Картотека подвижных игр, младшая группа.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
1. Найди флажок (ходьба, бег).
Дети (6-8 человек) сидят на траве или стульях. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей) в разных местах.
«Пора искать флажки, - говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто находит, возвращается на свое место. Когда все дети найдут флажки, они встают друг за другом и идут вдоль площадки. Впереди идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места», - дети садятся на стулья, и игра начинается снова.
Методические указания: воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок. Хорошо эту игру проводить на улице.
2. Пойдем гулять (ходьба, бег).
Дети сидят на стульях, расставленных по краям площадки. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и зовет его с собой погулять. Названный ребенок становится за воспитателем. Следующий встает за первым и т.д. Воспитатель собирает 6-8 человек и один-два раза обходит с ними площадку. По сигналу «Домой!» - дети бегут на свои места. Воспитатель подходит к другим детям, и игра продолжается.
3. Найди свой домик (ходьба, бег).
Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдемте гулять», - говорит воспитатель. Дети расходятся по площадке группками, в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «Домой!» - все бегут обратно в свой домик.
Игра повторяется 3-4 раза.
Методические указания: если на первых порах дети недостаточно ориентируются в пространстве можно разрешить садиться на любой стульчик, а уже потом вводить правило занимать только свой домик.
Вариант игры. Вместо индивидуального домика – стула можно предложить детям устроить коллективные домики в разных местах зала и собираться там по 4-6 человек. По сигналу «Домой!» - дети бегут в свои домики.
4. Найди свой цвет (ходьба, бег).
Дети получают флажки трех-четырех цветов – зеленые, желтые, синие – и группируются в разных местах площадки. В каждом месте воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, синий, желтый).
По сигналу воспитателя: «Идите гулять» - дети расходятся по площадке группами или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой цвет» - дети бегут к флажку соответствующего цвета.
5. Мыши и кот (ходьба, бег).
Дети-мыши сидят в норках – на стульях или скамейках, поставленных вдоль площадки. В одном из углов площадки сидит кошка, роль которой выполняет воспитатель.
Кошка засыпает, и только тогда мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо). После того, как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает. Игра повторяется.
Методические указания: воспитатель в игре может использовать игрушечную кошку, одеваемую на руку.
6. Поезд (ходьба, бег).
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый стоящий в колонне – паровоз, остальные – вагоны.
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, а затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции, - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Методические указания: воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время он сам ведет колонну, а затем ставит впереди более активного ребенка.
Вариант игры. Когда дети хорошо освоят игру, то есть движение друг за другом, можно ввести усложнение – после остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место и строятся в колонну.
Методические указания: вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне – находить свой вагон. Во второй половине года рекомендуется использовать в игре пособия, например, когда поезд пойдет по мосту (по гимнастической скамейке или по доске, между двумя рейками, начерченными линиями, проложенными шнурами и т.д.)
7. Пузырь (ходьба, бег).
Дети вплотную стоят в кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Полетели пузыри», дети разбегаются по площадке, а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!». Затем воспитатель снова предлагает детям встать в круг, игра возобновляется.
Игру можно повторить 3-4 раза.
8. Скворечники (ходьба, бег).
На площадке чертятся кружки: на один меньше числа играющих. Это – скворечники.
Все дети – скворцы. Они свободно бегают – летают по площадке. На сигнал «По домам» - все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз.
Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.
9. Воробышки и кот (прыжки).
Дети стоят вдоль сторон площадки на скамеечках, на больших кубах (высота 15-20 см). Это – воробышки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка, роль которой исполняет один из детей. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т.е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей площадке. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонят воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.
10. Поймай комара (прыжки).
Играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной 1-1,5 м с привязанным на шнуре длиной 0,5 м картонным комаром. Воспитатель обводит прутом (кружит комара) немного выше голов играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит прутом круг.
Методические указания: перед каждым повторением игры воспитатель должен напомнить, чтобы дети отступили на 1-2 шага назад, т.к. они немного сужают круг при подпрыгивании. Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Вариант игры. Если группа играющих небольшая, то воспитатель может бежать впереди, держа прут с картонным комаром, а дети будут его догонять.
11. Лягушки (прыжки).
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группа детей располагается по краю круга, остальные дети садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в болотце – перепрыгивают через черту – и присаживаются на корточки.
При повторении игры дети меняются ролями.
11. Через ручеек (прыжки).
К игре привлекается группа детей 6-8 человек.
На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой – это ручеек.
Играющие стоят у черты – на берегу ручейка, они должны его перейти по камешкам (четко начерченным кружкам) не намочив ног. Расстояние между кружками должно быть таким, чтобы дети могли перепрыгивать с одного на другой. Одновременно переходят через ручеек 2-3 ребенка, остальные вместе с воспитателем наблюдают за ними. Те, кто оступились, намочили ноги – идут сушить их на солнышко, выбывают из игры. Затем они снова включаются в игру. Воспитатель их всячески поощряет.
