Классный час «блокада Ленинграда»
Тема: «Блокада Ленинграда»
Цель:
- воспитание гражданско-патриотических чувств студентов, уважение и гордость за тех, кто отстоял Ленинград, чьи подвиги служат примером для молодого поколения.
Задачи:
- формирование гражданской активности, развитие интереса обучающихся к историческим событиям Великой Отечественной войны, боевому прошлому страны.
Форма проведения мероприятия: Урок мужества.
Методы проводимого мероприятия: музыкальное сопровождение, рассказ ведущего, чтение стихов, показ слайдовой презентации, показ видеофильма «Блокада Ленинграда», выступление ветерана Вов.
Участники мероприятия: обучающие группы МЖКХ-22, гости.
Место проведения: кабинет №9.
Оборудование:
ПК;
Проектор – мультимедиа;
Стол, на столе развернутая книга «Героическим защитникам Ленинграда посвящается», цветы.
Трибуна для ведущего.
Ход мероприятия:
СЛАЙД 1
Ведущий: 27 января в нашей стране отмечается День воинской славы – День снятия блокады Ленинграда. Наш классный час посвящен этой дате, 70 лет прошло с того дня когда в ознаменовании окончательного снятия блокады Ленинграда (ныне это город Санкт-Петербург) длившейся 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года был дан праздничный салют. Сегодня к нам на классный час приглашены гости, разрешите представить их:
1. Ветеран ВОВ - Шайдуров А.А.
2. Председатель совета ветеранов ВОВ – Кальницкая Л.И.
3. Председатель совета ветеранов труда – Дудко Л.И.
СЛАЙД 2 (Показ видеоролика «Блокада Ленинграда»)
Чтец 1: Чего бы нам пророки ни вещали,
Ни перед кем мы не были в долгу.
Исполнили, как деды завещали,-
Мы Ленинград не отдали врагу!
Легенды снова сделали мы былью,
А враг наш был смертелен, но не нов,
Мы первые его остановили
В Европе, потрясенной до основ. (Николай Тихонов)
СЛАЙД 3
Ведущий: Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР - плана «Барбаросса» ,где Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3-4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»).
К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.
Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган - всего не менее 30 миллионов человек.
СЛАЙД 4
Ведущий: Летом 1941 года к Ленинграду устремились десятки вражеских дивизий. Овладение Ленинградом преследовало цель – уничтожить крупный промышленный, политический и военный центр. Ликвидация Балтийского флота и соединение фашистских войск с белофиннами на Карельском перешейке. Захват Ленинграда имел в глазах гитлеровцев и огромное морально-политическое значение.
СЛАЙД 5
Ведущий: Падение Ленинграда – колыбели трех революций, крупного, индустриального, научного и культурного центра СССР должно было предшествовать взятию Москвы. Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта, но случилось так, что оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
СЛАЙД 6
Ведущий: Уже на второй день войны на улицах города висел плакат художника В. А. Серова «Наше дело правое! Победа будет за нами!»
СЛАЙД 7
Чтец 2: Итак, сводки с фронта:
- 4 июля части вермахта вступили в Ленинградскую область.
- Уже 9 июля гитлеровцы захватили Псков, находящийся в 280 км.от Ленинграда и устремились к Луге. В первые 18 дней наступления на Ленинград 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров и форсировала реки Западная Двина и Великая.
СЛАЙД 8
Чтец 3: - 14-15 августа немцам удалось пробиться через заболоченную местность, обойдя лужский укрепрайон с запада и, форсировав у Большого Сабска реку Лугу, выйти на оперативный простор перед Ленинградом.
- 29 июня, перейдя границу, финская армия начала боевые действия на Карельском перешейке и уже 31 июля началось крупное финское наступление в направлении Ленинграда.
Немецкие войска под командованием Маннергейма начали наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов и продовольствия.
