Классный час на тему «Письмо мне рассказало...»

7
0
Материал опубликован 12 April 2016 в группе

Пояснительная записка

Предложенная мной методическая разработка «Мне письмо рассказало…» представляет собой внеклассное мероприятие, по структуре разделённое на две части. Первая часть – подготовительная, включающая беседу и индивидуальные выступления. Вторая - литературно-музыкальная композиция, создающая эмоциональный настрой благодаря своим вступлению и заключению - слайд-шоу с музыкальным сопровождением (см. презентацию).

Тема классного часа, материал, положенный в его основу, использованные методы и приёмы позволяют проводить его в аудиториях разного возраста.

В ГБОУ СОШ № 60 Выборгского района Санкт-Петербурга с 1985 года работает музей «Защитники «Дороги жизни», посвящённый зенитчикам Ладожского дивизионного района ПВО (ЛДР ПВО). Гордостью музея являются реликвии, собранные учащимися и учителями школы (каски советских и немецких солдат, осколки мин и снарядов, гильзы), а также коллекция личных вещей ветеранов ЛДР ПВО, красноармейские книжки, характеристики бойцов, текст военной присяги, больничный лист блокадной поры и, конечно, фронтовые письма. Разговор о них и стал содержанием классного часа.

Методические рекомендации

Уважаемые коллеги!

Предложенный мной сценарий классного часа является одним из вариантов включения литературно-музыкальной композиции «Мне письмо рассказало…» в контекст классного часа. Однако она может являться как частью внеклассного мероприятия (классный час, концерт, памятный вечер), так и оставаться самостоятельным выступлением.

Несмотря на непосредственную связь материала с экспозицией школьного музея, классный час носит универсальный характер, рассчитан на широкую аудиторию и может быть использован во внеурочной деятельности воспитательной направленности.

Сценарий классного часа «Мне письмо рассказало…»

( Разговор о письмах военных лет)

Дата классного часа: май 2016 г.

Тема классного часа: «Мне письмо рассказало...» ( Разговор о письмах военных лет)

Цели и задачи:

расширить представление обучающихся о Великой Отечественной войне;

воспитать чувство патриотизма и уважение к героическому прошлому страны;

познакомить с экспонатами музея «Защитники Дороги жизни»;

развить творческие навыки обучающихся.

Методы: репродуктивный метод с элементами эвристического

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Возрастная категория: 5-11-ые классы

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация Power Point

Технология: технология личностно-ориентированного обучения

 

Ход мероприятия

 

Организационный этап

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Наш классный час проходит в преддверие важного для нашей страны события – Дня Победы

На доске:

Тема классного часа: «Мне письмо рассказало...» ( Разговор о письмах военных лет)

Эпиграф: «Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией» (Джордж Гордон Байрон)

(Слайды 1, 2)

Целеполагание

Учитель:

- Определите, пожалуйста, цели классного часа (углублять знания о Великой Отечественной войне, воспитывать чувство патриотизма и уважение к героическому прошлому страны, развивать творческие навыки).

- Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку? (написание письма всегда связано со стремлением человека к гармоничному общению с собеседниками, находящимися далеко).

Ill. Первая часть (подготовительная) - беседа

Учитель:

- Написание письма – трудная работа, требующая специальных умений и навыков. Кроме этого, необходимо знать значения многих слов, без которых грамотный, интеллигентный человек не представляет себе общение с помощью писем.

Задание: Дайте определение словам «адресат», «адресант», «эпистолярный», «композиция».

Адресат - тот, кому адресовано почтовое отправление (письмо, телеграмма, посылка и т.п.).

Адресант - тот, кто адресует кому-либо почтовое отправление (письмо, телеграмму, посылку и т.п.).

Эпистолярный - 1. Лит. Написанный в форме писем (о литературном произведении).

2. Относящийся к чьей-либо частной переписке.

Композиция - строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства.

(Слайды 3, 4)

Учитель:

- Дома вы читали письма, написанные незнакомыми вам людьми, сегодня пожелтевшие странички стали историческим документом, а авторов, наверное, уже нет в живых. Однако память о них сохранилась.

(Приложение 1)

Беседа:

1) К какому периоду истории нашей страны относится время написания писем?

2) Кто их адресаты и адресанты?

3) Какие композиционные части мы можем выделить в письмах?

4) Чем содержательно наполнены письма?

5) Какие обращения и этикетные междометия используют авторы?

