих…

3

Проходит снова осень по земле.

Кружатся листья, как воспоминанья… («Осень» входит в класс разбрасывает листья)

4. Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу..

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу…

5. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны небеса…

6.Ракиты рыжеют,

Краснеют рябины,

Развесил боярышник

Гроздья-рубины.

Промокшая роща

Горит пестротой,

Бредет по дороге

Октябрь золотой.

7. Паутинки кто-то тянет,

И легко листва летит.

Кто куда теперь ни глянет-

Всюду золото блестит.

8. Разгорелись клен и липа,

Это кто же там без слов

Столько солнышек рассыпал

На дорожке у домов?

9. В небе дымка голубая,

Журавлей отлетных строй…

Это осень молодая

Отмечает праздник свой.

10. Уж клич отзвенел журавлиный,

Уже осыпается сад,

А яркие гроздья рябины

Всё так же на солнце горят.

Н.Я.Нефедьева

Стихотворение «Люблю тебя я, осень!»

Люблю тебя я, осень,

За золото листьев берез,

Багряное пламя осины

И сосен зеленый цвет.

Воздух пропитан влагой,

Травы пожухли уже.

Шиповника красные бусы

На голых кустах и траве.

Боярка осыпала листья,

А ягоды манят: «Возьми!»

Опустила черемуха ветки,

И черные гроздья видны.

Муравейников выросли кучи,

Муравьи утепляют жилье.

Но старая это примета:

Холодной, знать, быть зиме.

Грибов набрала я корзинку

И ягод всяких кульки,

И листьев самых разных,

Чтоб осень домой принести.

Добрынин «Колдует осень в деревеньке»

Вновь колдует осень в деревеньке,

Золотит окраин хоровод,

Украшая горные фасады,

Облака ведет за горизонт.

Вижу, как красуются березки

Над скользящим зеркалом реки,

Примеряют новенькие платья-

Впору на свидание пойти.

Ветерок залетный в быстром вальсе

Юные березки закружил,

Листья, словно сыгранные нотки,

На ковер осенний уронил.

Перейду через быстринку обмелевшую,

По тропинке заберусь на бугорок,

Проведаю невестушку-черемуху:

Как теперь красавица живет?

Вижу: загрустила не на шутку,

Что уже не так она мила.

Видно, лето слез не пожалело,

Подвенечные наряды отняло.

Что ж колдуй ты, осень, в деревеньке,

Золоти окраин хоровод,

Украшай все горные фасады,

Пока зима к нам в гости не придет.

 Проект творческий

Стихотворение Лады

Пожелтели листья,

Падают с ветвей,

А рябины кисти

Всё горят сильней.

Хмурым стало небо,

Чаще дуют ветры.

Прокричу я: «Лето,

- Где ты, где ты?

Осень усмехнулась:

Лето не придет,

Оно уже заснуло-

Настал вот мой черед.

Не будет больше солнышко

Так ярко вам светить.

Не будет лета песенка

Свою вам трель дарить.

И царствовать я буду

На троне золотом

В красивом красном платье

С желтою фатой.

Я подарю вам краски,

Полет прекрасных птиц.

Все, словно как из сказки-

Творенье рук моих!

Смотрите и любуйтесь

Созданием моим.

Немного покрасуемся

И дальше полетим.

Проект («Осенние приметы»)

Если уродилось много рябины, значит, осень будет дождливая и прохладная, а если мало, то сухая и теплая.

Теплый и сухой сентябрь сулит поздний приход зимы.

Если журавли летят очень высоко и неспешно («общаются») — осень будет мягкой и приветливой.

Нестабильная и ненастная осень к дождливой весне.

Обилие грома в начале сентября предвещает теплую и солнечную очень.

Переезжать в новое жилье лучше всего в «бабье лето» (с 14 по 21 сентября), тогда и жизнь в этом доме будет сытой и радостной.

Пока хоть один лист остается на вишневых деревьях, снег не станет укрывать землю.

Излишне холодный сентябрь предвещает раннее таяние снега весной.

Если грибов осенью почти нет, зато орехов вдоволь, значит, зима будет очень суровой.

