12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна24888
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

КАКОЙ СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЕЕ

t1704373294aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2

Должность

Преподаватель.

3

Категория

Высшая педагогическая.

4

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5

Название ресурса

Какой стиль преподавания эффективнее

6

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7

Дисциплина

Любая специальность.

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

9

Описание ресурса

Методические рекомендации содержат информацию педагогических стилях и важности знания их особенностей.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stiley-prepodavaniya-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse


КАКОЙ СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЕЕ

t1704373294ab.jpg


Каждый преподаватель имеет свой стиль преподавания. Однако, он может подвергаться изменениям. Традиционные стили преподавания развиваются, и большинство преподавателей адаптируют свои подходы в соответствии с образовательными потребностями своих студентов. 

Преподаватели обычно используют основной стиль, который превалирует в течение учебного года, вместе с другим, а также корректировать свой педагогический инструментарий к образовательному процессу и студентам для достижения наилучших результатов обучения.

В методических рекомендациях рассматривается понятие «стиля преподавания», основные педагогические стили, их положительные и отрицательные стороны, важность иметь точное понимание об использовании различных педагогических стилей.

Стиль педагогической деятельности. Определение.

Стиль преподавания — это персонифицированный подход к осуществлению педагогического процесса, выражающийся в подборе методов и средств обучения, в стиле взаимодействия студентов с преподавателями, темпераменте педагога и т. д. 

Педагогические стили не являются врожденными характеристиками, так как они устанавливаются во время профессиональной деятельности, а также на их выработку имеют влияние личные качества преподавателя, особенности деятельности и других предлагаемых учебной организацией условий. Педагогические стили тесно связаны с методиками преподавания.

Авторитарный стиль 

Стиль, при котором преимущественно говорит педагог, а обучающиеся слушают.

Большинству людей, которые были студентами, знаком данный стиль, и будет неверным утверждать, что он был малоэффективным или очень продуктивным. Следует разобраться.

Авторитарный стиль предполагает центральной фигурой преподавателя, его односторонние презентации и долгие лекции. В такой парадигме студенты необязательно будут активными слушателями, так как цель – выполнение записей студентами и быстрое усвоение информации вне учета личных особенностей. Если у преподавателя такой стиль, то он, как правило, не объясняет, почему точка зрения студента – неправильная, а у педагога – верная. Ожидается беспрекословное согласие. Такой стиль характерен для людей с отсутствием гибкости в характере, удовлетворения в своей деятельности и повышенной уверенностью. Такой стиль преподавания больше подойдет при обучении больших учебных групп, когда затруднительно активное взаимодействие между преподавателем и студентами. Лекционный стиль в чистом виде наиболее подходит для таких дисциплин, как история с целью запоминание важных фактов, дат, имен и т. д. А для обучения, например, иностранному языку, он будет не настолько эффективным, так как взаимодействие с преподавателем практически отсутствует. 

Положительные стороны: 

1) возможность одномоментного обучения больших групп студентов; 

2) оперативная подача и усвоение большого количества учебного материала;

3) дисциплина.

Отрицательные стороны: 

1) отсутствие доверия к преподавателю;

2) ненависть, злость, страх – негативные чувства по отношению к педагогу;

3) отсутствие активного обучения;

4) потеря интереса к дисциплине;

5) сниженный уровень запоминания информации.

Либерально-попустительский стиль

При данном стиле преподаватель зачастую не контролирует учебную обстановку. Возможно вспомнить занятия некоторых преподавателей, во время которых студенты постоянно разговаривали, занимались посторонними делами, отсутствовала дисциплина. Именно из-за такой обстановки данный стиль описывается как попустительский: педагог не обращает внимание на поведение обучающихся и переоценивает их возможности. Он дает свободу студентам, которая сначала они могут понимать как путь проявления себя. Однако, очень скоро подобное впечатление проходит, так как для продуктивного обучения нужен пример преподавателя.

Либерально-попустительский стиль характерен для людей, неуверенных в себе, порой с недостатком профессионализма, стремящиеся возложить ответственность на других людей.

Основа взаимодействия преподавателя и студентов – свобода, но свобода мнимая. Преподаватель наделяет обучающихся такими качествами, как инициативность и самостоятельность, контроль – бессистемный.

