Классный час на тему: Вредные привычки
Классный час на тему: Вредные привычки
Цели:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• через сатиру и юмор показать пагубное влияние табако -курения на подростковый организм.
Оборудование: плакат с изображением скелета с сигаретой. Аудиозаписи песен или строки из песни «Дым сигарет с ментолом» (гр. «Нэнси»), «Девочка, не кури» (гр. «Левостороннее движение»), «Не курите, мальчики» (И. Корнелюк). Листы ватмана и фломастеры.
Предварительная работа:
В классном коллективе заранее формируются три команды игроков по желанию и интересам учеников. Одна команда (5 человек) — «Артисты». Среди «артистов» — для начала программы два персонажа Гете — Мефистофель и Фауст, для завершающей сценки.
Все слова принадлежат Ведущему (классный руководитель или лидер классного коллектива). Команда «артистов» знает сценарий, но не вопросы конкурсов.
Ход классного часа
Во вступительном слове классный руководитель говорит о теме сатирической программы и сообщает, что основная конкурсная программа состоит из пяти туров.
Затем он представляет членов жюри (старшеклассники или учителя, работающие в данном классе, возможно, родители учеников).
Появляются Мефистофель и Фауст.
Мефистофель: Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?
Фауст: Не надо. Забава для дураков.
Ведущий: Об этой «несерьезной» забаве и пойдет наш серьезный разговор.
Тур 1. «В объятиях табачного дыма»
Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы — взрослые и дети — держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.
Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.
Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.
Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» — так называют основной компонент табака, самый ядовитый.
Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить... А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и не препятствовал распространению курения.
При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.
А теперь проверим, что знаете вы из истории табака.
За правильный ответ команде присуждается очко.
1. Родина табака:
а) Южная Америка. +
б) Южная Африка.
в) Южный полюс.
2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли...
а) папиросо.
б) сигаро. +
в) самокруто.
3. Кто обнаружил в табаке никотин?
а) Жан-Жак Руссо.
б) Жан-Поль Бельмондо.
в) Жан Нико. +
4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от...
а) насморка.
б) мигрени. +
в) простуды.
5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?
а) В Испании.
б) В Италии. +
в) В Бразилии.
6. Книга, написанная английским королем Яковом I в 1604 году, называется...
а) «О вреде табака». +
б) «О пользе курения».
в) «Об истории трубки».
7. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века?
а) Курение.
б) Нюханье.
в) Жевание. +
8. Кого называют «курильщиками поневоле»?
а) Тех, кто находится в обществе курящих. +
б) Тех, кого заставляют курить принудительно.
в) Тех, кто курит в тюрьме.
Тур 2. «Этикет говорит: нет»
В XIX веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение — отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Курение даже на улице считалось неприличным.
Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению.
Придумайте четверостишия на заданные рифмы: «зря — нельзя — бросай — меняй», «вред — бред — табак — рак», «курить — вредить — береги — беги», «сигареты — конфеты — будешь — не забудешь».
Команды зачитывают четверостишия. За наиболее удачные присуждаются очки..
Перед третьим туром жюри объявляет промежуточные итоги.
Тур 3. «Курить — здоровью вредить»
Сейчас многие начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит?
Например, у юноши под воздействием никотина замедляется рост. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмонии, повышает вероятность раковых заболеваний.
Курение поражает сердечно-сосудистую, эндокринную систему, органы пищеварения, дыхания — и этот список можно продолжить.
Геннадий Касмынин писал:
Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие. Пусть похрипят.
Так я воюю и с медициной,
И с утвержденьем — «Курение — яд!».
Это непросто: щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки.
Выпали волосы. Спутались мысли.
Руки дрожат. Под глазами мешки.
Но с ненавистным журналом «Здоровье»,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я.
Врач успокоил: «Недолго уже».
Задание третьего тура: продолжите всем известную фразу «Минздрав предупреждает...»
Команды выполняют задание.
Тур 4. «Преступление и наказание»
С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в первый раз наказывали палочными ударами, во второй — отрезанием носа или ушей. А что знают наши команды?
В этом туре мы вновь проверим знание участниками команд истории табака и борьбы с курением. Мы опять будем задавать вам вопросы, предлагая три варианта ответов, один из которых верный. Какой?
1. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?
а) Медики.
б) Пожарные. +
в) Церковь.
2. При каком царе за курение табака — «дьявольского зелья» — в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?
а) При Петре I.
б) При Михаиле Федоровиче.
в) При Алексее Михайловиче. +
3. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?
