Классный час на тему «Международный день добровольцев» (5–11 классы)
Пояснительная записка к презентации
Классный час «Международный день добровольцев» (5-11 кл.)
Цель: создание условий для формирования у школьников правильных представлений о волонтерском движении, о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни социума.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием добровольцы, волонтеры, волонтёрская деятельность.
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы.
Воспитательные: пробуждать интерес к волонтёрству; воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения; учить выслушивать мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания.
Планируемые результаты:
Предметные: сформулировать понятие волонтёр; научиться извлекать нужную информацию; проводить обобщение, делать выводы.
Личностные: развивать навыки работы в сотрудничестве; развивать учебно-познавательный интерес; развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности.
Метапредметные: научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию.
Формирование УУД: Личностные: развивать высокую творческую активность при выполнении коллективных заданий; оценивать свои трудности и достижения. Регулятивные: способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в деятельность.
Оборудование:
- презентация;
- карточки с заданиями по группам;
- плакат «Словесный портрет волонтера».
Ход классного часа:
Здравствуйте. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о доброте, о добром отношении к своим близким, о стремлении совершать добро. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь заботиться о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
По доброй воле вы всегда
На помощь день и ночь спешите.
Сквозь дни, недели и года
Дела благие вы вершите.
(Слайд № 1, 2) О ком говорится в стихотворении? (Речь идет о волонтёрах. Волонтёры, добровольцы, волонтёрское движение – понятия, близкие теме нашего классного часа). Сегодня мы поговорим о тех людях, для которых добровольчество стало смыслом жизни. Любой человек имеет возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество — фундамент гражданского общества.
(Слайд № 3) 5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – День волонтёров. Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств.
В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в этом вопросе не осталась в стороне, такая практика прижилась у нас и становится все более популярной и значимой. 2018 год был объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом волонтёра и добровольца. В России около семи миллионов человек вовлечены в волонтёрское движение, и они пользуются уважением и поддержкой в обществе.
(Слайд № 4) Кого называют волонтёрами? (предположения ребят)
В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.
Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтёрства. Ладошки разного цвета, потому что мир создал нас всех разными.
Как вы думаете, кто может стать волонтером? (ответы детей)
Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть человек, умелый и ответственный, который может посвятить свое время и умение добровольному труду.
Давайте посмотрим мультфильм. (Слайд № 5)
Какие выводы мы для себя сделали? Волонтером может быть каждый – независимо от возраста образования, материального статуса и т.п. Главное условие – это любовь к окружающим, доброе сердце и наличие свободного времени.
(Слайд № 6) В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
(Слайд № 7) Из истрии.
Добровольчество возникло тогда, когда возникло человечество. Необходимость выживать в трудных условиях приводила первобытных людей к сплочению и готовности помогать. Во многих древних племенах существовали ценности, поощряющие альтруизм:
- хочешь преодолеть препятствия – пожертвуй личными интересами ради коллективного благополучия;
- род процветает тогда, когда каждому отдельному сородичу хорошо.
(Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других»).
Особенности волонтёрского движения в России
История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных. «Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком.» (Святитель Иоанн Златоуст).
Милосердие — это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
После Крещения Руси в 988 году безвозмездная помощь и труд в монастырях стали традицией. Примерно в то же время началась помощь обездоленным. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Его велением малоимущие могли приходить на княжий двор и получать пропитание и денежное довольство. Также при Владимире были созданы первые больницы, богадельни и приюты для детей-сирот, где люди трудились и помогали абсолютно бескорыстно. Безвозмездной помощью нуждающимся занимались не только князья и другие обеспеченные люди, но и обычные деревенские жители. Например, тогда были распространены — обряды коллективной помощи при строительстве домов погорельцам и в совместной уборке урожая.
При Петре I появляется уже государственная политика в области защиты сирот и детей. Дело Петра продолжила Екатерина II. При императрице появились так называемые сиротские дома. В конце 1870-х годов появились первые в мире сестры милосердия. Это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров получило название Красный Крест.
Одним из самых ярких и высокопоставленных волонтеров стала императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II. Во время Первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре великие княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.
В советское время после публикации повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» буквально все ребята загорелись желанием делать добрые дела, началось массовое детское движение. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее». Так, в России волонтёрское движение стало возрождаться в конце 80-х годов. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.
Поэтому волонтерская деятельность имеет разные направления: социальное, экологическое, культурное, спортивное, медиаволонтерство, донорство, событийное, волонтерство общественной безопасности.
Волонтёрское движение как форма социальной помощи.
Составим на доске кластер «Сферы деятельности волонтеров» (учитель записывает название кластера, а каждый учащийся называет и записывает сферы, организации, где волонтеры могут оказывать свою помощь). При необходимости учитель помогает, добавляет.
Сферы деятельности волонтеров
Соц. защита Дом престарелых ... …
Посмотрите на получившийся кластер, ребята, мы убедились в том, что помощь волонтеров необходима везде!
Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Волонтёры "Победы" заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям. Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше и больше!
Активную помощь волонтеры оказывают тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и социальной заботе. Добровольцев часто можно встретить в службах социальной защиты населения, в домах для престарелых. В сферу деятельности волонтеров попадают также учреждения для лиц с ограниченными возможностями и детские дома. Волонтёры участвуют в сборе вещей для тех, кто оказался в зоне стихийного бедствия или пострадал после пожара.
Нельзя сказать, что абсолютно во всех случаях работа волонтеров не оплачивается. Но чаще всего добровольцы работают в обмен на приобретение опыта, знаний и навыков, установления полезных личных контактов. Для молодых людей волонтёрская деятельность часто становится первой ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный выбор будущей сферы своей основной деятельности.
Волонтёрское движение готовит кадры для общественных и неправительственных организаций. Добровольцы имеют неоценимый опыт социального взаимодействия и часто лучше любых чиновников владеют ситуацией в выбранной ими сфере деятельности. Работа в качестве добровольца способствует формированию лидеров, которые готовы принять участие в деятельности государственных и общественных структур, ответственных за работу в социальной сфере.
Волонтёрство в школе
Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать в себе. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтёрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.
- Что испытываете вы, когда помогаете кому-то? (Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы). Возможно. Но главное в том, что вы отдаёте частичку своей души другому человеку.
Сформулируем заповеди волонтёров. Найдите продолжение выражения. (Слайд № 8, проверка ответов по щелчку мыши).
· Найди… того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его;
· Раскрой… себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности;
· Помни, что … твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье;
· Оценивай… себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Слайд № 9. Волонтеры должны придерживаться следующих принципов:
1. Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей.
2. Самому придерживаться и пропагандировать здоровый образ жизни.
3. Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.
4. Волонтерство – это законный путь участия в жизни общества.
5. Волонтер всегда имеет право выбора.
Отличить волонтеров очень легко. Обычно они носят одежду, головные уборы с символикой волонтерской организации. Стать волонтером может каждый, достигший 14 лет. До этого вы можете принимать участие в волонтерском движении со взрослыми.
Словесное рисование портрета волонтера (см. приложение).
Каждая группа получает карточки, на которых написаны качества личности. Вы, посоветовавшись, отбираете те, которыми можно охарактеризовать волонтера и прикрепляете карточки на плакат (плакат из приложения заранее распечатан и прикреплен на доску).
1 группа – ЗАБОТЛИВЫЙ, ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ПОНИМАЮЩИЙ, САМОЛЮБИВЫЙ, ЖАДНЫЙ, ЧУТКИЙ.
2 группа – СПРАВЕДЛИВЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ГРУБЫЙ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, УЧАСТЛИВЫЙ.
3 группа – ОТЗЫВЧИВЫЙ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, МСТИТЕЛЬНЫЙ, ЗЛОПАМЯТНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ.
Один ученик от группы прикрепляет карточки в сердце плаката со словами:
«Мы считаем, что волонтер должен быть…, потому что…»
-Правильно, молодцы! Именно такими качествами должен обладать волонтер. А почему вы не все карточки использовали? (На них написаны плохие качества).
-Может ли волонтер обладать такими качествами? (Нет).
-Правильно.
Слайд № 10. Дискуссия по обсуждению жизненных ситуаций
(Дети делятся на группы. Каждая группа обсуждает ситуацию и обменивается карточками. Затем переходим к общему обсуждению. Ситуации появляются на экране).
Ситуация 1. Проанализируйте ситуацию и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он |
Ситуация 2. Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у школьника возмущение: «Что же это я, даром трудился, что ли? Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получил? Ничего!» Как вы думаете, сможет ли этот мальчик делать добро просто так? Почему? |
Ситуация 3. Костя сделал скворечник и позвал Вову: «Посмотри, какой птичий домик я сделал». Вовка присел на корточки: «Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь, что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю». «Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник». (В.Осеева) Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему? |
Итоги урока. Итак, ребята вы почувствовали, что значит быть волонтером, что значит дарить бескорыстную помощь. Рядом с нами тысячи людей, нуждающихся в помощи.
Конечно, самое простое – закрыть глаза и ничего не замечать, сказать: "Каждый сам за себя". Или сослаться на то, что помогать людям – прерогатива государства: это оно, а не мы с вами, должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем, кому всё же не повезло, немедленно находило приемных родителей.
Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами! И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то мы и не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.
Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.
Слайд № 11. Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:
- внутренняя психологическая потребность быть нужным;
- потребность в общении и уважении;
- развитие лидерских способностей;
- способ поделиться своим опытом;
- защита своих прав и интересов;
- возможность жить интересной и яркой жизнью;
- потребность в самореализации;
- потребность в профессиональном опыте и т.д.
Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества.
Доброта, милосердие, мудрость, справедливость, переживание за других – вот основа человеческого счастья. Будьте счастливы, друзья, и дарите счастье другим!
Слайд № 12. Звучит песня «Гимн волонтеров»
Приложение
ЗАБОТЛИВЫЙ | ДОБРОСОВЕСТНЫЙ |
ПОНИМАЮЩИЙ | САМОЛЮБИВЫЙ |
ЖАДНЫЙ | ЧУТКИЙ |
СПРАВЕДЛИВЫЙ | ВЕЖЛИВЫЙ |
ЗАВИСТЛИВЫЙ | ГРУБЫЙ |
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ | УЧАСТЛИВЫЙ |
ОТЗЫВЧИВЫЙ | ЗЛОПАМЯТНЫЙ |
МСТИТЕЛЬНЫЙ | ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ |
ЧЕСТНЫЙ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
Ситуация 1. Проанализируйте ситуацию и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он |
Костя сделал скворечник и позвал Вову: «Посмотри, какой птичий домик я сделал». Вовка присел на корточки: «Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь, что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю». «Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник». (В.Осеева) Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему? |
Ситуация 3. Костя сделал скворечник и позвал Вову: «Посмотри, какой птичий домик я сделал». Вовка присел на корточки: «Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь, что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю». «Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник». (В.Осеева) Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему? |