Классный час на тему «9 мая — День победы (5–6 классы)
Пояснительная записка к презентации
«Идут по войне девчата…»
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Юлия Друнина
Цель мероприятия - патриотическое воспитание учащихся.
Задачи мероприятия:
- расширение представлени я детей о Великой Отечественной войне;
- воспитание ценностного отношения героическому прошлому нашего Отечества;
- знание национальных героев и важнейших событий истории России;
- побуждение учеников к изуч ению истории страны.
Форма проведения – час общения
Подготовительная работа – распределение среди детей информационного материала
Оснащение – презентация, музыкальные записи, кадры из фильма
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
С давних времен повелось так, что защитником, воином, солдатом был мужчина. Предназначение женщины – ждать мужа, отца, брата с войны. Сохранять домашний очаг, растить и воспитывать детей.
Однако если обратиться к истории, можно узнать, что представительницы слабого пола принимали участие в боях и сражениях.
По свидетельствам историков, уже в IV до нашей эры в Афинах и Спарте воевали женщины.
Русский историк Николай Карамзин отмечал: «Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти. Так при осаде Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми славянами многие женские трупы».
В XX веке, в Первую мировую войну, в Англии женщин уже брали в королевские военно-воздушные силы. Был сформирован женский легион автотранспорта в количестве ста тысяч человек.
Во время Второй мировой войны женщины уже служили во всех родах войск во многих странах мира: в английской армии – 225 тысяч, в американской 450-500 тысяч.
В советской армии, по разным оценкам историков, воевало от восьмисот тысяч до миллиона женщин. Они владели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникала языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» не существовало женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Эти слова родились там, на войне…
Огромные потери советских войск в начале войны заставили главнокомандующего И.В. Сталина издать приказ о мобилизации женщин. В основном это были медработники, службы ПВО, связи и охраны. Женских частей было немного: три авиаполка (единственный в истории случай), женская добровольческая стрелковая бригада, отдельный женский запасной стрелковый полк, Центральная женская школа снайперской подготовки. Отдельная женская рота моряков. Женщины составляли 41% всех врачей, 43% фельдшеров, 100% медсестер.
Основная часть
(Два подготовленных ученика читают стихотворение Любови Лодочниковой)
Война и женщина – слова несовместимы,
Но жизнь диктует нам свои права.
И сколько их, любимых, нежных, милых,
Та страшная година унесла.
Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
Ты на войне творила чудеса.
Была поддержкой сильному мужчине,
С тобою рядом слабым быть нельзя.
Ты столько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды родина дала.
Радисткой, санитаркой, партизанкой
И лётчицей отважною была.
Везде нужна: на суше и на море –
Ты шла туда, куда звала страна.
Война для всех – суровая година,
В плену, в тылу война для всех – война.
Мы пропоём тебе отдельно славу:
Ты фронтовичкой смелою была.
Слово учителя:
Конечно же, невозможно объять необъятное – рассказать обо всех женщинах-военных. Вот истории только о некоторых из них.
1. Марина Михайловна Раскова - пилот, Герой Советского Союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк.
Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров.
Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь. Лётчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы».
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
(Демонстрация кадров из фильма «В бой идут одни старики», сцена с женщинами-лётчицами)
Рассказывает ученица:
2. Людмила Михайловна Павличенко - выдающийся снайпер, уничтожила 309 фашистов, в том числе 36 снайперов противника.
Однажды сержанта Павличенко перевели из ее родного полка в соседний. Слишком им досаждал гитлеровский снайпер, уже убил двух наших. Сутки Людмила провела в засаде. Рано утром она увидела, как фашист пополз в ее сторону. Она двинулась навстречу. В оптический прицел винтовки она увидела светлые волосы и выдающуюся вперед челюсть. Противник уловил ее взгляд, и в его глазах застыло недоумение – женщина! Этой секундной задержки хватило Павлюченко, она выстрелила. Чуть позже из снайперской книжки гитлеровца Дюнкерка она узнала, что он убил более четырёхсот французов и англичан.
После ранения Людмила Павличенко была отозвана с передовой. В составе делегации она посетила США и Канаду.
После войны в 1945 году Людмила Павличенко окончила Киевский университет. С 1945 по 1953 год была научным сотрудником Главного штаба Военно-Морского флота. Позже вела работу в Советском комитете ветеранов войны.