6) Можно ли с помощью этих писем подтвердить слова Д.Г. Байрона, ставшие эпиграфом к нашему классному часу?

(Слайд 5)

IV. Индивидуальные задания

Учитель:

- Письма, которые мы читали, - экспонаты музея «Защитники Дороги жизни», посвящённого зенитчикам Ладожского дивизионного района ПВО (ЛДР ПВО). Мы к ним ещё вернёмся. А сейчас ребята познакомят нас с историей создания музея.

Два ученика выступают с подготовленными дома докладами.

(Приложение 2)

(Слайды 6-8)

V. Вторая часть - литературно-музыкальная композиция «Мне письмо рассказало…»

Учитель:

- Письма для защитников Дороги жизни и тех, кто ждал их дома, были единственной возможностью ощутить тепло, любовь и заботу близкого человека. Во второй части классного часа вы увидите литературно-музыкальную композицию «Мне письмо рассказало…», в основе её – письма из музея. (Слайды 9-19)

Вступление, создающее эмоциональное настроение и задающее тон всей композиции, - слайд-шоу, музыкальное сопровождение которого – песня «Память» (музыка Г.Мовсесяна, слова Р.Рождественского, исполняет И.Кобзон). (Слайд 9)

Основная часть

Когда песня заканчивается, на сцену выходят исполнители, они держат в руках экспонаты музея: каску, планшет, зажигательную бомбу, письма. Перед началом диалога они размещают всё на заранее поставленном столе, в руках остаются треугольники писем солдат и гвоздики.

Далее звучит диалог, на заднем плане – слайды 10-18.

1-ый: Война.

2-ой: Смерть.

1-ый: Победа.

2-ой: История.

1-ый: За каждым из этих слов стоят миллионы реальных людей, их боль, горе, ожидание, счастье.

2-ой, показывая на установленные предметы: Это – экспонаты музея школы №60 «Защитники «Дороги Жизни»». Когда я держу в руках эти вещи, представляется, что я сама – участник войны. Ведь только кажется, что Великая Отечественная была давно. Нет. Она здесь. Пока мы помним, живы её герои.

Следующая часть композицииразговор о письмах, исполнители как будто перебирают их, открывая что-то новое, торопятся поделиться с собеседником. (Слайды 6-10)

1-ый: Меня потрясли военные письма – треугольники. В них ведь хранится не только память о тех страшных годах, но и чувства участников военных событий. А каким языком они написаны! Вот письма, которые отправлял своей матери, Анастасии Болотниковой, её сын Юрий:

«Декабрь 1943г. Здравствуй, дорогая моя мамочка! ... Живу я сравнительно хорошо, одет тоже, питание по курсантскому пайку».

А вот в августе 1944 г. он пишет, что служит со своим земляком, Корешковым Михаилом:

«Его мать Анна Михайловна живёт на ул. Дзержинского, д.32, кв. 146, вот познакомься с ней, поговори. Вам, наверное, будет легче думать вдвоём о том, что где-то мы вдвоём – самые лучшие товарищи – думаем о вас».

В каждом слове – нежность, забота, желание приободрить, а ведь письмо – с фронта.

2-ой: А вот последнее письмо Юрия – 20 апреля 1945г.:

«…Я ранен и теперь нахожусь в санитарном поезде для отправки в глубокий тыл… Месяца через три опять вернусь в строй».

Он же не знал, что через три недели война закончится!

1-ый: У нас также есть письма из тыла, отправленные Илье Талалу. Как много в них надежды на скорую мирную жизнь!

Июль 1944 г.: « Сегодня у нас совсем праздничная обстановка, завтра Лелин День ангела, а так как сегодня у всех выходной, она напекла пирогов с ягодами, приготовила, что выпить и закусить. Все мы помогаем ей в этом деле. Больше новостей никаких нет, работаем и радуемся блестящим успехам на фронтах нашей прославленной Красной Армии. Желаем Вам всего доброго».

И вновь – желание поддержать, успокоить, порадовать.

2-ой: На меня произвела впечатление переписка Петра Кузьмина и его дочери Наташи:

Май 1943 г.: «Здравствуй, дорогая Наташенька! Посылаю тебе « Сказку о царе Салтане». Попроси маму, чтобы она тебе эту сказку прочитала и показывала прочитанное на картинках. Маме передай, что я по ней скучаю очень-очень. Пишу ей часто. Пусть обо мне не скучает, и ты не забывай своего папку – он тебя очень любит. Если мама ленится писать мне письма – напоминай мне почаще. Крепко целую мою маленькую муху-цокотуху – козочку – курочку – голубку. Поцелуй маму крепко-крепко. Папа».

