Статья на тему: «Кейс-метод-эффективный метод повышения учебно-воспитательного процесса и успешного внедрения ФГОС»
Статья на тему: «Кейс-метод-эффективный метод повышения учебно-воспитательного процесса и успешного внедрения ФГОС
Историческая справка
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении.
И познакомимся с методами кейс – технологии.
casus (лат.)-запутанный необычный случай;
case (анг.)- портфель, чемоданчик
Кейс - метод ,как понимаем? Работа с кейсами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал.
Очень важно, что цель кейс – метода направлена на достижении практического результата, т.е. кейсы используются с целью, позволяющей что-то узнать, выполнить, открыть что-то новое.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН «КЕЙС»?
- развивает у детей сенсорные способности;
- умение классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы;
- развивает навыки коммуникативного взаимодействия,
социальные жизненные компетенции
Создание кейса - это увлекательный, но трудоемкий процесс. На каждом этапе педагогу и обучающимся отводится определенное действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс.
Педагог делит детей на группы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс.
На уроках с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. Участники в группах выбирают «модератора», координирующего работу. Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы.
При использовании кейсов на уроках нужно придерживаться следующих основных этапов:
Этап 1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Этап II. Выделение основной проблемы.
Этап III. Предложение тем для мозгового штурма.
Этап IV. Анализ последствий принятия того или иного решения.
Разнообразие форм кейсов
Педагогу, освоившему работу с кейсовым обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажными материалами. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и видеокейсов (фрагментов фильмов к примеру), видеоклипов или мультфильмов) с зачитываемыми и воспроизводимыми на слух.
I.Применение кейс-технологии на уроке русского языка :
Учитель готовит кейсы. Разбивает класс на группы 2-3 человека. Помогает организовать работу в группах.
Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»
1. Как правильно написать слово «зв..зда»?
2. Какую проблему обнаружили?
3. Каков алгоритм твоих действий? (пронумеруй)
Ставлю ударение
Выделяю в слове корень
Подбираю проверочное слово (как?)
4. Приведи примеры на это правило
5. Сформулируй правило, сверь его с учебником.
6. Как схематически можно представить это правило?
ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ
- практический кейс (жизненные ситуации);
- обучающий кейс (учебные условные ситуации);
- научно - исследовательский кейс (создание моделей ситуации)
Включая школьников в работу с кейсами, важно сориентировать их на то, что задания могут быть абсолютно разными по объему: от ситуаций. Разумеется, нужна подготовка учащихся к новому для них виду деятельности, не «запугать» их.
Основная задача учителя в данном случае — не подсказать обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!
Конечно, подготовка кейсов требует от учителя недюжинных творческих способностей и наличия свободного времени. Однако плюсы от использования кейсового обучения с лихвой компенсируют эти затраты: дети станут более самостоятельными, им будет легче освоить школьный материал, а, самое главное, взрослая жизнь уже не будет им казаться такой сложной и оторванной от того, чему учили в Школе!
Метод инцидентов.
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Метод разбора деловой корреспонденции
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс-стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Виды кейсов
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча: в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверен, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь.