12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
raspopova.karina.9921

Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию.

Тема: «История письменности Руси»

Актуальность: В программе курсов «История России» и «Зарубежная история» изучению родной культуры отводится важное место. А Историко-культурный стандарт закрепляет тот необходимый багаж знаний, в том числе родной культуры, который необходимо знать обучающимся в рамках школьного курса истории.

Изучению родного языка все меньше уделяется внимания, и это становиться проблемой, так как подрастающее поколение теряет связь с историей нашей страны. В настоящее время, идет пропаганда иностранных культур, особенно важно знать свою культуру, историю и традиции. Поэтому необходимо обратить особое внимание на то, каким образом превратить изучение родной культуры в творческий и интересный процесс, дающий ученикам представление об истоках нашей культуры, связи времени и создания, повседневной жизни людей и влияние на эту жизнь того, что их окружает.

Роль и место воспитательного мероприятия: Тема мероприятия: «История письменности Руси» (обуславливается планом воспитательной работы школы и индивидуальным планом воспитательной работы);

Школа, класс: 6 класс, 12-13 лет

Цель мероприятия: Познакомить детей с историей славянской письменности с целью развития познавательного интереса к письменности Руси и ее культуры; Способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о славянской письменности и культуре Руси в целом; Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданственности.

Воспитательные задачи: Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные – осознавать уровень и качество усвоения материала.

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и формулировать выводы; привлекать раннее изученный материал для решения познавательных задач.

Личностные: Развитие нравственного сознания; формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории.

Форма проведения: Час – путешествие (с использованием театрализованного представления)

Методы и Приемы: беседа за круглым столом

Методические ресурсы: Для учащихся была подобрана следующая литература:

- С.И. Ожегов «Толковый словарь»

- Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.

Оборудование: Оборудование, которое использовалось во время проведения: техническое оборудование: экран, проектор, компьютер, раздаточный материал (алфавиты), кисточки, альбомные листы, краски, презентация «История письменности Руси», костюмы (Кирилл и Мефодий), отрывок из летописи.

Основная часть

1)Тема мероприятия: «История письменности Руси» (обуславливается планом воспитательной работы школы и индивидуальным планом воспитательной работы);

2)В плане мероприятия планируются рассмотреть следующие вопросы:

- Что такое славянская письменность?

- Письменность на практике.

3) При подготовке к классному часу, я ознакомилась с научной и научно-популярной литературой по тематике мероприятия;

4) составление окончательного плана и сценария мероприятия; Для проведения мероприятия был составлен план с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса.

5) Для учащихся была подобрана следующая литература:

- С.И. Ожегов «Толковый словарь»

- Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.

6) Перед началом проведения мероприятия идет подготовительная работа (распределение ответственных за тот или иной вид работы среди учащихся, распределение ролей, помощь в оформлении и т.д.).

Особенности подготовки к мероприятию: главной задачей для меня было разработать сценарий мероприятия так, чтобы сначала вовлечь учащихся в мероприятия с помощью позитивного начала, чтобы учащиеся стали раскрепощены, а затем осветить историю развития русского алфавита и его значимость для истории нашей страны, давая детям новые знания и освежая уже имеющиеся.

Формирование новых знаний, умений и навыков у учащихся в процессе подготовки к проведению мероприятия: развивались такие ЗУНы, как: умение взаимодействовать, умение высказывать суждения, слушать друг друга, умение давать краткий ответ и др.


Для учащихся:

1) распределение ответственных за тот или иной вид работы;

2) изучение литературы, предложенной организаторами;

3) поиск литературы, как по заданию организатора, так и самостоятельно;

4) консультации с организатором по поводу подготовке к проведению мероприятия.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Здравствуйте. Давайте для начала создадим хорошее настроение себе и окружающим. Повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

Выполняют действие

Сообщение темы и целей классного часа

Сегодня мы поговорим о:

Славянской письменности

Письменность на практике


Работа по теме классного часа


Послушайте, пожалуйста, выступление своих одноклассников про русскую письменность:

Чтец:

Вставай, народ, вздохни всей грудью, просветители

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.


Чтец:

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!


Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?



Вы мыслите в правильном направлении. Сегодня мы с Вами будем говорить о письменности. 24 мая является Праздником славянской письменности.

А вы знаете, что такое письменность?