Столько любви и ласки! А кругом смерть и кровь…

1-ый: Смотри-ка, а дочь отвечает папе:

«Папа, очень крепко люблю. Спасибо тебе за игрушки».

Бесконечная, острая, вечная, глубокая любовь к ближнему не позволила русскому человеку сломаться.

2-ой: Так и хочется перефразировать И.С. Тургенева:

«Нельзя верить, чтобы умение так сильно любить не было дано великому народу, народу-победителю!»

Заключительная часть

На фоне слайд-шоу (слайд 19) исполнители поют a cappella песню «Майский вальс» (музыка: И.Лученок, слова: М.Ясень). Во второй части слайд-шоу голоса исполнителей соединяются с музыкой. Исполнители уходят со сцены, положив к экспонатам музея цветы. (Приложение 3)

VI. Рефлексия

Учитель:

- Я думаю, композиция никого не оставила равнодушным. Мы ощутили любовь и тепло авторов писем и тех, кому они адресованы. Мы убедились, что эпистолярное общение было необходимым, поддерживающим в трудный период. Для героев нашего классного часа весточка из дома и долгожданный фронтовой треугольник были жизненно важными. Увиденное и услышанное сегодня, наверное, немного изменило ваше мировосприятие.

- Предлагаю, ребята, вам на выбор выполнить задания:

1) написать эссе «Мне письмо рассказало…»;

2) написать сочинение «Письмо неизвестному солдату»;

3) выполнить творческую работу (под влиянием полученных впечатлений создать стихотворение, рисунок).

(Слайд 20)

Благодарю за работу. «Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией» (Джордж Гордон Байрон)

(Слайд 21)

 

Приложение 1

Письма, хранящиеся в музее «Защитники «Дороги жизни»

ГБОУ школы № 60 Выборгского района

(при подготовке к классному часу ребята не знают, где хранятся письма)


 

Болотовой Анастасии Ивановне от сына, Болотова Юрия.

11.12.1943 г.

Здравствуй, дорогая моя мамочка!

Сегодня получил от тебя двойное письмо, в котором ты пишешь, что узнала наконец точный адрес. Действительно, хорошие люди у нас работают на почте. Это письмо третье, которое я получил. Живу я сравнительно хорошо, одет тоже, питание по курсантскому пайку. Скоро должен ехать на запад, к тебе поближе. Ожидаем со дня на день. Адрес мой сейчас опять другой, но это ничего, пишите письма, отвечать буду регулярно.

22.08.1944 г.

Здравствуй, мама!

Сегодня получил от тебя письмо от 14 августа, ты пишешь, что хочешь как-нибудь приехать ко мне. Это замечательно! Ведь 13 августа исполнилось 3 года, как я уехал от тебя, а сейчас идёт четвёртый год. Но, мамочка, хотя это и горько для нас обоих, но сказать, долго или мало я буду находиться на одном месте, сказать никак невозможно. Я служу в такой части, которая каждую минуту готова бою. Вот и живём только сейчас, сегодня, а что будет через час, уже предполагать нельзя: всё зависит от положения на фронтах. А ещё ведь поездка потребует больших материальных затрат: сейчас всё такое дорогое! Я понимаю: что значат деньги, когда хочется увидеться, но увидеться шансов мало! Мамочка, ты, наверное, подумаешь: «Вот сын так сын, 3 года не видел родной матери и не хочет увидеться». Мне очень горько, хочется увидеться и жалко тебя, если проделаешь такую большую дорогу зря, уж лучше потерпи немножко, когда-нибудь кончится эта беспокойная жизнь, и мы обязательно увидимся, а сейчас я всё-таки постараюсь сфотографироваться и послать тебе фотокарточку. Служу я с очень хорошим товарищем-земляком Корешковым Михаилом. Его мать Анна Михайловна живёт на ул. Дзержинского, д.32, кв. 146, вот познакомься с ней, поговори. Вам, наверное, будет легче думать вдвоём о том, что где-то мы вдвоём – самые лучшие товарищи – думаем о вас. Вот такие мысли возникли сразу, как получил твоё письмо.

Прости меня, ведь мы можем и не увидеться, но это ерунда. Пока до свидания. Целую тебя крепко-крепко.


 

26.03.1945 г.

Здравствуй, моя дорогая мама!