Ветреное и прохладное «бабье лето» сулит сухую осень.

Если журавли улетели до Покрова – зима будет ранней и снежной.

Много паутины - на длинную сухую осень.

Много шишек на соснах и елях - на холодную зиму.

Грибов уродилось много - зима будет теплая.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

Проект «Пословицы про осень»

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень — перемен восемь.

Осень велика, зима долга.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень прикажет, весна свое скажет.

Осень-то матка: кисель да блины, а весною-то гладко: сиди да гляди.

Осенью и у воробья пир.

Осенью молоко спичкой хлебают.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается.

В октябре до обеда осень, а после обеда зима.

В осень и у вороны копна, не только у тетерева

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Осень говорит: «Гнило», а весна: «Мило, лишь бы было».

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

Зерно в колоске - не спи в холодке.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре одна ягода, и та - горькая рябина.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

День прозевал - урожай потерял.

Жнут поле в пору.

Проект (осень в красках)

К образу золотой осени обращаются и художники. Среди них

Слайд-шоу под музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Октябрь»

1 слайд.

Поленов Василий .Дмитриевич «Золотая осень»

На этом полотне река спокойная, деревья нарядные, чистое голубое небо

2 слайд

Леонид Павлович Остапенко «В разгаре осень», Алексей Михайлович Грицай «Золото осени»

А эти картины создают светлое настроение, радость.

3 слайд

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»,

Художники с помощью кисти и красок создают настоящий праздник красоты.

4 слайд

Сергей Николаевич Андрияка «Осень»

Мы видим, как горят и играют на солнце листья: желтые, багряные, золотые, огненные.

5 слайд

Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка»

Художник изобразил рябинку осенней порой, когда рдеют рябиновые кисти, синеет небо, воздух чист, серебряные паутинки сверкают на траве.

6 слайд

Сергей Николаевич Андрияка «Осеннее солнце»

Все правдиво, ярко, трогательно.

Вед. Мы восхищаемся щедрой красотой осени, вновь влюбляемся в свои родные милые места и создаем свой образ золотой осени.

3 проект «Осень в красках» (Дети показывают свои творческие проекты- рисунки и защищают – читают стишки или четверостишия по теме)

Яркими красками осень сияет,

Солнечным цветом деревья залив,

Девочка-осень на флейте играет

Тихий, печальный и светлый мотив.

Творческий проект Литвиненко Владимира

Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе 
Золотом горят.

Ветер, шастая везде,
Листья гонит по воде.

Знать, уходит лето.

Творческий проект Петрова Андрея

Ведущий:

- Спасибо. С помощью кисти и красок вы показали настоящий праздник красоты.

4 проект (осень в обрядах)

Но русская земля богата не только поэтами, музыкантами, художниками. Она богата еще и своими приметами и поверьями, преданиями и легендами, обычаями и обрядами. А мы должны их помнить и бережно хранить.

5 проект («Наталья-овсяница»)

Сейчас покажем осенний обряд, связанный на Руси со сбором урожая – Рождество Богородицы или Наталья-овсяница. Этот день отмечается 8 сентября. С этого дня женщины лук убирают, крестьяне стараются закончить уборку овса- одну из основных крестьянских культур.

Ведущий:

Праздник Натальи – овсяницы проводили очень весело. Косари подносили пучок овса, а он угощал их овсяной кашей да киселем.

Мини- сценка

(дети в костюмах народных, пучок овса передают по кругу, приговаривая:

- запасешься овсом- будут сыты мать с отцом.

- Не кони везут, а овес

- Насыплешь овса в закрома – будут сыты кони и коровы. (отдают пучок овса хозяину)

Затем хозяин угощает их кашей. А они пробуют и приговаривают:»Хороша каша!

Потом он подносит им кисель. Они отпивают и хвалят: «Хорош кисель!»

Ведущий: сноп ставили под образа.

Вот так отмечался праздник Богородицы.

