Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Каллиграфия»

5
2
Материал опубликован 14 December 2023

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной направленности

Каллиграфия


Возраст обучающихся: 6 – 8 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

Уровень сложности: стартовая







Автор-составитель: Ратникова Светлана Сергеевна

Должность: педагог дополнительного образования



Калуга 2023 г.

Оглавление

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 4

1.1 Пояснительная записка 4

1.2 Цель и задачи 6

1.3 Содержание программы 7

Учебный план модуля «Формирование навыков письма» 7

Учебный план модуля «Искусство письма» 13

1.4 Планируемые результаты 16

РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 18

2.1 Календарный учебный график 18

2.2 Условия реализации программы 18

2.3 Формы аттестации (контроля) 18

2.4 Оценочные материалы 19

2.5 Методические материалы 19

Список литературы 21

Приложение 1. 24



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Полное название программы

Каллиграфия

Автор-составитель программы, должность

 педагог ДО

Адрес реализации программы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

ул. Поселковая, д. 4

тел. 8 (4842) 22-01-91

Вид программы

- по степени авторства - модифицированная,

- по уровню сложности – стартовая

Направленность

социально-гуманитарная

Срок реализации,

объём

1 год, 72 часа


Возраст учащихся

от 6 до 8 лет

Название объединения

Студия раннего развития детей «Семицветик»

Краткая аннотация

Программа «Каллиграфия» включает целенаправленные увлекательные занятия с учащимися по формированию каллиграфических навыков, которые помогут достичь красивого и грамотного письма, орфографической грамотности.


РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1 Пояснительная записка


Искусство красивого письма (каллиграфия) с новой силой входит в моду, так как сейчас очень мало пишут от руки. Слово «каллиграфия» происходит от греческих слов «kallos» - красота и «graphо» - писать.

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая учащихся к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, возможно сформировать трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к собственному труду, и наконец,  возможно развить эстетические качества и восприятие красоты...

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Вид программы:

- по степени авторства - модифицированная;

- по уровню сложности – стартовая.

Язык реализации программы: официальный язык Российской федерации – русский.

Перечень нормативных документов:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».

Актуальность программы. Цифровизация мира и тотальный переход в онлайн практически исключили возможность делать что-то от руки и тем более писать. Один из самых древних видов искусств, каллиграфия практически утратила свою значимость и в основном используется с точки зрения художественного оформления.

Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков у дошкольников и младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Целенаправленные увлекательные занятия с обучающимися по формированию каллиграфических навыков помогут достичь красивого и грамотного письма, орфографической грамотности. Именно поэтому данная программа вызывает интерес учащихся и родителей.

Отличительные особенности. Программа модифицированная, ориентирована на создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных навыков, обучающихся в системе дополнительного образования.

Программа является модульной и включает два модуля.

Модуль «Формирование навыков письма» для учащихся 6 лет.

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая детей старшего дошкольного возраста к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, возможно сформировать трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к собственному труду, и наконец,  возможно развить эстетические качества и восприятие красоты...

Модуль «Искусство письма» для учащихся 7-8 лет.

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Если учащийся небрежно относится к разборчивости своего почерка, то эта небрежность переходит и к усвоению орфографии. Не достаточно сформированные каллиграфические навыки сказываются не его успеваемости в начальной школе и могут способствовать потере интереса к обучению.

Новизна программы. Письмо называют «базовым» навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, обучающийся, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.

Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения учащегося. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития. В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность курса. В программе представлена основная терминология. Теоретическую основу обучения каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение ручки в руке, положение тетради, простые и сложные элементы букв.

Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. В настоящее время наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности.

Адресат программы: программа адресована обучающимся 6-8 лет.

Модуль «Формирование навыков письма» для учащихся 6 лет.

Модуль «Искусство письма» для учащихся 7-8 лет.

Группы комплектуется на основании заявлений законных представителей обучающихся на добровольной внеконкурсной основе.

Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися.

Состав группы: постоянный.

Особенности набора: свободный.

Объем программы: 72 часа.

Сроки освоения программы: 1 год.

Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по два часа.

Модуль «Формирование навыков письма» - 2 занятия по 30 минут

Модуль «Искусство письма» для учащихся 7-8 лет - 2 занятия по 40 мин.

Формы обучения: очная, очная с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционная.

Форма организации образовательной деятельности: групповая

Формы проведения занятий: теоретические, практические, комбинированные, диагностические, контрольные, интерактивные (игровые).

При реализации программы при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними учащимися могут участвовать их родители (законные представители).

В рамках программы педагог может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

Обучение может осуществляться по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в случаях и в порядке, установленном локальными нормативными актами.


1.2 Цель и задачи

Цель программы: формировать у дошкольников и младших школьников навык красивого, аккуратного письма посредством выполнения практических заданий, повышать скорость письма.

Задачи программы:

Обучающие:

формировать навык красивого, аккуратного письма;

способствовать развитию познавательных способностей, воображения и пространственных представлений;

знакомить с правилами гигиены письма (посадка, положение тетради, владение ручкой и карандашом);

учить ориентироваться на страницах прописей, тетрадей;

знакомить с каллиграфическим написанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений, учить неразрывному письму.

повышать скорость письма.


Развивающие:

развить мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.;

развить пространственную ориентировку.


Воспитательные:

организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

заинтересованность в освоении навыков письма,

положительное отношение к письму.



1.3 Содержание программы

п/п

Название модуля

Часов в неделю

Часов в год

1

Формирование навыков письма

2

72

2

Искусство письма

2

72



Учебный план модуля «Формирование навыков письма»

для учащихся 6 лет



В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель: совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук.

Задачи:

Обучающие:

-заинтересовать в освоении навыков письма.

-способствовать развитию познавательных способностей,воображения и пространственных представлений.

Развивающие:

-развить мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.;

-развить пространственную ориентировку.

Воспитательные:

-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

-заинтересованность в освоении навыков письма,

-положительное отношение к письму.

Учебный план модуля


п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

все го

тео рия

пр ак тика

1

Введение

2

1

1

Педагогическое наблюдение

2

Развитие мелкой моторики рук

4

1

3

опрос, игра

творческое задание

3

Ориентирование на листе бумаги

4

2

2

опрос, игра

практическое задание

3.1

Ориентация на клеточном пространстве

2

1

1


3.2

Ориентация на косой линейке.

2

1

1


4

Штриховка. Линии. Овалы.


54


54

Педагогическое наблюдение, опрос, игра

творческие задания

4.1

Написание прямых малых и больших параллельных линий на одинаковом расстоянии, написание прямых параллельных линий, больших и малых, линий с закруглением внизу и вверху,

написание овалов и полуовалов.

2


2


4.2

Написание линий с петлей внизу и линий с петлей вверху. Написание наклонной плавной линии снизу -вверх.

2


2


4.3

Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной линии с закруглением влево. Рисование

крючков

2


2


4.4

Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и снизу

2


2


4.5

Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной линии с закруглением влево (элементы букв л, м, я).Клюшки.

2


2



4.6

Штриховка с левого верхнего угла

в правый нижний угол. Письмо петель. Рисование рыбок

2


2


4.7

Штриховка по трафарету: верхние

петли. Письмо нижних петель. Рисование птичек

2


2


4.8

Штриховка по трафарету. Письмо полуовалов. Рисование месяца.

2


2


4.9

Штриховка по трафарету. Письмо овалов. Рисование шариков.

2


2


4.10

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая наклонная

линия.

2


2


4.11

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх.

2


2


4.12

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная

наклонная линия с закруглением

2


2


4.13

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная линия с закруглением влево

2


2


4.14

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих

элемент: полуовал

2


2


4.15

Штриховка по трафарету. Начертание букв,содержащих

элемент: овал.