Письменность появилась очень давно. Но они совсем отличались от нашего письма. Было различные виды письма: узелковое, знаковое, рисуночное, клинописное и иероглифическое. Древнюю письменность мы называем пиктографией. Пиктография – буквально переводиться «нарисованный», то есть письмо в виде рисунка. А как вы думаете, пользуются ли люди пиктографией сегодня?



Давным-давно люди не умели писать и читать, все знания люди передавали устно, это было чрезвычайно сложно – так как передаваемые знания искажались.


Давайте сейчас с вами посмотрим маленький видеофрагмент о «глаголице» и «кириллице».

https://www.youtube.com/watch?v=3aWO-zypPO4

Какой алфавит древнее?

Сколько букв в кириллице?

Сколько букв в глаголице?

Кто создал славянскую письменность?


Молодцы! А теперь приготовьте листочки, кисточки, представим, что это гусиные перья и краски (черные). Посмотри на слайд. Давайте сейчас познакомимся с алфавитом «глаголицы» и запишем пару букв на листочки:

t1696755641aa.jpg

Теперь мы знаем алфавит древней Руси. Давайте попробуем их прочитать. С помощью алфавита – давайте расшифруем запись на листочках, которые лежат у Вас на партах.


t1696755641ab.jpg



Вы просто умнички! Давайте сейчас посмотрим мини-сценку подготовленную Ваши одноклассниками:

Мефодий:

Мы были б не совсем точны,

Коль не признали б истины.

Что даже в древни времена

Писали прежде письмена,

Использовав не буквы, а значки.

Кирилл:

Священником я был и многое читал,

Ведь в храме я библиотекой управлял.

А книги все на греческом писал.

Нам предстояло трудный путь пройти,

Ведь мы должны были перевести

Все книги с греческого на славянский.

Пришлось нам азбуку изобрести.

Мефодий:

Ее тогда кириллицей назвали —

В честь брата моего так величали.

Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков,

Еще немного у евреев и армян.

Чего недоставало, сам добавил.

И от невежества славян избавил.


Что вы узнали смотря постановку одноклассников?



Вторая азбука — кириллица. По мере того как развивалась славянская письменность, кирил­лица вытеснила глаголицу и за­крепилась в качестве основы мно­гих славянских языков, в том чис­ле и русского.

Посмотри внимательно на слайд – это второй алфавит славянской письменности – кириллица.

t1696755641ac.jpg


Давайте сейчас их прочитаем и попробуем написать свое имя на кириллице с помощью кисти и красок.


У всех получается?


А сейчас давайте попробуем прочитать древнерусский текст:

t1696755641ad.jpg



Что нового вы узнали на занятии?

























Отвечают: Азбука, учителя, Мефодия, Кирилл





Заранее должны посмотреть в словаре

Письменность - это система графических знаков, употребляемых для фиксации речи на письме.











Отвечают: Да, сейчас люди пользуются пиктографией – дорожные знаки и т.д.







Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы:

Отвечают:

Глаголица

43

40

Кирилл и Мефодий



Дети выполняют задание


















Отвечают:

1.Вера;



Учащиеся смотрят постановочную мини-сценку.
























Отвечают: Кирилл и Мефодий создали «кириллицу»



















Учащиеся отвечают «Да»







Ответы детей.


Учащиеся читают древнерусский текст (по цепочке)


Ответы детей

Заключительная часть.

Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других.

Сейчас раздам Вам анкету – заполните анкету, пожалуйста
















Спасибо за внимание!


До свидания!


Заключение

Благодаря летописям, книгам и рукописным сводкам, которые дошли до наших дней, мы можем вспомнить, откуда наши книги, библиотеки и школы, откуда произошло литературное богатство.

Школьники должны знать и помнить об истории своей страны. С помощью такого классного часа учащиеся не только включаться в процесс создания письменности и закрепят у себя в памяти полученные знания, но и еще больше начнут интересоваться историей своей страны, что служит здоровым гражданско-патриотическим воспитанием.


Используемая литература


1.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

2.Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.

3.Веденеева О.А., Савва Л. И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие - М.: Мир науки, 2016 - 140 с.

4. Видеоурок [электронный рeсурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3aWO-zypPO4


Литература, рекомендуемая для учителя:

1.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

2.Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.

3.Веденеева О.А., Савва Л. И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие - М.: Мир науки, 2016 - 140 с.

4.Видеоурок [электронный рeсурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=DSLWXqWr4AI


Литература, рекомендуемая для учащихся:

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

2. Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой букварь Древнесловенской буквицы. – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.