Календарно-тематическое планирование на лексическую тему «Лес. Грибы»
Календарно-тематическое планирование.
Лексическая тема недели: «Лес. Грибы» (9.10.2023 - 13.10.2023)
Цель: расширяем представления детей о дарах леса – грибах.
Задачи: продолжаем знакомиться с природой родного края. Учим различать съедобные и несъедобные грибы, знакомим с многообразием грибов, рассказываем о строении грибов, объясняем, как правильно собирать грибы. Расширяем представление у детей, о лесах родного края, правилах поведения в природе. Учим пословицы, поговорки и стихи о грибах.
День недели, Дата. Тема недели: | Взаимодействие с родителями | Индивидуальная работа | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей (с использованием предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе и на участке детского сада) | |
Организованная образовательная деятельность (непрерывная образовательная деятельность), осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, время. | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | ||||
9.10.2023 Понедельник Тема недели: «Лес. Грибы» | Информационный стенд. Лексическая тема: «Лес. Грибы» (Рекомендации родителям для закрепления темы вечером и в выходные дни). | Обращаем внимание Дамира на умение делиться игрушками со своими сверстниками. Цель: формируем культуру общения; способствуем возникновению желания поделиться с детьми игрушками; Упражняем Милану и Аню в умении бегать «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы (ведёрки и камешки). Упражняем Вадима и Лёню «Назови «соседей» числа». Цель: учим называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 6. | 8.50 – 9.15 Логопедическое занятие (групповое). 9.25 – 9.50 Физическое развитие. Двигательная деятельность. Физическая культура. (По плану специалиста). 10.30 – 10.55 Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Рисование в Изостудии. (По плану художественного руководителя) 15.15 Конструктивно - модельная деятельность. Конспект занятия в старшей группе по конструированию из бумаги «Мухомор» Программное содержание: совершенствуем навыки работы простыми способами (конструирования объемных предметов из бумаги); развиваем эстетические чувства детей, образные представления, воображение, художественно- творческие способности; закрепляем умение следовать словесной инструкции педагога. Материалы: образец, сделанный педагогом, прямоугольник белой бумаги 10 см на 7 см (для ножки), круги из красной бумаги диаметром 10 см с вырезанным сектором (для шляпки), прямоугольники белой бумаги 10 см на 5 см (для "юбочки"), небольшие квадраты белой бумаги или кружочки (для "крапинок" на шляпках), кружки зелёного картона (для основания), клей, ножницы, клеёнки, салфетки. | Утро. Комплекс утренней гимнастики № 3. Беседа с детьми «Царство растений – грибы» Цель: знакомим детей с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Дидактическая игра «Кузовок» Цель: закрепляем знания о съедобных грибах, знакомим со строением грибов, объясняем, как правильно собирать грибы. Дидактическая игра «Отгадай-ка» Цель: учим отгадывать гриб по описанию. Ситуативный разговор «Как правильно ходить по лесу, собирать грибы» Цель: воспитываем бережное отношение к природе, желание сохранить грибницу и не потревожить животных леса. Трудовое поручение: уход за комнатными растениями. Цель: воспитываем бережное отношения к растениям. Развиваем: трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность. Прогулка. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: формируем понятия о смене времен года; уточняем представления об особенностях каждого сезона. Дидактическая игра «Что за чем?». Цель: закрепляем знание детьми смены времен года и последовательность дней недели. Ситуативный разговор «Почему принято здороваться?» Цель: воспитываем культуру поведения. Подвижная игра «Смелые ребята». Цель: упражняем в быстром беге; развиваем ловкость. Трудовая деятельность: убираем участок детского сада от опавших листьев. Цель: учим создавать радостное настроение от выполненной работы; Вечер. Вечерняя прогулка. Комплекс упражнений после сна. Закаливающие мероприятия. Чтение В. Катаев "Дудочка и кувшинчик". Цель: развиваем интерес к чтению, желание слушать, анализировать, отвечать на вопросы по тексту. Индивидуальная работа с детьми по заданиям учителя – логопеда. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: учим детей на ощупь определять геометрические фигуры, развиваем органы чувств (осязание). Наблюдение за температурой воздуха вечером, сравнение с утренней и дневной, развиваем познавательно-исследовательскую деятельность детей. Подвижная игра «Лови мяч!». Цель: развиваем координацию. | Изменения предметно-пространственной среды: в книжном уголке «Мир грибов, лесных ягод в заданиях и играх»; в природном уголке настольными играми «Грибы» (макеты грибов в натуральную величину), Цель: закрепляем знания о грибах. Самостоятельная деятельность с выносным материалом. Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности. Выносной материал: ведёрки, мяч, скакалки и др. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Предлагаем атрибуты для сюжетно ролевых игр « Школа», «Детский сад» и т.д., альбомы, настольно – печатные игры. |
10.10.2023 Вторник Тема недели: «Лес. Грибы» | Посоветовать родителям по дороге из детского сада. Обратить внимание дошкольников на то, какие перемены происходят в жизни растений: желтеют листья, трава меняет цвет. Цветы увядают. | Упражняем Акима «Назови пропущенное слово». Цель: развиваем умение подбирать обобщающее слово, развиваем речевое внимание. Закрепляем умение перебрасывать мяч двумя руками снизу, из-за головы в парах (расстояние между детьми 2,5 м). Цель: развиваем основные виды движений. Упражняем Давида и Артёма в умении различать и называть высокие и низкие звуки. Цель: развиваем звуковое произношение, мышление у детей. | 9.00 – 9.25 Логопедическое занятие (групповое). 9.40 – 10.05 Художественно – эстетическое развитие. Музыкальная деятельность. Музыка. (По плану специалиста). 10.15 – 10.40 Познавательное развитие. Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Ознакомление с окружающим миром. Конспект НОД по окружающему миру для старшей группы«В лес за грибами». Программное содержание: Цель: создаём условия для расширения знаний детей о лесных грибах. Продолжаем знакомить детей с особенностями внешнего вида и местами произрастания грибов; учим быть осторожными с неизвестными грибами. Способствуем развитию эстетического восприятия окружающего мира. Воспитываем бережное отношение к природе; Разучивание пальчиковой игры «Грибы и ягоды». 15.15 – 15.40 Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Лепка/Аппликация. Конспект НОД в старшей группе АПЛИКАЦИЯ «На лесной полянке выросли грибы» Программное содержание: способствуем развитию творческих способностей. Развиваем образные представления детей о грибах. Закрепляем умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы, упражняем в закруглении углов у прямоугольника, треугольника, обучаем вырезанию (формируем умение правильно держать ножницы и пользоваться ими). Закрепляем навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей. Воспитываем потребность быть аккуратными, сохраняя свое рабочее место в порядке. Продолжаем воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, пополняя и активизируя словарь детей по лексическим темам: лес, грибы. | Утро. Комплекс утренней гимнастики № 3. Беседа ««Культурный человек» Цель: обучаем детей на примере различных ситуаций анализировать и делать выводы. Дидактическая игра: «Что перепутал художник». Цель: развиваем зрительное внимание, закрепление знаний о признаках осени, сравнение грибов по внешнему виду. Подвижная игра: «Листочки». Цель: развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением. Трудовое поручение: привлекаем детей к подточке карандашей. Цель: воспитываем умение видеть непорядок и помогать его исправлять. Прогулка. Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассматриваем вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определяем, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики) наблюдаем, как семена разносятся по участку. Определяем роль ветра в распространении семян. Исследовательская деятельность: предлагаем детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость. Самостоятельные игры с выносным материалом. Подвижная игра «Мяч водящему». Цель: упражняем в подбрасывании и ловле мяча двумя руками. Трудовая деятельность: собираем семена. Убираем сухую траву, листья. Цель: воспитываем у детей самостоятельность, активность. Вечер. Вечерняя прогулка. Комплекс упражнений после сна. Закаливающие мероприятия. Чтение А. Толстой «Грибы». Цель: развиваем интерес к чтению, желание слушать, анализировать, обогащаем словарный запас детей. Индивидуальная работа с детьми по заданиям учителя – логопеда. Дидактическая игра «Скажи по-другому» (синонимы - прилагательные). Цель: развивать активную речь у детей. Наблюдение за температурой воздуха вечером, сравнение с утренней и дневной, развивать познавательно-исследовательской деятельности у детей. Выкладывание из палочек "Грибочков" Цель: развиваем творчество и мелкую моторику. Подвижная игра «Попади шишкой в цель». Цель: развиваем глазомер и ловкость. | Предлагаем детям посмотреть открытки и книги с изображением грибов Чувашии. Предлагаем лепбук "Лесные грибы" ("Что такое грибы?"; "Съедобные грибы"; "Ядовитые грибы"; интересные факты о грибах. Самостоятельная деятельность с выносным материалом. Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности. Выносной материал: ведёрки, лопатки, совочки, формочки, мяч, скакалки и др. Самостоятельная деятельность в игровых уголках: игры по интересам, конструирование, Предложить детям атрибуты к сюжетно – ролевой игре «В лесу». Цель: способствуем формированию умения творчески развивать сюжеты игры. |
11.10.2023 Среда Тема недели: «Лес. Грибы» | Консультация для родителей «Речевая игра, как средство воспитания дошкольников» + Картотека речевых игр (не тему осень) которые можно использовать по дороге в детский сад. | Продолжаем приучать Артема и Дамира с Вадимом замечать и устранять непорядок в одежде. Цель: развиваем желание выглядеть аккуратно и опрятно. Упражняем Илью в умении принимать правильное исходное положение при метании в даль. Цель: развиваем основные движения детей. Упражняем Даниила Т «Какой?». Цель: называем первое слово, а ребёнка просим назвать второе: грибной ... (суп), грибная ... (запеканка), подлива из грибов ... (грибная), пицца с грибами ... (грибная) и т.д.. | 8.50 – 9.15 Логопедическое занятие (групповое). 9.25 – 9.50 Физическое развитие. Двигательная деятельность. Физическая культура. (По плану специалиста). 10.15-10.40 - Речевое развитие. Коммуникативная деятельность. Развитие речи. Лексические упражнения и составление рассказов по картине «Прогулка в лесу» (28)Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Программное содержание: учим детей составлять рассказ по картине, и по ее фрагментам «Осенняя прогулка в лесу» и высказывать своё впечатление. Активизируем в речи детей существительные, глаголы и прилагательные, закрепляем смысловое понятие «лес». Вводим в словарь детей слова: хвойный, лиственный, смешанный лес. Развиваем умение составлять предложения из 2-3 слов. Воспитываем бережное отношение к лесу. | Утро. Комплекс утренней гимнастики № 3. Беседа с детьми «Грибы не только пища, но и дом» + Презентация «Детям о Грибах». Цель: рассказываем о том, что грибы служат не только пищей, но и домом для некоторых насекомых и личинок. Сюжетно ролевая игра «Осенний поход в лес». Цель: развиваем умение играть дружно, весело, сообща. закрепляем правила поведения в лесу. Дидактическая игра «Собери съедобные грибы». Цель: расширяем знания детей о многообразие грибов, выделяя группы съедобных и несъедобных. Дидактическая игра «Цепочка слов». Цель: (Грибы какие?), обогащаем словарный запас детей. Пальчиковая игра «Пошли пальцы по грибы». Цель: развиваем моторику рук у детей. Прогулка. Наблюдение за насекомыми. Цель: предлагаем детям разбиться на небольшие группы и поискать насекомых в разных участках площадки и посмотреть, что они делают (дети выполняют задание). После наблюдений делаем с детьми вывод: усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход. Дидактическая игра «Назови 5 грибов (5 овощей, 5 фруктов и т.д.)». Цель: развиваем память, активизируем речь детей. Подвижная игра «Совушка». Цель: учим детей действовать по сигналу. Дыхательная гимнастика «Чем пахнет осень?» Вечер. Вечерняя прогулка. Комплекс упражнений после сна. Закаливающие мероприятия. Чтение В. Катаев «Грибы». Цель: развиваем интерес к чтению, желание слушать, анализировать, обогащаем словарный запас детей. Индивидуальная работа с детьми по заданиям учителя – логопеда. Дидактическая игра «Цепочка слов» (грибы какие?). Цель: обогащаем словарный запас детей. Трудовое поручение: наведение порядка в группе после игр». Цель: формируем у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Прогулка и наблюдение за признаками осени. Цель: развиваем наблюдательность. Подвижная игра «Великаны - карлики» Цель: упражнять детей ходить широкими, мелкими шагами, слушать внимательно звуковой сигнал. Развивать быстроту реакции. | Самостоятельная деятельность в игровых центрах: Предлагаем детям лепбук «Лес. Грибы». Цель: закрепляем знания по теме, развиваем речь с помощью мнемотехники. Формируем желание детей выбирать интересные для себя занятия. Самостоятельная деятельность с выносным материалом. Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности. Выносной материал: лопатки, совочки, формочки. Самостоятельная деятельность в игровых уголках: игры по интересам, настольно – печатные игры, конструирование, рисование или лепка на выбор, шнуровки, пазлы и т.д. Игры с крупным строительным материалом (напольное «Лего»). |
12.10.2023 Четверг. Тема недели: «Лес. Грибы» | Информация в родительский уголок: «Как организовать семейный поход в лес за грибами» | Упражняем Данилу и Артёма «Выкладывание из палочек деревьев». Цель: развиваем произвольное внимание, мелкую моторику пальцев (оборудование: счетные палочки и образец узора). Упражняем Милану «Подбрось и передай обруч другу». Цель: нужно подбросить обруч вверх, поймать двумя руками, и передать другому (5 раз) подряд. Упражняем Даниила в конструирование «Овощи» из «Лего». Цель: активизируем конструктивные умения, закрепляем умение конструировать различные предметы. | 9.00 – 9.25 Логопедическое занятие (групповое). 9.35 – 10.00 Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Рисование в Изостудии. (По плану художественного руководителя) 10.15 – 10.40- Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Занятие 6 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Программное содержание: учим детей считать в пределах 6, показываем образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжаем развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Закрепляем представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). Продолжаем учить детей моделировать числа, отношение, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Игра «Разноцветные вагончики». Словарная работа: самый длинный, короче, самый короткий… 11.30 – 11.55 Физическое развитие. Двигательная деятельность. Физическая культура. (На прогулке). | Утро. Комплекс утренней гимнастики № 3. Рассматривание грибов (картинки). Цель: закрепляем умение составлять описательные рассказы, закрепляем знания о грибах. Дидактическая игра «Кто что делает?» Цель: учим детей подбирать глаголы к существительным. Сюжетно-ролевая игра «В лесу». Цель: продолжаем упражнять детей распределять роли между собой. Привлекаем детей после игр убирать игрушки на место, воспитываем аккуратность. Малоподвижная игра «Найди и промолчи!». Цель: развиваем у детей выдержку и умение выполнять действия по инструкции. Прогулка. Наблюдение за гортензией (осенью), подрезка и подготовка к зимовке. Отмечаем осенние изменения в гортензии (шапка цветов стала совсем некрасивой (мы её обрезаем), обрезаем все побеги (от земли 50 – 60 см) это подготовка к зимней спячке. Цель: расширяем кругозор, словарный запас. Подвижная игра «Догони свою пару» Цель: учим детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость и быстроту движений. Дидактическая игра ТРИЗ "Да-нет" (гортензия). Цель: развивать логическое мышление. Трудовое поручение: привлекаем детей выбросить все сухие и обрезанные ветки в мусорный контейнер. Цель: развиваем трудолюбие. Вечер. Вечерняя прогулка. Комплекс упражнений после сна. Закаливающие мероприятия. Чтение В. Зотов «Мухомор». Цель: развиваем интерес к чтению, желание слушать, анализировать, обогащаем словарный запас детей. Индивидуальная работа с детьми по заданиям учителя – логопеда. Дидактическая игра «Назови 5 грибов». Цель: развиваем память, активизируем речь детей. Наблюдение за желтеющими падающими листьями. Собираем осенние букеты на прогулке из листьев. Цель: воспитываем любовь к природе, вызываем эмоциональный отклик. Воспитываем умение видеть красоту осенней природы. Ситуативный разговор «Возле леса жить — голодному не быть.». Цель: как дети понимают эту пословицу. | Предлагаем детям раскраски и разрезные картинки по теме «Лес. Грибы» пазлы, настольно печатные игры. Цель: развиваем внимание, память и мышление детей. Игры детей в шашки, шахматы, игры – бродилки. Цель: развиваем навык игры по правилам. Самостоятельная деятельность с выносным материалом. Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности. Выносной материал: ведёрки, лопатки, формочки для песка. Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках. Цель: развитие навыков в игровой деятельности. Предлагаем детям пазлы, разрезные картинки на тему «Лес. Животные наших лесов». Цель: развиваем внимание, память и мышление детей. |
