Классный час «История письменности Руси»
Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию.
Тема: «История письменности Руси»
Актуальность: В программе курсов «История России» и «Зарубежная история» изучению родной культуры отводится важное место. А Историко-культурный стандарт закрепляет тот необходимый багаж знаний, в том числе родной культуры, который необходимо знать обучающимся в рамках школьного курса истории.
Изучению родного языка все меньше уделяется внимания, и это становиться проблемой, так как подрастающее поколение теряет связь с историей нашей страны. В настоящее время, идет пропаганда иностранных культур, особенно важно знать свою культуру, историю и традиции. Поэтому необходимо обратить особое внимание на то, каким образом превратить изучение родной культуры в творческий и интересный процесс, дающий ученикам представление об истоках нашей культуры, связи времени и создания, повседневной жизни людей и влияние на эту жизнь того, что их окружает.
Роль и место воспитательного мероприятия: Тема мероприятия: «История письменности Руси» (обуславливается планом воспитательной работы школы и индивидуальным планом воспитательной работы);
Школа, класс: 6 класс, 12-13 лет
Цель мероприятия: Познакомить детей с историей славянской письменности с целью развития познавательного интереса к письменности Руси и ее культуры; Способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о славянской письменности и культуре Руси в целом; Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданственности.
Воспитательные задачи: Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные – осознавать уровень и качество усвоения материала.
Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и формулировать выводы; привлекать раннее изученный материал для решения познавательных задач.
Личностные: Развитие нравственного сознания; формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории.
Форма проведения: Час – путешествие (с использованием театрализованного представления)
Методы и Приемы: беседа за круглым столом
Методические ресурсы: Для учащихся была подобрана следующая литература:
- С.И. Ожегов «Толковый словарь»
- Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.
Оборудование: Оборудование, которое использовалось во время проведения: техническое оборудование: экран, проектор, компьютер, раздаточный материал (алфавиты), кисточки, альбомные листы, краски, презентация «История письменности Руси», костюмы (Кирилл и Мефодий), отрывок из летописи.
Основная часть
1)Тема мероприятия: «История письменности Руси» (обуславливается планом воспитательной работы школы и индивидуальным планом воспитательной работы);
2)В плане мероприятия планируются рассмотреть следующие вопросы:
- Что такое славянская письменность?
- Письменность на практике.
3) При подготовке к классному часу, я ознакомилась с научной и научно-популярной литературой по тематике мероприятия;
4) составление окончательного плана и сценария мероприятия; Для проведения мероприятия был составлен план с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса.
5) Для учащихся была подобрана следующая литература:
- С.И. Ожегов «Толковый словарь»
- Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.
6) Перед началом проведения мероприятия идет подготовительная работа (распределение ответственных за тот или иной вид работы среди учащихся, распределение ролей, помощь в оформлении и т.д.).
Особенности подготовки к мероприятию: главной задачей для меня было разработать сценарий мероприятия так, чтобы сначала вовлечь учащихся в мероприятия с помощью позитивного начала, чтобы учащиеся стали раскрепощены, а затем осветить историю развития русского алфавита и его значимость для истории нашей страны, давая детям новые знания и освежая уже имеющиеся.
Формирование новых знаний, умений и навыков у учащихся в процессе подготовки к проведению мероприятия: развивались такие ЗУНы, как: умение взаимодействовать, умение высказывать суждения, слушать друг друга, умение давать краткий ответ и др.
