12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Александровна Максимова2819
Россия, Свердловская обл., Лесной
11

Классный час «Письмо с фронта»



Классный час «Письмо с фронта»,

посвящённый празднованию 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Цели:

Формирование чувства патриотизма посредством изучения произведений искусства на военную тему.

Развитие интереса к историческому наследию русского народа, а именно к событиям Вов; поисковых и аналитических навыков в работе с произведениями искусства.

Воспитание вдумчивого, бережливого отношения к памяти о великих исторических событиях; уважения к защитникам родины.

Концепция классного часа: учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, художников, композиторов, объединённых военной тематикой. Поиск материала и его отбор производится учащимися и учителем в содружестве. Материал, подобранный для классного часа, воздействует на учащихся исподволь, без призывов и пламенных речей.


Презентация к классному часу
PPT / 2.69 Мб

Орг. Момент.

Письмо с фронта… Именно оно стало символом духовной связи на войне… Те, кто защищал родину на поле боя, писали тем, кто ждал их в тылу… В письмах почти нет информации о военных действиях… Если она и появлялась, то чаще всего вычёркивалась военной цензурой… Поэтому в письмах, в основном, строки нежной любви и неизбывной тоски по родным, соединяющиеся с надеждой на скорую встречу.

Эмоциональный настрой. Подготовленный ученик читает наизусть или выразительно с листа стихотворение Э.Асадова «Письмо с фронта».

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,

Суровою двойкой дневник "украшал",

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки, московские споры -

Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...

Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по-мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры -

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Эти строчки написаны Эдуардом Асадовым. По комсомольскому призыву Эдуард Аркадьевич Асадов ушел добровольцем на фронт. Сражался на Ленинградском, Волховском, Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. За годы войны прошел путь от наводчика миномёта до офицера, командира батареи прославленных гвардейских минометов «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. В перерывах между боями писал стихи: «Письмо с фронта», «В землянке» и другие. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь Асадов был тяжело ранен под Бельбеком и потерял зрение. После взрыва вражеского снаряда внезапно наступил мрак. Мрак навсегда. В госпитале, между операциями, писал стихи.

3. (Отрывки из писем читают подготовленные ученики, можно включить на это момент тихую лирическую музыку). Сохранившиеся во множестве письма с фронта сейчас чаще всего можно увидеть в музеях. За этими нехитрыми строчками стоят судьбы, таких же, как Эдуард Асадов, защитников нашей родины:

А) Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

Б) Леонид Головлев почти два года не мог отыскать свою семью. Только в 1943 году близкие получили от него письмо: «Ничего не знал о вашей судьбе, тревожился. Не могу представить, как вы пережили оккупацию. Будем надеяться, что теперь все будет хорошо. Что сказать о себе? Воюю. Жив и здоров». Леонид пропал без вести в 1944 году.

В)В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, – писал Алексей жене из Новочеркасска, – приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верусинька, и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.

4. В 1942 году была сделана запись, которую мы имеем возможность услышать. Мы слышим обращение к любимой, такой далёкой и такой близкой.

Стихи были написаны Константином Симоновым. С началом войны он призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Музыку написал Матвей Исаакович Блантер. Лирическая песня «Катюша», написанная им на стихи М. Исаковского в 1938 году, стала поистине народной и одним из символов Великой Отечественной войны. В эти же годы были созданы лучшие песни Блантера: «В лесу прифронтовом», «До свидания, города и хаты», «Моя любимая», «Песенка военных корреспондентов».

Стихотворение посвящено кинозвезде Валентине Васильевне Серовой, любимой женщине Константина Симонова. Написано в июле 1941 на фронте, где Симонов служил военным корреспондентом. Никто из знакомых не верил, что это кто-нибудь согласится опубликовать до окончания войны. Тем не менее Симонов прочитал его по радио, и оно появилось в "Правде" (февраль 1942), затем облетело все газеты и вошло в авторский сборник стихов "С тобой и без тебя", посвященный Серовой. Симонов и Серова стали символом верности, а "Жди меня" стихийно стало песней, причем пели ее на произвольный мотив. Затем Матвей Блантер написал музыку.

5. Уже после войны была создана картина «Письмо с фронта». Только что окончилась война, не было семьи, которая бы не пострадала, у которой не было бы близких людей на фронте. Художник Александр Лактионов затронул актуальный вопрос: война только кончилась, а многие не вернулись в этой войны. Поэтому картина так действовала на людей, и главное, что она была написана совершенно необычно. Он всю сцену пронизал солнцем, яркое солнце в прорыве на этой терраске видно, зелень, небо голубое. И яркие краски… Детали очень выпукло, объемно, почти иллюзорно сделано, настолько иллюзорно, что каждый чувствовал себя участником этой сцены, достигается как бы эффект присутствия.

Вот семья. Да, семья изображена в неожиданный момент, письмо с фронта, она объединена единым настроением, это все волнует людей, потому что передано то, что он хотел сказать: вот долгожданное письмо с фронта. И люди обычные, простые, на картине его жена и его дети. А дом – это дом художника в Загорске. Академия была в эвакуации в Загорске. Он в это время был аспирантом академии (почему он не был на фронте), там работал как художник и как преподаватель. Лактионов очень давно задумал эту картину «Письмо с фронта». Он наблюдал жизнь этого маленького провинциального городка, людей, там войны не было, но люди переживали, ждали. И вот он задумал описать жизнь в тылу, как люди жили, как они переживали войну, хотя на фронте они не были. Но он никак не мог найти завязку, откуда это письмо, как это все происходит. И однажды, идя по улице в Загорске в солнечный день, он встретил солдата, точно так же одетого, с палкой, рука на перевязи, шинель он несет в руке. Идёт этот солдат и оглядывается, увидев Лактионова, подходит к нему и спрашивает: «Вот я от друга своего с фронта привез письмо, как бы мне найти вот адрес?» Художника как током ударило. И замысел становится более детальным. Лактионов сразу понял, что письмо принес именно такой солдат. Но куда он принес? В какой дом? Где? В комнате? Нет. И он понял, что для того, чтобы показать вот этот городок и этот свет, воздух, солнце и эту радость, переданную через краски, он должен людей, читающих письмо, поместить на крыльцо.

6. Письмо с фронта… Два слова, несущие особый настрой… Попробуйте создать и вы своё небольшое произведение – синквейн на слова «письмо с фронта». Напомню, как это делается.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

      Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Свои синквейны, составленные на уроке, ребята могут записать на треугольничке бумаги, сложенном, как письмо с фронта. Вот как это делалось. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

7. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Но как бы там ни было, письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Источники.

Отрывки из писем: http://victory.sokolniki.com/rus/History/LettersFromWar.aspx/

Возможно, использовались и другие источники, но сейчас вспомнить невозможно.

Опубликовано


Комментарии (2)

Завадская Елена Владимировна, 18.08.17 в 14:46 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку пригодится!)))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.