Внеклассное мероприятие «Мемориальный комплекс "Хатынь"»

7
0
Материал опубликован 18 November 2016

Пояснительная записка к презентации

МОУ Бурмакинская СОШ №2


Внеклассное мероприятие «Мемориальный комплекс «Хатынь»


 

Автор: Брянцева Е.П.

Цели :

- расширить кругозор обучающихся;

-познакомить с идеологией и политикой фашизма, дать представление об их поведении на оккупированных территориях;

- формировать активную жизненную позицию;

- воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;

- способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны.

Слышали вы в Хатыни
Траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет,
только раздастся он.
Кажется, мы в пустыне,
Выжжено все дотла,
В этой военной Хатыни,
Плачут колокола.

В 54 километрах от города Минска, в одном из красивейших уголков минщины, который, кажется самой природой сотворён для жизни, радости и счастья людей, как памятник непокорённому народу, как вечная скорбь о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, как страстный призыв к борьбе за сохранение мира, поднялся из бетона и гранита мемориальный комплекс «Хатынь».

Хатынь! Это название белорусской деревеньки стало символом народной скорби, героизма и непокорённости народа фашистским захватчикам. Мемориальный комплекс напоминает людям о трагедии, происшедшей в марте 1943 года, когда гитлеровские палачи ворвались в деревню и дотла сожгли её вместе с жителями.

Мемориал занимает площадь 50 га. Комплекс имеет планировку бывшей деревни Хатынь и состоит из отдельных фрагментов. В центре возвышается бронзовая скульптура Непокорённого человека с убитым мальчиком на руках. Справа от скульптуры непокорённого человека увековечено место сожжения хатынцев. Чёрные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно, языком пластики, рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии. Сколы в центре как бы подчёркивают её кульминацию. Клинообразная дорога из белого мрамора, обрываясь у крыши- плиты, напоминает о последнем пути жителей Хатыни.

На братской могиле жителей деревни Венок памяти из белого мрамора со словами наказа мёртвых живым: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!». С другой стороны Венка ответ живых погибшим: «Родные Вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед Вами. Вы не покорились фашистским убийцам в чёрные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви Вашей к родине нашей советской вовек не погаснет. Память о Вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно солнце над нею!»

А было это так. 22 марта 1943 года небольшую белорусскую деревню Хатынь окружил карательный батальон войск СС особого назначения. Это «воинское» подразделение знало только одно - сеяло смерть. Сейчас батальон готовился наброситься на очередную беззащитную и невинную жертву.

Каратели, набившие руку на расправах с мирным населением, и на этот раз действовали быстро, хладнокровно, профессионально. Солдатня врывалась в крестьянские хаты и выбрасывала людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но, предчувствуя что-то страшное, сами не могли сдержать слёз.

Люди в сарае сначала не догадывались о своей участи. Они надеялись на лучшее. Обречённые не видели, что каратели обложили сарай соломой, облили её бензином и подожгли. Но вот с крыши упали первые огненные хлопья. Страшная догадка обожгла сознание каждого взрослого. Их сжигают живыми! Пламя разгоралось всё ярче. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов.

Для 149 жителей Хатыни день 22 марта 1943 года стал последним в их жизни. Мученическую смерть приняли 75 детей.

А жить им хотелось. А жизнь так манила.
Все в небо ушло, черным облаком сплыло
Остались на годы в военных туманах
Одни только печи на мертвых полянах.

Не все хатынцы , согнанные в сарай, погибли, как к этому стремились и как этого хотели каратели. Хотя они делали всё, чтобы никто не ушёл от пули, не спасся от огня, трём жителям удалось уцелеть. Это - дети Виктор Желобкович, Антон Барановский и деревенский кузнец Иосиф Каминский.

Виктору во второй раз жизнь даровала мать Анна. С семилетним сыном она выскочила из сарая. Пуля, несущая смерть, настигла женщину. Падая, она в материнском порыве прикрыла собой мальчика. Так он пролежал до ухода из деревни убийц.

Двенадцатилетний Антон Барановский тоже выпрыгнул из горящего сарая, в котором остались его мать, отец, братья и сёстры. Автоматная очередь- и он неподвижно распластался на земле. Мёртв - решили гитлеровцы. Однако Антон был только ранен.

Третий свидетель трагедии - Иосиф Каменский. Израненный, обгоревший, он нашёл в себе силы подняться, когда каратели покинули деревню.