В этом году свой День рождения придётся встречать не в полнее благоприятной обстановке – в госпитале. 20 марта я ранен и теперь нахожусь в санитарном поезде для отправки в глубокий тыл. Ранение – ерунда, месяца через 3 опять

вернусь в строй. Состояние здоровья хорошее. Мама, за меня не беспокойся, я тебя не обманываю, страшного, по-моему, ничего нет. Ну а то, что больно, так это можно потерпеть. Пока всё, передай привет всем родным.

Ваш Юра.


 

20.04.1945 г.

Здравствуй, моя дорогая мама!

Вот на какой длительный период у нас с тобой прервалась переписка. На всякий случай сообщу тебе, что уже месяц, как я ранен и лежу в госпитале и понемножку поправляюсь, но лежать ещё мне долгою. Поздравляю с праздником 1 Мая и желаю хорошо его встретить. Пока до свидания.

Целую, Юра.


 

Кузьмин Пётр Арсентьевич – дочери Наташе.

21.05.1943 г.

Здравствуй, дорогая Наташенька!

Посылаю тебе «Сказку о царе Салтане». Попроси маму, чтобы она тебе эту сказку прочитала и показывала прочитанное на картинках. Маме передай, что я по ней скучаю очень-очень. Пишу ей часто. Пусть обо мне не скучает, и ты не забывай своего папку – он тебя очень любит. Если мама ленится писать мне письма – напоминай мне почаще. Крепко целую мою маленькую муху-цокотуху – козочку – курочку – голубку. Поцелуй маму крепко-крепко.

Папа.


 

Талал Илья Исаевич – жене Зинаиде.

01.10.1943 г.

Здравствуй, родная моя Зинушка!

Только что получил письмо от Анны. Она шлёт тебе горячий привет и собирается написать. Это значит, что месяца через 2 напишет обязательно. Живут они с Женюшкой в шахтёрском городке, и Женька уже провела шахтёрский субботник на шахте – опускалась в забой, грузила уголь (представь себе!). Живут, по письму Анны, неплохо. Она единственный специалист-психиатр и всё время в командировках. У меня, Зинушка, всё по-старому, работаю, много учусь. В кино не бываю, даже когда его привозят к нам. Зато будучи несколько дней в нашем родном городе, побывал в театрах и кино. Посмотрел чудесный фильм « Два бойца». Зинушка, пиши чаще, милая моя. Поцелуй крепко Натуську, Лелю, Шуру. Привет Николаю Сергеевичу и ребятам. Крепко целую.

Твой Илья.


 

Петрунин Николай Сергеевич – Талалу Илье Исаевичу.

22.04.1944 г.

Многоуважаемый Илья Исаевич!

Спешу сообщить Вам, что Зину и Наташу мы проводили вчера. Поехали они со ст. Кашин в 20.30., а в данный момент они уже в Москве. Там их будут встречать и помогут сделать пересадку, не позже утра 25-ого они должны быть на месте назначения. Посадили в поезд их очень удачно, а поэтому мы спокойны за их благополучие и удобство в дороге. У нас в семье сейчас образовалась такая пустота, какая

не всегда бывает после проводов самых близких и родных людей. Да и не могло быть иначе. Чистосердечно признаюсь, что Зина за всё время пребывания в нашей семье была её душой, а Наташа – лучшим украшением. Прошу Вас быть спокойным за свою семью и не забывать о нас. Все наши: Шура, Леля, Нина и Ника шлют Вам горячие приветствия и лучшие пожелания. Будьте здоровы и благополучны. Желаем успехов в службе. Пишите нам.


 

23.07.1944 г.

Дорогие Зина и Илья!

Вчера Леля познакомила меня с вашим письмом. Спасибо за память, а особенно за фотокарточку, которую мы будем хранить всегда. Сообщаю вам, что у нас в семье всё благополучно, все здоровы, продолжают работать. Дети замечательно загорели. Таня с Надей быстро поправляются и уже выглядят так же, как Ника. Сегодня у нас совсем праздничная обстановка, завтра Лелин День ангела, а так как сегодня у всех выходной, она напекла пирогов с ягодами, приготовила, что выпить и закусить. Все мы помогаем ей в этом деле. Больше новостей никаких нет, работаем и радуемся блестящим успехам на фронтах нашей прославленной Красной Армии. Желаем Вам всего доброго. Надеемся в скором времени увидеться с Зиной, она сможет живо ознакомить нас с жизнью на родной Смоленщине и у вас в прифронтовой полосе (простите, если я последнее определил неправильно). Николай.