12. Кони (прыжки).
Дети изображают коней. Воспитатель собирает их в одном конце площадки и читает стихотворение:
Гоп-гоп-гоп! Ты скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро
Через реки, через горы,
Все в галоп, галоп! Гоп-гоп-гоп!
С последними словами дети подпрыгивают, продвигаясь вперед. По сигналу воспитателя: «Домой» - спокойно возвращаются на место. Воспитатель повторяет текст, и кони снова скачут по всей площадке.
Методические указания: следует строго следить, чтобы дети не двигались с места, пока воспитатель не закончит все стихотворение.
13. Катание шаров (метание, бросание, ловля).
Воспитатель показывает детям набор цветных шаров и лоточек, дает детям возможность не только посмотреть, но и потрогать шары, просит назвать цвета. После этого воспитатель показывает, как скатывать шары, а затем подзывает поочередно детей и предлагает им прокатить по одному-два шара. Ребенок, скативший шары, сам бежит за ними и кладет их в ящик или корзину.
При повторении игры воспитатель может фиксировать внимание детей на цвете шара. Например, сам прокатывает красный шар и предлагает ребенку прокатить такой же. Или дает задание прокатить 2-3 шара в последовательности (красный, желтый, зеленый), каждый раз называя цвета. Задания можно варьировать.
14. Лови мяч (метание, бросание, ловля).
Воспитатель берет яркий большой мяч и предлагает двум-трем детям поиграть с ним. Дети встают напротив воспитателя на расстоянии 100-150 см. Воспитатель поочередно бросает мяч и говорит: «Лови». Дети бросают мяч обратно воспитателю.
15. Мяч в кругу (метание, бросание, ловля).
Дети садятся на пол по кругу и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает детям, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Игра проходит живее с группой в 8-10 человек.
16. Прокати в воротики (метание, бросание, ловля).
Воспитатель предлагает поиграть с мячами или разноцветными шарами и проводит черту, за которой собираются привлеченные к игре дети. На расстоянии 1,5 – 2 м от черты устанавливаются воротики. Раздав детям по одному мячу, воспитатель предлагает каждому прокатить его через воротики. Ребенок, прокативший мяч, бежит за ним и возвращается за черту.
Методические указания: в игре принимают участие 5-6 детей. Группы играющих могут сменяться; тем, кто уже прокатил мяч 2-3 раза, воспитатель предлагает отдохнуть, посмотреть, как будут прокатывать остальные дети.
17. Забрось мяч в корзину (целься вернее) (метание, бросание, ловля).
Дети встают в круг. Каждый ребенок держит в руке маленький мяч. В центре круга стоит большая корзина (расстояние от цели до детей не более 2 – 2,5 метров). По сигналу воспитателя дети бросают мячи в корзину, затем достают их и возвращаются на свое место. Если ребенок не попадает в цель, он поднимает мяч с земли и тоже встает в круг.
В игре одновременно участвуют 8 – 10 человек.
18. Кегли (метание, бросание, ловля).
В игре используют пластмассовые кегли. Их устанавливают с интервалами 10 – 15 см друг от друга.
Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1 – 1,5м.
Методические указания: воспитатель отмечает, кто из детей попадет в кегли; помогает тем, кому это не удается, не фиксируя внимание на проигрыше.
19. Докати мяч (метание, бросание, ловля).
Детям даются разноцветные мячи или шары небольшого диаметра (6 – 8 см) и предлагается катить их Джо флажка (линий), находящегося на небольшом расстоянии от детей.
Методические указания: воспитатель отмечает тех, кто хорошо докатывает мяч, поощряет тех, кто не справился с заданием, дает возможность прокатить мяч еще раз. Когда дети прокатят мячи по несколько раз, воспитатель предлагает собрать их все в корзину.
20. Прокати обруч (метание, бросание, ловля).
Трое – четверо детей становятся лицом к воспитателю на расстоянии 1,5 – 2 м. Воспитатель катит обруч поочередно к каждому ребенку, тот ловит его и катит обратно к воспитателю.
Когда дети научатся хорошо катать обруч, они смогут играть друг с другом самостоятельно.
21. Прокати шарик к своему флажку (метание, бросание, ловля).
На одной стороне площадки проводится черта, за которой стоят дети. На противоположной стороне на расстоянии 1 – 1,5 м ставятся флажки, разные по цвету.
Воспитатель раздает детям шарики двух-трех цветов, соответствующие цвету флажков. Затем предлагает посмотреть, какого цвета у каждого шар, встать напротив флажков того же цвета и прокатить к нему шар. Когда все дети прокатят шары, воспитатель просит их сложить в корзинку, а затем снова раздает их детям. Игра повторяется.
22. Наседка и цыплята (лазание).
Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку.
На одной стороне площадки отгорожено место – это дом (веревка с нанизанными на нее флажками натягивается между стойками на высоте 40 – 50 см). В доме помещается наседка с цыплятами.