Бывшая деревенская улица выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только теперь сделан он не из дерева - после сожжения Хатыни от брёвен остались лишь обуглившиеся головешки- а из бетона серо- пепельного цвета. Внутри сруба - обелиск в виде печной трубы, увенчанный колоколом, который звонит по сожжённым жителям деревни, звонит в любую пору года, днём и ночью. На обелиске - мемориальная плита с фамилиями и именами заживо сожжённых хатынцев. В довоенной Хатыни было 4 колодца. Теперь на их месте мемориальные знаки. У бывших деревенских хат всегда открыты железобетонные калитки, которые словно ожидают своих трудолюбивых, гостеприимных хозяев. Но они не вернутся сюда никогда. Такая же участь постигла ещё 186 белорусских деревень.

Горит Вечный огонь. Три живых берёзы стоят в карауле у этого священного места, как бы охраняя место той, четвёртой - уничтоженной. В Белоруссии погиб каждый четвёртый житель.

Свыше 2 млн. 230 тысяч жителей Белоруссии расстреляли, замучили, повесили на территории республики фашистские захватчики.

Наша память идёт по лесной партизанской тропе,

Не смогли зарасти эти тропы в народной судьбе,

Но с тех давних годин в каждом сердце живёт и поныне

В каждой нашей семье с нами малые дети Хатыни.


Мемориальный комплекс "Хатынь"
PPTX / 9.13 Мб

Предварительный просмотр презентации

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Над серой трубою, над мемориальным гранитом Колотится колокол эхом войны незабытом. Пусть вечный огонь, что зажжён в безутешной Хатыни, Как всходы, как небо, пылает зелёный и синий. Пускай это полымя житом и жарким и спелым Поклонится в ноги дворам её окаменелым, Порогу холодному, всей обезлюдевшей хате. Пусть горе, уснувшее в камне, проснётся в набате.

Карта комплекса Мемориал занимает площадь 50 га. Комплекс имеет планировку бывшей деревни Хатынь и состоит из отдельных фрагментов

Скульптура непокорённого человека В центре возвышается бронзовая скульптура Непокорённого человека с убитым мальчиком на руках

Крыша сарая Чёрные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно, языком пластики, рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии. Сколы в центре как бы подчёркивают её кульминацию. Клинообразная дорога из белого мрамора, обрываясь у крыши- плиты, напоминает о последнем пути жителей Хатыни.

Колокола Хатыни звонят одновременно каждые 30 секунд Слышали вы в Хатыни Траурный перезвон? Кровь от ужаса стынет, только раздастся он. Кажется, мы в пустыне, Выжжено все дотла, В этой военной Хатыни, Плачут колокола.

Мученическую смерть приняли 75 детей. А жить им хотелось. А жизнь так манила. Все в небо ушло, черным облаком сплыло Остались на годы в военных туманах Одни только печи на мертвых полянах.

Колодцы Хатыни

Каменные калитки на улице сожжённой деревни (было сожжено 26 домов) У бывших деревенских хат всегда открыты железобетонные калитки, которые словно ожидают своих трудолюбивых, гостеприимных хозяев. Но они не вернутся сюда никогда

Эти деревья помнят трагедию Хатыни

Венец сруба Бывшая деревенская улица выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только теперь сделан он не из дерева - после сожжения Хатыни от брёвен остались лишь обуглившиеся головешки- а из бетона серо- пепельного цвета. Внутри сруба - обелиск в виде печной трубы, увенчанный колоколом, который звонит по сожжённым жителям деревни, звонит в любую пору года, днём и ночью. На обелиске - мемориальная плита с фамилиями и именами заживо сожжённых хатынцев

186 белорусских деревень были сожжены вместе с жителями

Кладбище деревень

Братская могила жителей Хатыни

На месте четвёртой берёзы горит Вечный огонь Горит Вечный огонь. Три живых берёзы стоят в карауле у этого священного места, как бы охраняя место той, четвёртой - уничтоженной. В Белоруссии погиб каждый четвёртый житель

Каждый четвёртый житель Белоруссии погиб На братской могиле жителей деревни Венок памяти из белого мрамора со словами наказа мёртвых живым: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!».

Свыше 2 млн. 230 тысяч жителей Белоруссии расстреляли, замучили, повесили на территории республики фашистские захватчики

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.