а) Тренировка на велотренажере. +
б) Бег на 1,5 км.
в) Мытье полов в школе.
4. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены «профессиями некурящих»?
а) Учителя и медики. +
б) Пожарные и милиционеры.
в) Егери и подводники.
5. В 1934 году во французском городе Ницце компания молодежи устроила соревнование — кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив...
а) 40 папирос.
б) 50 папирос.
в) 60 папирос. +
Команда, ответившая первой правильно, получает очко за каждый вопрос.
Тур 5. «Хочешь жить — бросай курить»
С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек — это школьный туалет, где они покуривают тайком от родителей. Юноши, а в последнее время и некоторые девушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше или девушке кажется, что он (она) похож на «крутого парня» или «современную независимую девушку» без комплексов, которых ничто не волнует. Поверьте, большинству взрослых и пожилых людей неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.
Предлагаю вам нарисовать плакаты на тему «Хочешь жить — бросай курить». А вот где вы разместите свой плакат и с каким уклоном он должен быть, мы сейчас узнаем.
1. В роддоме для будущих мам.
2. Для курильщиков в школьном туалете.
3. Для курящих пассажиров.
4. Для детей детского сада.
Игроки вытягивают бумажки с заданием и рисуют плакат.
А теперь, пока подводятся итоги нашей игры, я хочу зачитать вам...
Звучит шум. Появляются группа ребят — 1—5-й школьники.
1-й школьник: Ну, что там, первая школа, что ли?
5-й школьник: Да нет. Лошадь сдохла. От никотина.
2-й школьник: Опять сдохла? Сколько можно? И откуда она его только берет, этот никотин?
3-й школьник: Откуда, откуда? От верблюда! Из табака, конечно. Неужто не знаешь? А еще отличник.
1-й школьник: Про табак, про табак. Знаешь, почему Конек-Горбунок маленький? И горбатый?
4-й школьник: Почему?
1-й школьник: Курил в детстве.
5-й школьник: Ну и что, если курил. Зато прыгал как! Почти летал. Как Пегас.
1-й школьник: Какой еще Пегас?
5-й школьник: Лошадь такая. Греческая. Вошла в Парфенон. Давно. С сигаретой в зубах. А там склад пороха. У турок. От Парфенона — одни колонны. А Пегас по сию пору летает. С крыльями. И с арфой.
1-й школьник: Не с арфой, а с лирой.
2-й школьник: Ну, с лирой много не налетаешь! С баксами и евро лучше!
1-й школьник: Лира — это такой инструмент. Музыкальный. А с баксами не только летать, но и жить неплохо. Я по телику видел. Вино, табак, девушки.
3-й школьник: Вина захотел. И табаку. Я вон у отца «Беломорину» свистнул. В первом классе. И выкурил. За углом. Два часа в себя приходил. Да неделю сесть не мог.
5-й школьник: От «Беломора»?
3-й школьник: От ремня. Отец у меня круче, чем Брюс Уиллис. Если рассердить.
4-й школьник: Про Герострата слыхали?
5-й школьник: Который храм Артемиды сжег? Из вредности. Слыхали. Он там сторожем работал. И жил в каморке. Под лестницей. Говорят, заснул в постели с сигаретой в зубах. Сам выскочил, а храм — тю-тю! Пока пожарники проснулись, пока приехали. Все дотла сгорело.
1-й школьник: Храм, храм! Нерон целый город спалил, а тут — храм!
2-й школьник: Какой Нерон?
3-й школьник: Император. Древнеримский. Тоже, видать, курил. И отца рядом не было. Сразу бы бросил. Как я.
1-й школьник: Ребята, помните! (Обращаясь ко всем присутствующим) За красивой этикеткой таится грозная опасность!
2-й школьник: Подражание старшим не всегда и во всем правильно. Самоутверждение, желание быть не таким, как все, — потребность каждого подростка.
3-й школьник: Это знает каждый взрослый человек. Подражайте в спорте, в овладении знаниями и профессиональными навыками, в любви к жизни, а не в курении табака.
4-й школьник: Минздрав России предупреждает: «Курение опасно для вашего здоровья!»
5-й школьник: Мы не курим! И вам не советуем. Выбор за вами!
Ведущий предоставляет слово членам жюри. Производится награждение команды-победительницы.
Мини-итоги. Классный руководитель благодарит всех за участие в программе и завершает классный час словами:
«Способность бросить вредную привычку зависит от вас: вашей собранности, воли.
Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.
Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье — свое и близких!»