Классный час «Культура поведения в школе и дома» (3 класс)

11
0
Материал опубликован 15 February 2016 в группе

КГУ « Средняя школа-гимназия с.Алмалыбак с ДМЦ»

Алматинской области, Карасайского района

Учитель начальных классов Шамрай Л.Л

Внеклассное мероприятие. 3 класс

Тема: « Культура поведения в школе и дома»

Цель:

  1. создать условия для  ознакомления учащихся с правилами поведения в общественных местах;
  2. познакомить с правилами этикета.


 

1.Орг.момент

-Что значит быть «культурным» человеком?

-Считаете ли вы себя культурными людьми?

- Культура поведения… культура речи….

Этот человек культурный, а тот некультурный….

-Что же такое «культура»?

Авторы книги « Язык и культура» утверждают, что сегодня в научной литературе определений понятия « культура» более 200!

В понятие культуры поведения входят: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта; эстетические свойства ( внешний вид, мимика, жесты)

Анкетирование детей.

Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-» .

-громко кричать

-драться

-перебивать в разговоре другого человека

-писывать из чужой тетради во время контрольной

-задавать неуместные вопросы

-свистеть

-ругаться

-жадничать

-сплетничать

- ябедничать

-врать

-навязываться в друзья

-не обращать внимания, если кого-то обижают.

- молчать, если кто-то совершил плохой поступок,

- приставать к людям с расспросами.

- завидовать кому-то,

- жаловаться на кого-бы то ни было,

- быть равнодушным к чужой беде

Ключи:

от 0-2: ты культурный и воспитанный человек;

от 2-5: ты знаешь правила поведения, но не всегда ими пользуешься;

от 5 и больше : очень плохо, ты как первобытный человек, только начинаешь приобщаться к культуре.

3.Ситуации для дискуссии

Ситуация № 1

Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец, наступило время еды. Все ребята расположились на поляне. Разложили еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом….

Ситуация № 2

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки……

Ситуация № 3

Класс едет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему.

Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же возникает у киоска толпа, каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат свою учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли падают на одежду пассажиров….

(дети комментируют свое отношение к прочитанному)

Вывод-пожелание: чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни- надо уметь жить среди людей, вежливо и деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Ну, а чтобы вы хорошенько запомнили то, о чем вы говорили, прочитайте правила поведения.

«Не» А.Маркуша

Пожалуйста, познакомьтесь с этими « НЕ» повнимательнее. Это вам пригодится.

Не спеши первым сесть за стол

Не разговаривай во время еды

Не забывай закрывать рот, когда жуешь

Не чавкай

Не рвись первым выскакивать в двери

Не перебивай говорящего

Не кричи, не повышай голос, если перед тобой не глухие

Не размахивай руками

Не показывай пальцем на кого бы то ни было

Не передразнивай говорящего, даже если он заика

Не садись раньше старшего без его разрешения

Не протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с тобой

Не забудь снять шапку, входя в дом

Не повторяй слишком часто « Я»

Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся « простите»

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул

Не чихай в пространство. Чихай в носовой платок

Не держи руки в карманах

Не причесывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство

Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно

Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими

Это элементарные правила, которые все знают самого раннего возраста. Давайте вспомним правила поведения в школе и дополним этот список еще несколькими « НЕ»

(Работа в группах)

На задание отводится 5 минут, после этого заслушиваются ответы детей

Правила поведения мы с вами вспомнили, а теперь поговорим о вежливости.

Мы часто слышим: «Будь всегда вежливым!» « Как это невежливо!» « Он хороший человек, вежливый»

-Что это значит? И почему вежливым необходимо быть? (ответы детей)

 

Инсценировка рассказа «Школа вежливости» автор М.Корейс и Д.Фолл

Вопросы:

- Почему авторы считают и Лизу, и Петю неправыми? За что их можно осуждать?

Сделайте вывод: что же такое вежливость? (работают в группах)

Заслушиваем ответы детей. Учитель обобщает все сказанное детьми:

Вежливость- это проявление уважения. Это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. Такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление- речевой этикет-неотъемлемый элемент вежливости.

 

Учащиеся читают стихотворение (наизусть) С.Маршака Ежели вы вежливы

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду.

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме.

И помощь ей предложите

Без просьбы-то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

 

Работа в группах.

Ребята. Мы много говорили сегодня о культуре поведения, о вежливости. Я думаю, после этого вы легко справитесь со следующим заданием: продолжите предложение:

Добрый человек, это тот, который….

Злой человек, это тот, который

Честный человек, это тот, который

Правдивый человек, это тот, который

Жестокий человек, это тот, который

Грубый человек, это тот, который

 

Игра «Слова»

На доске слова: добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, грубый, злой, непоседливый, тихий, крикливый, вежливый, ласковый, любознательный, культурный, аккуратный, общительный.

Задание: из данных слов выбери 10, которые раскрывают ваш характер, ваше поведение. Запишите их на листочках. Еще раз перечитайте написанное вами, и отдайте мне пять листочков, которые вам не жалко. Из оставшихся пяти, выбери еще два, которые вам не нужны, из оставшихся трех, отдай еще два, а себе оставь самое нужное. После этого ребята зачитывают то, что у них осталось.

 

Обобщение. Анкета « Воспитанные вы сын или дочь?»

Я думаю, что наш классный час, многое сегодня расставил по местам, и то чего мы с вами не знали, или просто не выполняли, мы исправим.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает семья. Вот мы и посмотрим, чему вас учили дома. (если вы согласны с моим утверждением, ставьте « +», если нет « -».

Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным?

Бывают случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров и т.д), а ты уходишь на улицу или в кино « чтобы не крутиться под ногами»?

Осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения своих родителей, бабушки, дедушки, братьев и сестер?

Свои нужды (купить мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу?

Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу « от себя», по своей инициативе (например, тебя попросили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок?)

Мама угощает тебя апельсинами, конфетами, всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

Родители собираются в кино или в гости. Выражаешь ли ты им свое нежелание остаться дома или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом?

У вас дома гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, а не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

вывод: если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны быть такими:

+--++++---

Если картина получилась совсем поивоположная, дело вполне еще можно исправить.

 

Список использованной литературы:

  1. Н.И Формановская « Вы сказали: « Здравствуйте!» М.1987г
  2. Короб чудес (внеклассные мероприяти) Чебоксары , 1997 г
  3. О.С.Богданова. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.1982г
  4. Н.И.Дереклеева Родительские собрания. М.2002
  5. Н.И.Дереклеева справочник классного руководителя М.2004
  6. Т.А. Ладыженская речевые уроки 3 класс.М.1999
  7. Т.А.Ладыженская детская риторика 1-4 класс М.1996
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.