Наседка направляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
После того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке, воспитатель говорит: «Большая птица!» Все цыплята бегут домой.
Игра повторяется несколько раз.
23. Птички в гнездышках (лазание).
В разных концах площадки устраиваются 3-4 гнезда. Дети-птицы размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивание через препятствие) и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленкам (клюют корм). После этого еще немного бегают, а потом воспитатель говорит: «Птички в гнезда». Дети бегут и, снова перешагивая через препятствия, занимают места в гнездышках.
Игра повторяется 4-5 раз. При повторении можно внести дополнительное движение, например, предложить сначала выпрыгнуть из круга на двух ногах, а заетм уже лететь.
24. Мыши в кладовой (лазание).
Дети-мыши сидят в норках – на стульях или скамейках, поставленными по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки натянута веревка высотой 40 – 50 см. Это – кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка, роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем – дети.
Кошка засыпает, а мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются, как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.
Методические указания: во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: пойманные мыши пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), а при последующем повторении снова играют.
25. Птица и птенчики (с разнообразными движениями).
Воспитатель приглашает детей играть и объясняет: «Я буду птица, а вы – мои птенчики», Она чертит большой круг и говорит: «Вот такое большое у птицы гнездо! Заходите в него!»
Дети входят в круг и присаживаются на корточки. Воспитатель дает сигнал: «Полетели, полетели за кормом». Птенцы выпрыгивают из гнезда и летают по всей площадке, птица-мать летает вместе с ними. Затем она говорит: «Полетели домой». Птенцы летят домой.
Игра повторяется несколько раз по усмотрению воспитателя.
26. Береги предмет (с разнообразными движениями).
Играющие образуют круг. Они стоят несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребенка лежит кубик. Один ребенок – водящий находится в середине круга. Водящий старается взять то у одного, то у другого ребенка кубик. Желая уберечь его, играющий, к которому устремляется водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает. Ребенок, не защитивший свой кубик, выходит из круга, он временно не участвует в игре.
Когда водящему удается взять кубик у двоих, троих играющих, назначается новый водящий. При перемене водящего дети, стоявшие за кругом, возвращаются в круг, и игра повторяется.
27. По ровненькой дорожке… (с разнообразными движениями).
Дети сидят на стульях. Воспитатель предлагает им пойти погулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.
Воспитатель говорит:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В яму – бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам..» - прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку - бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы!» - говорит воспитатель, и дети поднимаются. воспитатель повторяет стихотворение.
После двух-трех повторений Воспитатель произносит такой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот и наш дом –
Там мы живем.
По окончании текста дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.
Методические указания: воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз. Воспитатель вначале сам идет впереди колонны. Потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовал темпу, в котором произносится стихотворение.
28. Мы топаем ногами (с разнообразными движениями).
Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая детям возможность сделать то, о чем говориться в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг. Далее они продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Затем игра повторяется.
29. Соберем матрешку (яйцо, бочонок) (на развитие мышц кисти руки и пальцев).
Для игры детям дают разнообразные игрушки-вкладыши и предлагают составить из двух половинок целую, а затем вложить одну игрушку в другую.
Вначале воспитатель показывает, как сложить половинки простых предметов, например, шара или яйца, а затем уже дает и образные игрушки: матрешки и др. В этом случае требуется не только подобрать половинки по размеру, но и соединить их так, чтобы совпадал контур рук, рисунок одежды и пр.
Эти игры следует проводить с небольшой группой детей (4 – 5 человек), поскольку мышцы рук ребенка развиты еще слабо и малыши нуждаются в помощи взрослого.
30. Передача шаров (на развитие мышц кисти руки и пальцев).
Дети сидят на стульчиках кружком. Воспитатель дает двум рядом сидящим детям по шарику и предлагает передавать их (один вправо, другой влево). Когда шары встретятся, дети их ударяют друг о друга со словом «стукнулись», затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают: «Побежали, побежали…» Прибежав к своим стульчикам, дети говорят: «Встретились» - и отдают шары воспитателю. Он передает их другим детям, и игра повторяется.
31. Первый верстак (на развитие мышц кисти руки и пальцев).
В набор входит основание, четыре ножки, гайки разнообразной формы, соответствующие ключи для них, гвозди, а также молоток-гвоздодер.
Воспитатель, подозвав двух-трех детей, собирает верстак, т.е. устанавливает его на ножки и закрепляет гайки. Далее он показывает детям гайки, ключи и пр. и объясняет, как действовать ими. После этого дети пробуют сделать все сами. Воспитатель наблюдает, как они завинчивают и отвинчивают гайки, подбирая ключи соответствующей формы, забивают гвозди молотком, и вытаскивают их с помощью гвоздодера. В случае необходимости воспитатель помогает детям.
Когда дети овладеют всеми этими навыками, они могут играть самостоятельно.