Проект (Праздник «Семенов день») ( РАССКАЗ ОБ ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ)

Показать обряд

В старину на Семен-день хоронили мух и тараканов, зарывали в землю блох и прочих насекомых, чтоб не водились в доме. Считалось, что если убьешь муху на Семен-день - умрет семь мух.

Похороны устраивали девушки, они вырезали из репы, моркови или тыквы маленькие гробики, сажали в них пойманных мух, закрывали их и с шутливой торжественностью выносили из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Во время обряда можно было услышать такую шуточную песенку:

Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увозил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком -

Правым боком:

Ребро вывихнула,

Клопы подымали,

Животы надорвали.

Раскапывают яму, дети укладывают в них «овощные гробики», плачут, причитают, ямку закапывают.

Мы сейчас проводим надоевших нам мух, комаров и тараканов, закопаем и поплачем над ними:

Уж вы мушки, мушки маленькие,

Комарики удаленькие,

Ох вы ноженьки откинули,

На кого ж вы нас покинули.

5 проект («Наталья-овсяница»)

Сейчас покажем осенний обряд, связанный на Руси со сбором урожая – Рождество Богородицы или Наталья-овсяница. Этот день отмечается 8 сентября. С этого дня женщины лук убирают, крестьяне стараются закончить уборку овса- одну из основных крестьянских культур.

Ведущий:

Праздник Натальи – овсяницы проводили очень весело. Косари подносили пучок овса, а он угощал их овсяной кашей да киселем.

Мини- сценка

(дети в костюмах народных, пучок овса передают по кругу, приговаривая:

- запасешься овсом- будут сыты мать с отцом.

- Не кони везут, а овес

- Насыплешь овса в закрома – будут сыты кони и коровы. (отдают пучок овса хозяину)

Затем хозяин угощает их кашей. А они пробуют и приговаривают:»Хороша каша!

Потом он подносит им кисель. Они отпивают и хвалят: «Хорош кисель!»

Ведущий: сноп ставили под образа.

Вот так отмечался праздник Богородицы.

6 проект А еще мы покажем обряд «Завивание бороды»

(девочки в сарафанах, на головах веночки из колосьев, мальчики в рубашках, подпоясанных кушаком, в шароварах. Все поют)

Уж мы жали,

Жали- пожинали,

Жнеи молодые,

Серпы золотые.

Нива долговая,

Постать широкая.

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

Людей не видали.

И говорило аржаное жито,

В чистом поле стоя,

В чистом поле стоя:

«Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти.

Да в поле стояти.

Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти-

Колосом махати:

А хочу я, аржаное жито,

Во пучок завязаться.

А чтоб меня, аржаное жито,

Во пучок связали,

Из меня рожь выбирали»

Так пели после окончания жатвы. Окончив жатву, обычно «завивали бороду». Что означает «завивать бороду»?

Смысл этого обряда в том, чтобы сохранить плодородную силу поля. Колосья несжатых злаков связывали в пук или заламывали, т.е. «завивали бороду». Жнецы после жатвы катались по полю, приговаривая: «Яровая жнивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку! А для чего они это делали? Жнецы катались, чтобы восстановить силы, растраченные в дни страды.

Ведущий:

Теперь, ребята, мы знаем некоторые обычаи и будем о них рассказывать другим. Наш праздник заканчивается.

Ведущий:

Хочется, чтобы каждый из вас мог сказать:

Как прекрасен этот миг природы

И на душе тепло от этой красоты!

Ведущий:

До свидания!

Ведущий:

Всем большое спасибо.

Ведущий:

Успехов, радостного настроения, здоровья, творческого вдохновения.

До новых встреч в нашей гостиной.« Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» или «Если крикнет рать святая: кинь ты Русь, живи в раю. Я скажу: не надо рая- дайте Родину мою!»

Родной мой край! Тобою я живу!
Я в каждом колосе, в былинке каждой. 
Где б ни был я - с неутолимой жаждой 
Родной мой край! Тобою я живу! 
Мне без тебя на свете жизни нет, 
Ты - вдохновенье, ты - мое дыханье, 
Ты - всех моих рассветов полыханье, 
Мне без тебя на свете жизни нет!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.