2


2


4.16

Штриховка по трафарету.

Начертание букв,содержащих элемент: верхняя петля. Начертание букв,содержащих элемент: нижняя петля.

4


4


4.17

Штриховка по трафарету. Буквы –

картинки. Творческий проект.

2


2


4.18

Штриховка по трафарету. Запись

основных элементов букв.

2


2



4.19

Штриховка по трафарету. Запись

вспомогательных элементов букв

2


2


4.20

Штриховка по трафарету. Росчерк

элемента: прямая наклонная линия.

2


2


4.21

Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением

вверху и внизу.

2


2


4.22

Штриховка по трафарету. Росчерк

элемента: полуовал.

2


2


4.23

Штриховка по трафарету.

Списывание с рукописного текста.

4


4


4.24

Штриховка по трафарету.

Списывание с печатного текста

4


4


5

Написание линий, крючков, элементы всех букв. Создание узоров из элементов букв.


6


6

Педагогическое наблюдение, опрос, игра

творческие задания

6

Итоговое занятие


2


2

Творческая работа


Итого

72

4

68



Содержание учебного плана модуля

1. Введение (2 часа)

Теория: Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма.

Практика: Упражнения для осанки.

2. Развитие мелкой моторики рук (4 часа)

Теория: Проговаривание упражнений для развития свободных движений руки.

Практика: Выполнение различных упражнений для движения кисти и предплечья: «ходьба пальчиками»; «игра на пианино» и др.

3. Ориентирование на листе бумаги (4 часа)

Теория: Ознакомление с правилами посадки. Знакомство с правилами расположения тетради и ручки при письме. Понятия «верхняя» и «нижняя» строка.

Практика: Ориентация на клеточном пространстве, на косой линейке.

3.1 Ориентация на клеточном пространстве.

Теория: Проговаривание упражнений

Практика: Выполнение различных упражнений

3.2 Ориентация на косой линейке.

Теория: Проговаривание упражнений для развития наклона.

Практика: Выполнение различных упражнений

4. Штриховка. Линии. Овалы (54 часа)

4.1 Написание прямых малых и больших параллельных линий на одинаковом расстоянии, написание прямых параллельных линий, больших и малых, линий с закруглением внизу и вверху, написание овалов и полуовалов.

Практика: Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики.

4.2 Написание линий с петлей внизу и линий с петлей вверху.

Практика: Написание линий с петлей внизу и линий с петлей вверху. Написание наклонной плавной линии снизу - вверх

4.3Штриховка слева направо.

Практика: Письмо прямой наклонной линии с закруглением влево. Рисование крючков.

4.4Штриховка справа налево.

Практика: Письмо наклонной линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я).

4.5Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол.

Письмо наклонной линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я). Клюшки.

Практика: Работа над формой букв.

4.6 Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних петель. Рисование рыбок

Практика: Письмо верхних петель. Рисование рыбок. Дорисовывание предмета.

4.7 Штриховка по трафарету: верхние петли.

Практика: Письмо нижних петель. Рисование птичек.

4.8 Штриховка по трафарету.

Практика: Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра). .

4.9 Штриховка по трафарету. Письмо овалов. Рисование шариков.

Практика: Списывание учащимися с готового образца.

4.10 Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая наклонная линия.

Практика: Отработка формы букв по группам (верхнее соединение).

4.11 Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх.

Практика: Отработка формы букв по группам (нижнее соединение).

4.12 Штриховка по трафарету.

Практика: Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная линия с закруглением влево.

4.13 Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: наклонная линия с закруглением влево

Практика: Составление рисунка и штриховка.

4.14 Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: полуовал.

Практика: Правила соединения букв.

4.15 Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: овал.

Практика: Работа над формой букв.

4.16 Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: нижняя петля. Начертание букв, содержащих элемент: верхняя петля.

Практика: Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах.

4.17 Штриховка по трафарету. Буквы- картинки.

Практика: Работа над формой букв.

4.18 Штриховка по трафарету. Запись основных элементов букв.