13.10.2023 Пятница. Тема недели: «Сад. Фрукты» | Информация в родительский уголок» «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». | Упражняем Вадима и Акима «Какой – какое – какая?». Цель: образовываем прилагательные и согласовываем их с существительными. Выделяя голосом окончания прилагательных. Упражняем Даню в соблюдении равновесия: ходьба по скамейке, руки вертолётиком. Привлекаем Павла к сбору семян цветов (циннии). Предлагаем Данилу, Артёму и Милане помочь воспитателю убрать игрушки. Повторяем правила игры с логопедической игрой «Буквенный конструктор» с Дамиром и Вадимом. | 9.00 – 9.30 Логопедическое занятие (групповое). 9.40 – 10.05 Художественно – эстетическое развитие. Музыкальная деятельность. Музыка. (По плану специалиста). 10.15-10.40 - Речевое развитие. Коммуникативная деятельность. Развитие речи. Тема "Словестный состав предложения". Занятия 1. Г.Я. Затулина «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. Ст. дош. возраст, стр.15. Программное содержание: закрепляем понятие «слово», «предложение». Учим составлять предложения из двух и трёх слов, анализировать их по словесному составу, расширяем словарный запас детей. Развиваем фонематический слух: выделяем звук в слове, находим его место в нём. Воспитываем умение принимать учебную задачу чётко выделяя задание воспитателя. | Утро. Комплекс утренней гимнастики № 3. Беседа с детьми «Осень – хорошо, осень – плохо» Цель: формируем умение выявлять противоречивые свойства объектов, явлений, умение делать выводы. Развиваем память. Дидактическая игра «В поисках грибной полянки». Цель: закрепляем у детей умение ориентироваться на листе бумаги с использованием заданных маршрутов. Игра малой подвижности «Угадай, кто позвал?». Цель: развиваем у детей внимание и слух, умение определять по голосу. Побуждаем детей принимать активное участие в развитии сюжета игры. Привлекать детей к подклейке книг в книжном уголке. Цель: воспитываем бережное отношение к книгам. Подвижная игра «Найди…». Цель: развиваем умение ориентироваться в пространстве. Прогулка. Наблюдение за облаками. Цель: предлагаем детям полюбоваться облаками, рассказать о видах облаков (кучевые, перистые), предложить отыскать их на небе и описать (цвет, форма, величина). Дидактическая игра «Выложи дерево». Цель: выложить узор из листьев разных деревьев. Ролевые и подвижные игры по желанию детей. Цель: развиваем самостоятельность детей, умение выбирать и организовывать игры. Трудовое поручение: девочки придерживают саженец, а мальчики, засыпают корни землёй и поливают. Цель: учим детей выполнять несложные трудовые поручения помогая взрослым. Вечер. Вечерняя прогулка. Комплекс упражнений после сна. Закаливающие мероприятия. Чтение и заучивание стихотворения Блинниковой «Подберезовик». Цель: учим детей передавать своими словами основной смысл стихотворения, с опорой на мнемотаблицу. Индивидуальная работа с детьми по заданиям учителя – логопеда. Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное». Цель: развиваем быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. Прогулка и наблюдение за детьми подготовительной группы, как они дружно играют. Цель: предлагаем детям брать с них пример и тоже дружно играть не ссорясь. Ситуативный разговор «Солнышко — мать цветам, а тень — мать грибам.?». Цель: как дети понимают эту пословицу. | Предлагаем детям краски, кисти, восковые мелки и разукрашки на тему «Сад. Фрукты» для раскрашивания; настольно – печатные игры и игру «Танграм». Цель: развиваем логическое мышление и мелкую моторику рук детей. Предлагаем детям мячи, выносной материал. Цель: развиваем двигательную активность и самостоятельную деятельность с выносным материалом. Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: рисование по замыслу. Предлагаем детям печатно-настольные игры, конструктор, пазлы и атрибуты для сюжетно – ролевых игр. |
Мария
Татьяна