12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Власова72
Россия, Иркутская обл., город Байкальск

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области‌‌

Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района


‌​МБОУ "СОШ № 12 "


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель МО ________ Шевцова И.Н.

Протокол № 1 от 30.08.2023


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Губкина С.А.



УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "СОШ № 12

___________ Соломаха О.В.

Приказ № 291-од от 31.08.2023






ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

" Классная страна"









Адресат программы: 5-9 класс

Срок реализации: 1 год

Направленность: краеведение

Разработчик программы:

Учитель русского языка

Власова Людмила Михайловна









г. Байкальск, 2023 г.

2023-2024 учебный год


Пояснительная записка

«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»

Луций Анней Сенека (младший)


Внеурочная программа туристско-краеведческой направленности «Классная страна» имеет ознакомительный уровень и направлена на развитие образовательного туризма. Рассчитана на учащихся 5-9 классов. Срок обучения - 1 год.


Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время многие школы занимаются краеведческой работой. В Иркутской области большое внимание уделяется также развитию туризма.

Занятия по этой программе помогают учащимся познакомиться с основными видами экскурсионной деятельности, спецификой разработки экскурсий , приобщиться к поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, проведению экскурсий.

В ходе экскурсионно-краеведческой деятельности учащиеся знакомятся с основами вспомогательных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: нумизматикой, этнографией, геральдикой, археологией и т.д.

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места региона, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия , это и известные люди, гордость и слава Сибири.

Исходя из возрастных особенностей 5-9 классов, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Овладение практическими знаниями и умениями в области экскурсоведения и краеведения, даёт учащимся возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма, уважению к прошлому.


Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края, страны с учётом развития личности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.



Цели и задачи программы


Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края, страны.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Обучающие: ознакомление учащихся основами музеологии, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности.

2. Развивающие: формирование практических навыков комплексной работы с разными видами исторических источников; самостоятельных исследований; коммуникативно-речевых умений; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

3. Воспитательные: развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Формирование представлений о различных сторонах жизни области и населения, показ его сложный структуры.

2. повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины , своего рода, страны.

3. Освоение основ русской культуры, быта родного края.

Воспитательные:

1. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.

2. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.

3. Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.

4. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.

5. Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

6. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.

7. Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.

8. Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.

9. Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.

Развивающие:

1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции центра, детской библиотеки, конкурсы и т.д.

2. Развитие навыков общения, оформления творческих работ.

3. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

4. Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

5. Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Программа обучения рассчитана на школьников 5-9 классов.


Форма проведения занятий: малыми группами, индивидуально.

Методы и формы познавательной деятельности обучающихся

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; выставки; экскурсии; трудовые дела.

Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.


Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Занятия по программе «Классная страна » проходят 1 раз в неделю , всего 34 часов.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Классная страна»:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.



Учебно-тематический план.

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

«Область, в котором мы живём»

14

«Город, в котором я живу»

8

« Подготовка экскурсионных треков»

8

«Проведение экскурсий»

4



34



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА


РАЗДЕЛ I «Область, в котором мы живём» (14 часов)


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА 1. Ознакомление с направлением деятельности, целями и задачами на учебный год. Планируемое участие в конференциях, проектной деятельности.


ТЕМА 2. Трек «География». Географическое положение Иркутской области. Беседа. Формирование представление о территории области, Слюдянского района , Байкальска.


ТЕМА 3. Символика области и района. Определение географического положения области и района. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Составление кластера «Символика области».


ТЕМА 4. Трек «Экология» .Растительный и животный мир области. Знакомство с растительным и животным миром. Беседа на тему: «Лекарственные травы», «Красная книга растений и животных Слюдянского района», «Охрана природы района и области», «Природные достопримечательности». Экскурсия в лес.


ТЕМА 5. Трек «Культура» Сбор материала по теме «Область, район, город богаты талантами» Найти сведения об известных людях, связанных с нашей областью, районом, городом. Посещение выставок, представлений.