Для учащихся:
1) распределение ответственных за тот или иной вид работы;
2) изучение литературы, предложенной организаторами;
3) поиск литературы, как по заданию организатора, так и самостоятельно;
4) консультации с организатором по поводу подготовке к проведению мероприятия.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Здравствуйте. Давайте для начала создадим хорошее настроение себе и окружающим. Повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой. | Выполняют действие |
Сообщение темы и целей классного часа | Сегодня мы поговорим о: Славянской письменности Письменность на практике | |
Работа по теме классного часа | Послушайте, пожалуйста, выступление своих одноклассников про русскую письменность: Чтец: Вставай, народ, вздохни всей грудью, просветители Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Надежда, вера греет души. Наш путь тернистый – путь вперёд! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отечества живёт. Чтец: Пройдя под солнцем просвещенья Из дальней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла В славянстве будут жить века! Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии? Вы мыслите в правильном направлении. Сегодня мы с Вами будем говорить о письменности. 24 мая является Праздником славянской письменности. А вы знаете, что такое письменность? Письменность появилась очень давно. Но они совсем отличались от нашего письма. Было различные виды письма: узелковое, знаковое, рисуночное, клинописное и иероглифическое. Древнюю письменность мы называем пиктографией. Пиктография – буквально переводиться «нарисованный», то есть письмо в виде рисунка. А как вы думаете, пользуются ли люди пиктографией сегодня? Давным-давно люди не умели писать и читать, все знания люди передавали устно, это было чрезвычайно сложно – так как передаваемые знания искажались. Давайте сейчас с вами посмотрим маленький видеофрагмент о «глаголице» и «кириллице». https://www.youtube.com/watch?v=3aWO-zypPO4 Какой алфавит древнее? Сколько букв в кириллице? Сколько букв в глаголице? Кто создал славянскую письменность? Молодцы! А теперь приготовьте листочки, кисточки, представим, что это гусиные перья и краски (черные). Посмотри на слайд. Давайте сейчас познакомимся с алфавитом «глаголицы» и запишем пару букв на листочки: Теперь мы знаем алфавит древней Руси. Давайте попробуем их прочитать. С помощью алфавита – давайте расшифруем запись на листочках, которые лежат у Вас на партах. Вы просто умнички! Давайте сейчас посмотрим мини-сценку подготовленную Ваши одноклассниками: Мефодий: Мы были б не совсем точны, Коль не признали б истины. Что даже в древни времена Писали прежде письмена, Использовав не буквы, а значки. Кирилл: Священником я был и многое читал, Ведь в храме я библиотекой управлял. А книги все на греческом писал. Нам предстояло трудный путь пройти, Ведь мы должны были перевести Все книги с греческого на славянский. Пришлось нам азбуку изобрести. Мефодий: Ее тогда кириллицей назвали — В честь брата моего так величали. Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков, Еще немного у евреев и армян. Чего недоставало, сам добавил. И от невежества славян избавил. Что вы узнали смотря постановку одноклассников? Вторая азбука — кириллица. По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытеснила глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского. Посмотри внимательно на слайд – это второй алфавит славянской письменности – кириллица. Давайте сейчас их прочитаем и попробуем написать свое имя на кириллице с помощью кисти и красок. У всех получается? А сейчас давайте попробуем прочитать древнерусский текст: Что нового вы узнали на занятии? | Отвечают: Азбука, учителя, Мефодия, Кирилл Заранее должны посмотреть в словаре Письменность - это система графических знаков, употребляемых для фиксации речи на письме. Отвечают: Да, сейчас люди пользуются пиктографией – дорожные знаки и т.д. Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы: Отвечают: Глаголица 43 40 Кирилл и Мефодий Дети выполняют задание Отвечают: 1.Вера; Учащиеся смотрят постановочную мини-сценку. Отвечают: Кирилл и Мефодий создали «кириллицу» Учащиеся отвечают «Да» Ответы детей. Учащиеся читают древнерусский текст (по цепочке) Ответы детей |
Заключительная часть. | Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других. Сейчас раздам Вам анкету – заполните анкету, пожалуйста | |
| Спасибо за внимание! | До свидания! |
Заключение
Благодаря летописям, книгам и рукописным сводкам, которые дошли до наших дней, мы можем вспомнить, откуда наши книги, библиотеки и школы, откуда произошло литературное богатство.
Школьники должны знать и помнить об истории своей страны. С помощью такого классного часа учащиеся не только включаться в процесс создания письменности и закрепят у себя в памяти полученные знания, но и еще больше начнут интересоваться историей своей страны, что служит здоровым гражданско-патриотическим воспитанием.
Используемая литература
1.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
2.Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.
3.Веденеева О.А., Савва Л. И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие - М.: Мир науки, 2016 - 140 с.
4. Видеоурок [электронный рeсурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3aWO-zypPO4
Литература, рекомендуемая для учителя:
1.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
2.Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.
3.Веденеева О.А., Савва Л. И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие - М.: Мир науки, 2016 - 140 с.
4.Видеоурок [электронный рeсурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=DSLWXqWr4AI
Литература, рекомендуемая для учащихся:
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
2. Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.