Положительные стороны:

1)  студенты проявляют личную и учебную активность;

2) совместная деятельность по достижению общих целей между студентами.

Отрицательные стороны:

1) непродуктивные занятия;

2) потеря авторитета преподавателя в учебной группе;

3) отсутствие дисциплины;

4) переоценка способностей студентов;

5) снисходительное отношение к педагогу.

Демократический стиль

Преподаватель и студенты равны. В колледжах и вузах часто можно познакомиться с данным стилем, благодаря которому большая часть студентов влюблялась в дисциплину, с большим удовольствием изучала и участвовала в дебатах. Данный стиль определяется равновесием между преподавателем и студентами и предполагает многокомпонентных подход к образовательному процессу, в котором интересы и личность педагога комбинируются с потребностями студентов и методами, соответствующими учебной программе. Преподаватели с таким педагогическим стилем соблюдают определенную структуру занятия, но при этом способны корректировать его ход и добавлять необходимые задания для того, чтобы больше заинтересовать студентов. Отношение преподавателя к студентам – как к личностям с персональными характеристиками, он производит ненавязчивый контроль и всегда приводит конкретные аргументы. Данный стиль свойственен педагогам с хорошей самооценкой, эмпатичным, чутким, профессионалам своего дела.

Положительные стороны:

1) формирование собственного мнения у студентов;

2) формирование логического понимания студентами своих действий;

3) высокая степень вовлеченности обучающихся;

4) формирование чувства ответственности у студентов;

5) уважительные и иногда дружеские отношения с преподавателем.

Отрицательные стороны:

1) вероятность очень большой нагрузки для преподавателя из-за попыток повышенной дифференциации для всех студентов и как результат — снижение продуктивности обучения;

2) вероятность полной потери контроля над ситуацией и ухода в либерально-попустительский стиль.

Преобладание стилей на современном этапе.

В реальности каждый из стилей в «незамутненном» виде встречается нечасто. У каждого преподавателя, как правило, присутствует «смешанный» стиль общения со студентами. Могут обычно преобладать два стиля: демократический и либеральный или авторитарный и демократический. Достаточно редко встречается сочетание черт либерального и авторитарного стилей.

Самый популярный педагогический стиль по опросу преподавателей — демократический, так как педагоги стремятся к личностному подходу, работают со студентами и относятся к ним, как к равным – с пониманием и уважением, однако, не без ноток строгости.

Учитывая вышеизложенное, необходимо обозначить первостепенные профессиональные качества педагогического общения:

1) коммуникативные;

2) проявления эмпатии;

3) интерес к людям и взаимодействию с ними;

4) прогнозирование возможных педагогических ситуаций;

5) интерес к новым веянием и внедрение прогрессивных идей в собственную деятельность;

6) управление собой;

7) быстрая адаптация при любых изменениях и обстоятельствах.

Особое значение на современном этапе имеет личность преподавателя.

Каждый из педагогических стилей имеет свои отрицательные и положительные стороны как для педагога, так и для студентов, поэтому имеет значение в начале учебного года идентифицировать потребности обучающихся, и на базе этого осуществить выбор оптимального стиль преподавания. После этого преподавателю целесообразно развивать и другие стили преподавания и встраивать их в образовательный процесс. Развивая собственные педагогические стили преподавания и комбинируя их с эффективными навыками работы с учебной группой, преподаватели осознают, что продуктивнее всего подойдет для их личности и учебной программы.

Полезность знаний о стилях преподавания:

1) большая эффективность достижения целей обучения – преподаватель изучает различные педагогические стили и имеет возможность увидеть себя со стороны, определить наиболее часто используемые стратегии обучения, их полезность, что помогает наиболее осознанно отнестись к выбору методов обучения

2) новые возможности – если педагог использует только один стиль, то это, скорее всего, приведет к снижению мотивации студентов, обучение и для преподавателя станет рутиной, может привести к выгоранию, отсутствию понимания в отношении дальнейшего педагогического пути.

Благодаря расширению своего спектра привычных стилей преподавания, преподаватель открывает широкие горизонты и предоставляют пространство для свежих идей, новых, увлекательных методик.


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 04.01.24 в 17:39 1Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, благодарю за полезный ресурс! Данная информация необходима каждому специалисту любого образовательного учреждения.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.