12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Елена Сергеевна353
Люблю свой предмет и учеников. Стараюсь в каждом ребенке увидеть Личность. Педагогическое кредо: "У тебя есть желание научиться, у меня есть возможность в этом помочь. Вместе у нас получится!"
Россия, Тюменская обл., Тюмень
2

Классный час «9 мая - День победы» «Идут по войне девчата...»



Методическая разработка классного часа «9 мая – День победы»

«Идут по войне девчата…»

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Юлия Друнина


Цель мероприятия - патриотическое воспитание учащихся.

Задачи мероприятия:

  • расширение представлени я детей о Великой Отечественной войне; 
  • воспитание ценностного отношения героическому прошлому нашего Отечества;
  • знание национальных героев и важнейших событий истории России;
  • побуждение учеников к изуч ению истории страны.

Форма проведения – час общения

Подготовительная работа – распределение среди детей информационного материала

Оснащение – презентация, музыкальные записи, кадры из фильма

 

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

С давних времен повелось так, что защитником, воином, солдатом был мужчина. Предназначение женщины – ждать мужа, отца, брата с войны. Сохранять домашний очаг, растить и воспитывать детей.

Однако если обратиться к истории, можно узнать, что представительницы слабого пола принимали участие в боях и сражениях.

По свидетельствам историков, уже в IV до нашей эры в Афинах и Спарте воевали женщины.

Русский историк Николай Карамзин отмечал: «Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти. Так при осаде Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми славянами многие женские трупы».

В XX веке, в Первую мировую войну, в Англии женщин уже брали в королевские военно-воздушные силы. Был сформирован женский легион автотранспорта в количестве ста тысяч человек.

Во время Второй мировой войны женщины уже служили во всех родах войск во многих странах мира: в английской армии – 225 тысяч, в американской 450-500 тысяч.

В советской армии, по разным оценкам историков, воевало от восьмисот тысяч до миллиона женщин. Они владели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникала языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» не существовало женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Эти слова родились там, на войне…

Огромные потери советских войск в начале войны заставили главнокомандующего И.В. Сталина издать приказ о мобилизации женщин. В основном это были медработники, службы ПВО, связи и охраны. Женских частей было немного: три авиаполка (единственный в истории случай), женская добровольческая стрелковая бригада, отдельный женский запасной стрелковый полк, Центральная женская школа снайперской подготовки. Отдельная женская рота моряков. Женщины составляли 41% всех врачей, 43% фельдшеров, 100% медсестер.

Основная часть

(Два подготовленных ученика читают стихотворение Любови Лодочниковой)

Война и женщина – слова несовместимы,

Но жизнь диктует нам свои права.

И сколько их, любимых, нежных, милых,

Та страшная година унесла.

Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,

Ты на войне творила чудеса.

Была поддержкой сильному мужчине,

С тобою рядом слабым быть нельзя.

Ты столько сильных вырвала у смерти,

Тебя запомнит тот, кого спасла,

Мы понимаем, что ты испытала,

За что награды родина дала.

Радисткой, санитаркой, партизанкой

И лётчицей отважною была.

Везде нужна: на суше и на море –

Ты шла туда, куда звала страна.

Война для всех – суровая година,

В плену, в тылу война для всех – война.

Мы пропоём тебе отдельно славу:

Ты фронтовичкой смелою была.

Слово учителя:

Конечно же, невозможно объять необъятное – рассказать обо всех женщинах-военных. Вот истории только о некоторых из них.

1. Марина Михайловна Раскова - пилот, Герой Советского Союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк.

Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь. Лётчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы».

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

(Демонстрация кадров из фильма «В бой идут одни старики», сцена с женщинами-лётчицами)

Рассказывает ученица:

2. Людмила Михайловна Павличенко - выдающийся снайпер, уничтожила 309 фашистов, в том числе 36 снайперов противника.

Однажды сержанта Павличенко перевели из ее родного полка в соседний. Слишком им досаждал гитлеровский снайпер, уже убил двух наших. Сутки Людмила провела в засаде. Рано утром она увидела, как фашист пополз в ее сторону. Она двинулась навстречу. В оптический прицел винтовки она увидела светлые волосы и выдающуюся вперед челюсть. Противник уловил ее взгляд, и в его глазах застыло недоумение – женщина! Этой секундной задержки хватило Павлюченко, она выстрелила. Чуть позже из снайперской книжки гитлеровца Дюнкерка она узнала, что он убил более четырёхсот французов и англичан.

После ранения Людмила Павличенко была отозвана с передовой. В составе делегации она посетила США и Канаду.

После войны в 1945 году Людмила Павличенко окончила Киевский университет. С 1945 по 1953 год была научным сотрудником Главного штаба Военно-Морского флота. Позже вела работу в Советском комитете ветеранов войны.