Практика: Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах.

4.19Штриховка по трафарету. Запись вспомогательных элементов букв

Практика: Работа над формой букв. Запись вспомогательных элементов букв.

4.20 Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: прямая наклонная линия.

Практика: Работа над соединением букв. Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

4.21Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

Практика: Работа над формой букв.

4.22 Штриховка по трафарету.

Практика: Росчерк элемента: полуовал. Отработка плавности и ритмичности письма.

4.23 Штриховка по трафарету.

Практика: Списывание с рукописного текста.

4.24 Штриховка по трафарету.

Практика: Списывание с печатного текста.

5. Написание линий, крючков, элементы всех букв. (6 часов)

Практика: Создание узоров из ранее изученных элементов.

6. Итоговое занятие (2 часа)

Практика: Творческая работа с элементами моделирования, штрихования.

Конкурс творческих работ.


Планируемые результаты освоения модуля


Предметные результаты:

сохранять правильную посадку и положение рук при письме;

правильно располагать тетрадь при письме;

правильно держать ручку и карандаш;

умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;

умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;

формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв.



Учебный план модуля «Искусство письма»

для учащихся 7 лет



При разработке учебного плана модуля учитывается особая роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание учебного плана нацелено на то, чтобы учащиеся осознали значимость красивого письма в общении людей.

Цель: Формирование у учащихся навыков каллиграфического письма через выполнение заданий, основанных на занимательном материале.

Задачи:

Обучающие:

заинтересовать в освоении навыков письма.

способствовать развитию познавательных способностей, воображения и пространственных представлений.

Развивающие:

развить мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом и ручкой, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

развить пространственную ориентировку.

Воспитательные:

организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

заинтересованность в освоении навыков письма,

положительное отношение к письму.



п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Ознакомление с программой


2


1


1


педагогическое наблюдение

2

Развитие мелкой моторики рук

18

3

15

опрос,

практическое занятие

2.1

Упражнения для развития свободных движений руки

4


1

3


2.2

Ориентация на клеточном пространстве

7

1

6


2.3

Ориентация на косой линейке.

7

1

6


3

Линии. Овалы

12

2

10

анализ элементов, практические занятия

4.

Упражнения для работы над формой отдельных букв.

12

3

9

опрос, игра

практическое задание

4.1


Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д

4

1

3


4.2

Последовательность написания букв Ф,ф

Упражнения для работы над формой отдельных букв с верхним элементом: б, в.

4


1

3


4.3

Заглавные буквы Г,П,Т,Р

4

1

3


5

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв

20

10

10

анализ, игра

практическое занятие

5.1

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л, ш, м; соединительные элементы

4

2

2


5.2

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,ю, л, я.

4

2

2


5.3

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж.

4

2

2


5.4.

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв:ч,у, соединения с ними

4

2

2


5.5

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з, е, с, э.

Соединения с ними.

4

2

2


6

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв

6

3

3


6.1

Упражнения для работы над соединением букв.



2

1

1


6.2

Рациональные способы соединений в словах.


2

1

1


6.3

Написание текстов поздравления, приглашения на открытке


2

1

1


7

Итоговое занятие

2


2

творческое задание


Итого

72

22

50




Содержание учебного плана модуля

1. Введение (2 часа)

Теория: Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма.

Практика: Упражнения для осанки.

2. Развитие мелкой моторики рук (18 часов)

2.1 Упражнения для развития свободных движений руки.

Теория: Проговаривание упражнений

Практика: Штриховка геометрических фигур.

2.2 Ориентация на клеточном пространстве.

Теория: Проговаривание упражнений

Практика: Выполнение различных упражнений

2.3 Ориентация на косой линейке.

Теория: Проговаривание упражнений для развития наклона.

Практика: Выполнение различных упражнений для развития наклона. Написание элементов букв.

3. Линии. Овалы (12 часов)

Теория: Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу. Большой и маленький овалы Большие и малые полуовалы. Линия с петлей вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.

Практика: Выполнение различных упражнений

4. Упражнения для работы над формой отдельных букв (12 часов)

Теория: Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой. Особенности написания элемента «шапочка».

Практика: Письмо с проговариванием

4.1Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д.

Практика: Письмо с проговариванием

4.2 Последовательность написания букв Ф, ф.

Варианты написания элемента буквы «ы». Заглавные буквы Г,П,Т,Р.

Практика: Письмо с проговариванием

5. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (20 часов)

5.1 Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв и, л, ш, м

Теория: соединительные элементы.

Практика: отработка упражнений.

5.2 Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,ю, л, я.

Теория: соединительные элементы.

Практика: отработка упражнений.

5.3 Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж.

Теория: соединительные элементы.

Практика: Безотрывное написание, отработка упражнений.

5.4. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч, у, соединения с ними

Теория: соединительные элементы.

Практика: Безотрывное написание, отработка упражнений.

5.5 Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з, е, с, э.

Теория: соединительные элементы.

Практика: Безотрывное написание, отработка упражнений.

6 Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (6 часов)

6.1 Упражнения для работы над соединением букв.

Теория: Прописывание слогов: нижнее соединение, верхнее соединение.

Практика: Выполнение заданий по образцу, отработка упражнений.

6.2 Рациональные способы соединений в словах.

Теория: Упражнения для работы над соединением букв.

Практика: отработка упражнений.

7. Итоговое занятие (2 часа)

Практика: Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста объявления, визитной карточки ученика.


Планируемые результаты освоения модуля


Предметные результаты:

сохранять правильную посадку и положение рук при письме;

правильно располагать тетрадь при письме;

правильно держать ручку и карандаш;

умение ориентироваться на листе тетради;

соблюдать гигиенические навыки письма;

умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;

формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;

умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;

развитие орфографической зоркости учащихся;

развитие художественно-творческих способностей.


1.4 Планируемые результаты

Предметные результаты отражены в содержании учебного плана каждого модуля.

Метапредметные результаты:

владение разными видами упражнений по развитию каллиграфических умений

владение различными видами писательных упражнений;

умение контролировать и оценивать свои действия, оценивать правильность выполнения действий другими;

применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Личностные результаты:

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

осознание эстетической ценности каллиграфии; стремление к красивому почерку как к неотложной потребности всякого грамотного человека, стремление к самосовершенствованию



РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1 Календарный учебный график

Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены. Календарные учебные графики к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе представлены в рабочей программе.


Сроки реализации, количество

учебных недель

Сроки реализации модуля, количество часов в неделю

Режим занятий

Модуль (Формирование навыков письма)

Модуль (Искусство письма)

01.09.-

31.05.

36 недель

2 часа в неделю

2 часа в неделю

1 занятие

по 2 часа



2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-экологическими требованиями;

столы по количеству занимающихся;

стулья;

шкафы для хранения пособий и материалов;

доска настенная с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

компьютер;

аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

видеофильмы, соответствующие тематике программы;

мультимедийные презентации (буквы и их соединения);

канцтовары.

Информационное обеспечение:

Красивый почерк. Каллиграфия для детей. Как научить ребенка красиво писать. URL: https://www.youtube.com/watch?v=EzJq2lSpb3

Каллиграфия для детей. Задание «Одной линией»URL:https://www.youtube.com/watch?v=WYA7C-YB-8s

Каллиграфия для детей. Упражнение «Высокие травы» URL: https://www.youtube.com/watch?v=IMV_eNeSHSM

Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ПДО.


2.3 Формы аттестации (контроля)


Для отслеживания уровня усвоения программы проводятся три вида диагностических исследований:

входной контроль;

текущий контроль;

итоговый контроль.


2.4 Оценочные материалы

Входной контроль проводится в начале обучения с целью выявления первоначального уровня знаний и умений учащихся.

Формы контроля:

педагогическое наблюдение.

Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего обучения для отслеживания уровня освоения учебного материала программы. Результаты контроля фиксируются в индивидуальной карте диагностики освоения программы, которая заполняется на каждого учащегося по мере прохождения учебного материала. (Приложение 1).

Формы контроля:

педагогическое наблюдение;

практическое творческое задание.

Итоговый контроль оценка уровня и качества освоения учащимися программы проводится в конце обучения. Для отслеживания метапредметных и личностных результатов применяется мониторинг на основе авторской методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В. (Приложение 2)

Формы контроля:

педагогическое наблюдение;

выполнение творческой работы.

Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.


2.5 Методические материалы


Занятия построены в игровой форме с использованием дидактического и раздаточного материала, учебных таблиц. Основная работа проводится в учебных пособиях на линованной и клеточной основе. При отработке навыков письма используются инструменты: фломастеры, цветные карандаши и ручки.

Пальчиковые игры.

Специальные упражнения на развитие графических навыков.

Игры и упражнения для развития творческого воображения.

Задания и игры на концентрацию внимания.


Педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают учащимся сохранение здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по обеспечению здорового образа жизни. Данная программа знакомит учащихся с гигиеническими правилами письма. На каждом занятии проводятся игры и упражнения для развития мелкой моторики руки и координации движений.

Технология исследовательской деятельности способствует формированию у учащихся основных ключевых компетенций. В программе используются эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование. Учащиеся моделируют буквы с помощью палочек и разрезного квадрата. Анализируют строение букв и рисуют их с помощью различных пишущих инструментов.

Информационно-коммуникационные технологии помогают учащимся ориентироваться в большом количестве информации, позволяют обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на занятиях усиливают положительную мотивацию обучения. При подготовке и проведении занятий используются электронные презентации, аудио и видеоматериалы.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования личность учащегося, обеспечение комфортных условий при проведении занятий, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Данная программа дает возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность, развить творческое мышление и самостоятельность.

Игровые технологии позволяют сделать обучение интересным, доступным, поскольку учитывают возрастные особенности учащихся. Пальчиковые игры, игры, развивающие координацию движений, проводятся на каждом занятии.


Индивидуальный учебный план. Обучение может осуществляться по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в случаях и в порядке, установленном локальными нормативными актами.


Список литературы

Нормативно-правовые акты и документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»‚ утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрирован 06.12.2019 № 56722).

Письмо Министерства образования и науки от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»).

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).

Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

Письмо Министерства просвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

Письмо Министерства просвещения России от 31.01.2022 № ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Государственная программа Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».

Приказ Министерства образования и науки Калужской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Калужской области» от 05.10.2022 № 1398.

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Положение о детском творческом объединении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Правила приема, учета, перевода, отчисления и восстановления учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Положение о режиме занятий учащихся в детских творческих объединениях муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности аттестации учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.


Литература для педагога

Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программыобщеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002

Боголюбов Н. Н. — 2017 г. Прописи по чистописанию.

Гербач В. С.. Методическое руководство к обучению письму. СПб., 2015.

Гортов А. К. Систематические русские прописи. М., 2016.

Греков Ф.. Методика обучения письму (чистописанию). М., 2017.

Евсеев И. Е. Методика обучения чистописанию. М., 2018.

Писаревский Д. А.. Обучение письму. Методическое пособие для

учителей начальных школ, Учпедгиз, 2015.


Литература для учащихся и родителей

Богдеско И. Т., Каллиграфия. – Агат, 2015. С.176

Жиренко О.Е. Тренажер по чистописанию, Москва, 2019.

Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2017.

Проненко Л. И., Каллиграфия для всех – М. «Книга», 2019. С.247

























Приложение 1.

Диагностическая карта

Группа:

Педагог:

Период:







Ф.И. учащегося

Умение правильно держать карандаш и ручку

Умение работать с ножницами, клеем и др. инструментом.

Умение ориенти роваться на листе бумаги

Ориентиро вание в пространст ве

Умение писать письменные элементы букв

Умение выполнять задание по инструкции

Умение работать в паре и в группе






























Шкала оценок

0 баллов – не выполнил задание

1 балл – при выполнении задания испытывает значительные трудности

2 балла – выполнил задание с небольшими затруднениями

3 балла – правильно выполнил задание

Уровни: ниже нижнего – от 0 до 0,9; низкий – от 1 до 1,9; средний – от 2 до 2,5; высокий – от 2,6 до 3













Приложение 2.

Методика отслеживания метапредметных и личностных результатов учащихся

(на основе авторской методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.)


п/п

ФИО уч-ся

Результаты

Оцениваемые параметры

Критерии оценки

Степень выраженности оцениваемого критерия

Оценка

Методы диагностики

1


Метапредметные

Мелкая моторика рук

Способность штриховать, раскрашивать, обводить, не выходя за границы.

Самостоятельно штрихует, раскрашивает, обводит, не выходя за границы, без затруднений

отлично

наблюдение

Самостоятельно штрихует, раскрашивает, обводит, немного выходя за границы

хорошо

Испытывает затруднения при выполнении заданий на штриховку, раскрашивание, обведение, нуждается в помощи педагога

удовлетворительно

Речь

Чёткое произношение звуков, способность точно выражать свои мысли, задавать вопросы

Чётко произносит все звуки, способен точно выражать свои мысли, формулировать вопросы

отлично

наблюдение

Затрудняется в произношении 1 звука, способен точно выражать свои мысли, формулировать вопросы

хорошо

Затрудняется в произношении 2 и более звуков, не всегда точно выражает свои мысли, формулирует вопросы

удовлетворительно

Память

Способность запоминать правила написания букв и буквосочетаний

Способен запомнить 80-100 % материала на занятии

отлично

наблюдение

Способен запомнить 70-80 % материала на занятии

хорошо

Способен запомнить менее 70% материала на занятии

удовлетворительно

Личностные

Дисциплина

Способность контролировать поведение на занятии

Не нарушает правила поведения на занятии, служит примером для других уч-ся

отлично

наблюдение

Может нарушить правила поведения на занятии, но незамедлительно реагирует на замечание педагога

хорошо

Требуется постоянный контроль со стороны педагога

удовлетворительно

Самоконтроль

Умение самостоятельно контролировать выполнение заданий

Самостоятельно контролирует процесс выполнения заданий без помощи педагога

отлично

наблюдение

Самостоятельно контролирует процесс выполнения заданий, изредка прибегая к помощи педагога

хорошо

Выполняет задания только при помощи педагога

удовлетворительно

Терпение

Способность выдерживать нагрузку в течение определённого времени

Терпения хватает на всё занятие

отлично

наблюдение

Терпения хватает более, чем на половину занятия

хорошо

Терпения хватает менее, чем на половину занятия

удовлетворительно


Примечание. Данные, согласно методическим рекомендациям, вносятся в диагностическую карту


Диагностическая карта

п/п

ФИО уч-ся

Оцениваемые параметры

Метапредметные

Личностные

Мелкая моторика рук

Речь

Память

Дисциплина

Самоконтроль

Терпение

1














2














3














4














5














6














Приложение 3


Примеры оценочных материалов

Задание 1. Обведи по пунктиру

t1702535441aa.jpg


Задание 2.

t1702535441ab.jpg


Задание 3. Напиши правильно буквы, буквосочетания, слова:

t1702535441ac.jpg


Задание 4. Спиши текст каллиграфическим почерком.t1702535441ad.jpg

t1702535441ae.jpgt1702535441af.jpg

t1702535441ag.jpg

Примечание.

В приложении представлены образцы контрольных заданий, которые могут комбинироваться, или могут быть изменены на аналогичные в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Количество предлагаемых учащемуся  заданий может варьироваться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, но не менее 2.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ценный и содержательный ресурс!

14 December 2023

Спасибо большое

15 December 2023

Похожие публикации