КИМ по русскому языку для подготовки к ГИА
Задание 2
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Русская береза (предложение 1)
2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)
3) Берёза — дерево (предложение 3)
4) Вспоминаешь (предложение 4)
5) Обнимаешь дерево (предложение 5)
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное назывное.
2) В предложении 2 дополнения столько понятий и столько образов и сравнений являются однородными.
3) Предложение 3 с придаточным определительным.
4) Предложение 4 осложнено обособленным определением и обособленным обстоятельством.
5) В предложении 5 две грамматические основы.
Задание 4
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами.
2) Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии.
3) Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом.
4) Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре.
5) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно.
Задание 5
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.
Задание 6
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) О ПЛЕМЕНИ — в окончании формы дательного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква Е.
2) ПРЕРВАТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
3) РУЖЬЕЦО — в суффиксе имени существительного после Ц под ударением пишется буква О.
4) ЗДАНИЕ — в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.
5) НЕУВЯДАЕМЫЙ — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
Задание 7
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Когда бы я н(1).. пр(2)..езжал в Михайловское, встреча с ним пр(3)..носила мне радость. Н(4)..где бол(5)..е я не чувствую себя так спокойно. Я не могу н(6).. возвращаться сюда: здесь я ч(7)..рпаю эн(8)..ргию и ощущаю красоту жизн(9)...
Задание 8
Раскройте скобки и запишите слово «триста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В этом году по льготной цене было продано около (триста) путёвок.
Задание 9
Замените словосочетание «папина авторучка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
Задание 10
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Динка не ожидала увидеть в хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.
2) На портрете была изображена женщина, удивительно похожая на Иоську.
3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.
4) Динку поразила изысканность платья женщины на портрете.
5) Яков Ильич и Иоська жили в старой хате на краю обрыва.
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
5) Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила: — Сыграйте, Яков Ильич.
Задание 12
Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас.
Задание 13
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).
13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт людям настоящее искусство?». Дайте определение выражению НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Волкова Надежда Павловна