Справочный материал «Как составить схему предложения?»

2
0
Материал опубликован 5 February 2016 в группе

 Как составить схему предложения?

1. Рассмотрим построения предложения, где присутствует прямая речь. В их составе выделяют непосредственно прямую речь и слова автора. Первая заключается в кавычки и на схеме обозначается буквой П, авторские слова – буквой А (если стоят в начале предложения) или прописной а (в остальных случаях). Схемы очень просты. Вот пример построения различных вариантов. 

«Завтра отправимся в поход», - объявил вожатый. 
«П», - а.

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!» 
А: «П!»

«Завтра отправимся в поход, - объявил вожатый. - Встанем на рассвете». 
«П, - а. – П». 

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»- и посоветовал взять с собой лишь самое необходимое. 
А: «П!» - а.

Как видите, знаки препинания обязательно отражаются и на схемах.
 

2. Изучая тему простых и сложных предложений, необходимо учиться изображать их схематически. Это помогает наглядно увидеть их строение и понять взаимосвязи между частями. 

Чаще всего практикуются линейные схемы, в которых для обозначения главных предложений используются квадратные скобки, круглые – для выделения придаточных. 

Кроме того, в каждой из частей определенными знаками (одной или двумя чертами) обозначаются главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). На схеме от главной части к придаточной ставится вопрос, и указываются средства связи (союз или союзное слово). 

Например, простое полное предложение: Птицы улетели. 

Схематически будет выглядеть так: [ - =]. 


[- , - =]. (Утки, гуси полетели на юг.) 

Или: [ - =, =]. (Птицы собрались в стаи, потянулись на юг.)
 

3. Изображая схему сложного предложения, нужно помнить, что оно может быть как союзным (сложносочиненным или сложноподчиненным), так и бессоюзным. Все части сложного предложения и средства связи между ними должны быть отражены графически. Как это должно выглядеть, посмотрите на следующем примере: 

Тучи разошлись, выглянуло солнышко, и дождевые капли вспыхнули, заиграли на листьях травы. 

Схема построения предложения, пример «куда уж наглядней»: 
[ - = ], [ = - ], и [ - =,= ].

Здесь вполне наглядно изображены три равноправные грамматические основы, заключенные в квадратные скобки. Указан и соединительный союз и.
 

4. В сложноподчиненном предложении всегда присутствует зависимая (придаточная) часть, к которой можно поставить вопрос от главной. В схеме ее выделяют с помощью круглых скобок. В них вписывают слово, благодаря которому придаточное присоединяется к главному. 

Пес затосковал, потому что хозяин долго не возвращался.

[ - = ], (потому что).

Первая часть здесь главная, а вторая – зависимая (придаточное причины).
 

5. Наряду с линейными используются вертикальные (иерархические) схемы с теми же условными обозначениями, но придаточные части располагаются под той частью, от которой они зависят. При этом обычно знаки препинания не обозначаются.

Пес затосковал, потому что хозяин, которого он очень любил, долго не возвращался.

[- = ]
почему?
(потому что - = ) 
какой?
(которого - = )

Придаточных предложений может быть несколько, первого, второго и более порядка.
 

6. В предвузовской подготовке часто практикуются схемы, в которых главные части изображены в виде прямоугольников, а придаточные – в форме кружков. Кроме того, возможны схематические изображения, в которых союзы выносятся за пределы графических фигур (прямоугольника или круга), а союзные слова остаются внутри них (т.к. они являются членами предложения).

Комментарии
Комментариев пока нет.