Приложение 2

О музее ГБОУ СОШ № 60 (модель доклада)

Музей, открытый в ГБОУ СОШ № 60 9 мая 1985 года, посвящен зенитчикам Ладожского дивизионного района противоздушной обороны (ЛДР ПВО). Ветераны ЛДР ПВО передали музею немало интересных и ценных материалов. Музейные фонды насчитывают около 1000 предметов. Наиболее интересные экспонаты музея - портрет и мемориальные вещи генерала С. Е. Прохорова, главнокомандующего войсками ЛДР и ПВО, рисунки заслуженного художника РСФСР В. Г. Борисковича, сделанные в блокадном городе, личные вещи ветеранов и, конечно, письма. Именно те, что через 70 лет мы прочитали. Музейная экспозиция рассказывает об этапах обороны Ленинграда в годы блокады, о работе «Дороги жизни», о ее защитниках – зенитчиках, офицерах и бойцах артиллерийских дивизионов.


 

Из истории Дороги жизни (модель доклада)

Шёл ноябрь сорок первого года. Второй по значению город СССР Ленинград уже более двух месяцев находился в кольце блокады. Нормы выдачи продовольствия снизились ниже физиологического минимума: с 20 ноября он составил лишь 125 граммов. Ситуацию усугубило ещё и то обстоятельство, что с 5 ноября покрылась льдом поверхность Ладожского озера, по которому в первые два месяца блокады суда доставляли в Ленинград продовольствие и вывозили эвакуируемых. Естественно, встал вопрос о том, как организовать дальнейшее снабжение города, и самым адекватным ответом на него было бы решение о начале перевозок автомобильным транспортом. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок. Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20−25 км от занятого противником берега. На протяжении всего периода существования Дороги жизни, вплоть до 18 января 1943 года Ладожский дивизионный район ПВО, зенитчикам которого посвящен наш музей, совместно с истребителями успешно выполнил задачу по прикрытию от воздушных налетов противника Дороги жизни.

Приложение 3

Майский вальс

Музыка: И. Лученок, слова: М. Ясень

Весна сорок пятого года…
Как ждал тебя синий Дунай!
Народам Европы свободу
Принёс жаркий солнечный май!
На площади Вены спасённой
Собрался народ стар и млад.
На старой, израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат.

Помнит Вена,
Помнят Апьпы и Дунай
Тот цветущий и поющий
Яркий май.
Вихри венцев в русском вальсе,
Сквозь года
Помнит сердце,
Не забудет никогда!

Легко, вдохновенно и смело
Солдатский вальс этот звучал,
И Вена кружилась и пела,
Как будто сам Штраус играл.
А парень с улыбкой счастливой
Гармонь свою к сердцу прижал,
Как будто он волжские
Видел разливы,
Как будто Россию обнял.

Помнит Вена,
Помнят Апьпы и Дунай
Тот цветущий и поющий
Яркий май.
Вихри венцев в русском вальсе,
Сквозь года
Помнит сердце,
Не забудет никогда!

Над Веной седой и прекрасной
Плыл вальс, полон грёз и огня.
Звучал он то нежно, то страстно,
И всех опьяняла весна.
Весна сорок пятого года…
Так долго Дунай тебя ждал!
Вальс русский на площади
Вены свободной


 

Солдат на гармони играл.

Помнит Вена,
Помнят Апьпы и Дунай
Тот цветущий и поющий
Яркий май.
Вихри венцев в русском вальсе,
Сквозь года
Помнит сердце,
Не забудет никогда!

Помнит Вена,
Помнят Апьпы и Дунай
Тот цветущий и поющий
Яркий май.
Вихри венцев в русском вальсе,
Сквозь года
Помнит сердце,
Не забудет никогда!


Литература

1. Рождественский Р.И. Собрание сочинений. М., 1985.

2. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко. Минск — Москва, «Полифакт», 1995.

3. Богданов П.Л. «На дороге жизни» - Лениздат, 1975

4. Буров А.В. «Блокада день за днем» - Лениздат, 1979

5. Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Л., ЛГУ, 1970.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.karaoke.ru/song/6128.htm

2. http://muzofon.com/search/

3. http://waralbum.ru/

4. http://060.shko.la/nasa-skola/muzej-skoly

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/b1460476529.zip (Презентация к классному часу "Письмо мне рассказало")

Комментарии
Комментариев пока нет.