Слово учителя:
А женщины-медики и медсестры? Это ангелы-хранители простых солдат и офицеров, невидимые герои войны…
В книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» своими воспоминаниями делится Александра Ивановна Зайцева, военный врач, капитан: «Сутками стояли у операционного стола. Стояли, а руки сами падают. У нас отекали ноги, не вмещались в кирзовые сапоги. До того глаза устанут, что трудно их закрыть. День и ночь работали, были голодные обмороки. Есть что поесть, но некогда…»
3. Зинаида Александровна Самсонова – Герой Советского Союза, санитарный инструктор.
Зина пошла на войну, когда ей только исполнилось семнадцать лет. Однополчане ласково называли ее Зиночка. В 1942 году она оказывается на передовой. Со своими бойцами Зина прошла самые страшные бои, участвовала в Сталинградской битве. Воевала она и на Воронежском фронте, и на других фронтах. Осенью, во время боя на правом берегу Днепра, Зина вынесла с поля боя более тридцати солдат и переправила их на другой берег реки.
1944 год. Белоруссия. Битва за деревню Холм. Командир погиб, и Зина приняла командование боем на себя. «Орлы! За мной!» - услышали ее голос друзья-однополчане.
Она погибла в этом бою 27 января 1944 года. Похоронили её в братской могиле в деревне Озаричи Гомельской области. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
(Ученик читает отрывок из стихотворения Юлии Друниной «Зинка»)
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Рассказывает ученица:
4. Катя Петлюк – одна из девятнадцати женщин, чьи нежные руки водили танки на врага. Катя была командиром лёгкого танка Т-60 на Юго-Западном фронте западнее Сталинграда.
Кате Петлюк достался легкий танк «Т-60». Для удобства в бою каждая машина имела свое имя. Имена танков все были внушительные: «Орел», «Сокол», «Грозный», «Слава», а на башне танка, который получила Катя Петлюк, было выведено необычное – «Малютка».
Танкисты посмеивались: «Вот уже в точку попали – малютка в «Малютке».
Танк её был связным. Она шла позади Т-34, и, если какой-то из них был подбит, то она подходила на своём Т-60 к подбитому танку и помогала танкистам, доставляла запчасти, была связной. Дело в том, что не на всех Т-34 были радиостанции.
Лишь спустя много лет после войны старший сержант из 56-й танковой бригады Катя Петлюк узнала историю рождения своего танка: оказывается, он был построен на деньги омских детей-дошкольников, которые, желая помочь Красной Армии, отдали на строительство боевой машины свои накопленные на игрушки и куклы. В письме к верховному Главнокомандующему они просили назвать танк «Малютка». Дошкольники Омска собрали 160 886 рублей…
Через пару лет Катя уже вела в бой танк «Т-70» (с «Малюткой» все же пришлось расстаться). Участвовала в битве за Сталинград, а затем в составе Донского фронта в окружении и разгроме гитлеровских войск. Участвовала в сражении на Курской дуге, освобождала левобережную Украину. Была тяжело ранена – в 25 лет стала инвалидом 2-й группы.
Награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями.
(Звучит Марш танкистов «Броня крепка и танки наши быстры»)
Беседа с классом:
Учитель: Сегодня мы познакомились лишь с несколькими именами женщин-бойцов. Они не хотели видеть свою Родину порабощенной фашистами.
Ребята, как вы думаете, какая сила двигала этими женщинами? Что заставляло переступить их страх смерти? (Примерные ответы детей: они хотели жить в свободной стране; они мечтали о мирном небе над головой; они стремились отомстить за убитых родителей, братьев, мужей; ими двигала ненависть к фашизму…)
Учитель: Война не обошла ни одну семью. Так или иначе, она коснулась каждого. А есть ли в ваших семьях женщины, принимавшие участие в войне? (Рассказы учащихся)
Учитель: Если бы вы были скульптором и вам предложили создать памятник женщине-воину, как бы он выглядел? (Ответы учеников)
Заключительное слово учителя:
Память о женском подвиге на войне во имя жизни на земле должна храниться в наших сердцах. Мы должны сделать все для того, чтобы война больше никогда не повторилась, и женщинам не пришлось держать в руках оружие. Закончить хотелось бы стихотворением замечательной поэтессы, фронтовички, Юлии Друниной:
Запас прочности
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! – Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: Какие мысли и чувства пробудила в вас полученная сегодня информация? (Ответы учеников)
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1459954151.pptx (Презентация "Идут по войне девчата...")
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1460491319.mp3 (Марш танкистов)
Список использованной литературы:
- Алексиевич С. У войны не женское лицо
- Друнина Ю. Стихи о войне
- Лодочникова Л. Лирика
- Присяжная А. Женщины-медики – герои войны
- Трунин В.И. Дневниковые записи
- Gazya Женщины – герои Великой Отечественной войны