ТЕМА 6. Систематизация и обработка собранного материала о Подготовка творческой работы по треку. Составление карты экскурсионного маршрута.


РАЗДЕЛ II Трек «История» «Город, в котором я живу» (8 часов)


ТЕМА 7. История Байкальска. Изучение материалов музейного фонда, раскрывающих эту тему.


ТЕМА 8. Улицы города. Знакомство с музейными материалами, посвященными истории улиц и людям, проживающих на них.


ТЕМА 9. Систематизация и обработка собранного материала по треку «история» Занятие, посвящённое оформлению творческой работы.


ТЕМА 10. Памятники и мемориалы города, района. Изучение памятников.


ТЕМА 11. Систематизация и обработка собранного материала по теме «Памятники города, района». Экскурсии на объекты. Составление карты экскурсионного маршрута.


ТЕМА 12. Современная жизнь города : люди и занятия – экскурсия на объекты.


РАЗДЕЛ III « Подготовка экскурсионных треков» (8 часов)


ТЕМА 13. Подготовка экскурсии «История города Байкальска». Изучение и анализ фондов городского, школьного музеев. Знакомство с соответствующей литературой. Интервьюирование местных жителей – строителей города, их родственников. Подготовка на этой основе текста, экскурсий, карты.


РАЗДЕЛ IV «Проведение экскурсий» (4 часа)


ТЕМА 14. Проведение экскурсий «Моя малая родина» для учащихся начальных классов, 5-9 классов.


ТЕМА 15. Итоговое занятие.

Обобщение изученного за год, анализ работы, перспективное планирование , составление викторины для учащихся школы «Знай и люби свою малую Родину».


Формы аттестации и оценочные материалы

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Наблюдение –при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями.

4. Методы самооценки –тестирование.

5. Мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с интересными людьми , интервьюирование, игры по трекам , круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

7. Участие в конференциях, защита проектов по краеведению.

8. Организация и проведение экскурсии


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Количество часов

Вводное занятие

1

Географическое положение Иркутской области.

1

Формирование представление о территории области, Слюдянского района , Байкальска

1

Символика области и района

1

Составление кластера «Символика области».

1

Составление кластера «Символика района».

1

Красная книга растений и животных Слюдянского района

2

Травы- эндемики

1

Охрана природы района и области

1

Природные достопримечательности

1

Экскурсия в лес

1

Область, район, город богаты талантами

1

Посещение выставок, представлений

2

Подготовка творческой работы по треку «Культура»

1

Составление карты экскурсионного маршрута по треку «Культура».

2

История Байкальска

1

Улицы города

1

Занятие, посвящённое оформлению творческой работы.

1

Памятники и мемориалы города, района

2

Экскурсии на объекты. Составление карты экскурсионного маршрута.

1

Современная жизнь города : люди и занятия – экскурсия на объекты.

2

Подготовка экскурсий «История города Байкальска».

4

Проведение экскурсий «Моя малая родина» для учащихся начальных классов, 5-9 классов.

3

Итоговое занятие.

1



34



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Формы и методы, используемые в работе по программе


Методы:

1. Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция.

2. Наглядные: использование экспонатов музея, просмотр фотографий, схем.

3. Практические: экспедиции, исследовательская работа.

Формы: практические занятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы, экскурсии, занятия-исследования.


Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по программе:

1. Экспонаты городского, краеведческого , школьного музеев города, района.

2.Отчёты краеведческих экспедиций, походов.

3.Видеозаписи.

4.Карты, фотографии, альбомы

5. Материалы интернета.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Фонды музеев города, района .

2. Материалы периодической печати.

3. Материалы Интернет

4. Мылонов К.П. Историческое краеведение. М., 1989 г.

5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1.

6. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009.

7. Всероссийская программа Агентства стратегических инициатив по профориентации, самоопределению личности и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи с внедрением технологий создания программ путешествий в субъектах РФ «Классная страна»














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.