Слово учителя:

А женщины-медики и медсестры? Это ангелы-хранители простых солдат и офицеров, невидимые герои войны…

В книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» своими воспоминаниями делится Александра Ивановна Зайцева, военный врач, капитан: «Сутками стояли у операционного  стола. Стояли, а руки сами падают. У нас отекали ноги, не вмещались в кирзовые сапоги. До того глаза устанут, что трудно их закрыть. День и ночь работали, были голодные обмороки. Есть что поесть, но некогда…»

3. Зинаида Александровна Самсонова – Герой Советского Союза, санитарный инструктор.

Зина пошла на войну, когда ей только исполнилось семнадцать лет. Однополчане ласково называли ее Зиночка. В 1942 году она оказывается на передовой. Со своими бойцами Зина прошла самые страшные бои, участвовала в  Сталинградской битве. Воевала она и на Воронежском фронте, и на других фронтах. Осенью, во время боя на правом берегу Днепра, Зина вынесла с поля боя более тридцати солдат и переправила их на другой берег реки.

1944 год. Белоруссия. Битва за деревню Холм. Командир погиб, и Зина приняла командование боем на себя. «Орлы! За мной!» - услышали ее голос друзья-однополчане.

Она погибла в этом бою 27 января 1944 года. Похоронили её в братской могиле в деревне Озаричи Гомельской области. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

(Ученик читает отрывок из стихотворения Юлии Друниной «Зинка»)

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Рассказывает ученица:

4. Катя Петлюк – одна из девятнадцати женщин, чьи нежные руки водили танки на врага. Катя была командиром лёгкого танка Т-60 на Юго-Западном фронте западнее Сталинграда.

Кате Петлюк достался легкий танк «Т-60». Для удобства в бою каждая машина имела свое имя. Имена танков все были внушительные: «Орел», «Сокол», «Грозный», «Слава», а на башне танка, который получила Катя Петлюк, было выведено необычное – «Малютка».

Танкисты посмеивались: «Вот уже в точку попали – малютка в «Малютке».

Танк её был связным. Она шла позади Т-34, и, если какой-то из них был подбит, то она подходила на своём Т-60 к подбитому танку и помогала танкистам, доставляла запчасти, была связной. Дело в том, что не на всех Т-34 были радиостанции.

Лишь спустя много лет после войны старший сержант из 56-й танковой бригады Катя  Петлюк узнала историю рождения своего танка:  оказывается, он был построен на деньги омских детей-дошкольников, которые, желая помочь Красной Армии, отдали на строительство боевой машины свои накопленные на игрушки и куклы. В письме к верховному Главнокомандующему они просили назвать танк «Малютка». Дошкольники Омска собрали 160 886 рублей…

Через пару лет Катя уже вела в бой танк «Т-70» (с «Малюткой» все же пришлось расстаться). Участвовала в битве за Сталинград, а затем в составе Донского фронта в окружении и разгроме гитлеровских войск. Участвовала в сражении на Курской дуге, освобождала левобережную Украину. Была тяжело ранена – в 25 лет стала инвалидом 2-й группы.

Награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями.

(Звучит Марш танкистов «Броня крепка и танки наши быстры»)

Беседа с классом:

Учитель: Сегодня мы познакомились лишь с несколькими именами женщин-бойцов. Они не хотели видеть свою Родину порабощенной фашистами.

Ребята, как вы думаете, какая сила двигала этими женщинами? Что заставляло переступить их страх смерти? (Примерные ответы детей: они хотели жить в свободной стране; они мечтали о мирном небе над головой; они стремились отомстить за убитых родителей, братьев, мужей; ими двигала ненависть к фашизму…)

Учитель: Война не обошла ни одну семью. Так или иначе, она коснулась каждого. А есть ли в ваших семьях женщины, принимавшие участие в войне? (Рассказы учащихся)

Учитель: Если бы вы были скульптором и вам предложили создать памятник женщине-воину, как бы он выглядел? (Ответы учеников)

Заключительное слово учителя:

Память о женском подвиге на войне во имя жизни на земле должна храниться в наших сердцах. Мы должны сделать все для того, чтобы война больше никогда не повторилась, и женщинам не пришлось держать в руках оружие. Закончить хотелось бы стихотворением замечательной поэтессы, фронтовички, Юлии Друниной:

Запас прочности

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! – Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: Какие мысли и чувства пробудила в вас полученная сегодня информация? (Ответы учеников)


Здесь будет файл: /data/edu/files/s1459954151.pptx (Презентация "Идут по войне девчата...")
    Здесь будет файл: /data/edu/files/s1460491319.mp3 (Марш танкистов)

Список использованной литературы:

  1. Алексиевич С. У войны не женское лицо
  2. Друнина Ю. Стихи о войне
  3. Лодочникова Л. Лирика
  4. Присяжная А. Женщины-медики – герои войны
  5. Трунин В.И. Дневниковые записи
  6. Gazya Женщины – герои Великой Отечественной войны
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.