СЛАЙД 9
Чтец 4: По мере продвижения фашистских полчищ к Ленинграду началось сооружение оборонительных рубежей, Лужский оборонительный рубеж - это оборонительные сооружения протяжённостью 300 километров построенные руками ленинградцев, в большинстве своём женщинами и подростками помогли задержать немецкое наступление и подготовиться к встрече противника, использовав, в том числе, новейшие тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, только что выпущенные Кировским заводом.
СЛАЙД 10
Чтец 5: Но на Лужском рубеже заняли оборону 191-я и 177-я стрелковые дивизии, 1-я дивизия народного ополчения, 1-я горнострелковая бригада, курсанты Ленинградского Краснознаменного пехотного училища имени С. М. Кирова и Ленинградского стрелково-пулеметного училища... Здесь враг столкнулся с упорным сопротивлением. Днем и ночью не утихали горячие бои. Город стал фронтом.
СЛАЙД 11
Ведущий: Для защиты Ленинграда к городу подошёл Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра корабельной артиллерии. Небо города защищал 2-й корпус ПВО.
СЛАЙД 12
Ведущий: Именно 4 сентября 1941 года город Ленинград подвергается первым артиллерийским обстрелам.
СЛАЙД 13, 14
Ведущий: Так было каждый день. Враг бил по жилым домам, по школам, по детским садам убивая мирных жителей, не щадя женщин, стариков, детей.
СЛАЙД 15
Ведущий: В окружение попало 2 миллиона 544 тысячи гражданского населения города, 400 – дети, 344 тысячи – жители пригородных районов и войска, защищавшие Ленинград.
СЛАЙД 16
Ведущий: Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры и музеи.
СЛАЙД 17
Чтец 1:Женщины заменили мужей и братьев.
СЛАЙД 18
Чтец 2: Дети пошли работать на заводы.
СЛАЙД 19
Чтец 3: Суровым испытанием стала – зима.
СЛАЙД 20
Ведущий: Дома не отапливались, в квартирах появились железные печурки- «буржуйки», которые можно было топить дровами, бумагой,сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги.
СЛАЙД 21
Ведущий: Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, кошек, собак. Из домашних аптечек выбирали все, что можно было применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.
СЛАЙД 22
Чтец 4: В городе были введены продовольственные карточки.
СЛАЙД 23, 24
Чтец 5: Люди от голода и холода умирали прямо на улицах.
СЛАЙД 25
Чтец 1: От голода и холода в Ленинграде погибло свыше 640 тысяч жителей.
СЛАЙД 26
Ведущий: Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду ладожского озера, помогла выжить людям.
СЛАЙД 27 (Звучит песня «Ладога»)
СЛАЙД 28, 29
Чтец 2: Потомок! Знай, в суровые года
Верны народу, долгу и отчизне.
Через торосы ладожского льда,
Мы вели сюда дорогу жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда. (Б. Кежун)
СЛАЙД 30
Ведущий: Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года с наступлением войск Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного балтийского флота.
СЛАЙД 31
Ведущий: После 7-дневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.
СЛАЙД 32
Чтец 3: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди. (В.С.Рождественский)
СЛАЙД 33
Ведущий: За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание Город-герой.
Чтец 4: Чего бы нам пророки ни вещали,
Ни перед кем мы не были в долгу.
Исполнили, как деды завещали,-
Мы Ленинград не отдали врагу!
Легенды снова сделали мы былью,
А враг наш был смертелен, но не нов,
Мы первые его остановили
В Европе, потрясенной до основ. (Николай Тихонов)
(Выступление ветерана ВОв Шайдурова А.А.)
Ведущий:
«Опять война, опять блокада…
Быть может, нам о ней забыть?
Мне часто говорят: не надо,
Не надо память бередить.
Но для того, чтоб на планете
Не повторилось той войны,
Мне надо, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы».
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забывалась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна… ( Ю.Воронов)
Потамошнева Наталья Алексеевна