12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана76
Россия, Алтай респ., Иогач
5

Мастер- класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»



Мастер- класс

«Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи:

дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации уроков, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам в работе по развитию памяти и связной речи детей.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика работы по мнемотаблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей, педагогов методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

Мастер - класс

Как же мы, родители или учителя, можем помочь детям быстрее и легче запомнить нужную информацию? Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания. Сегодня я расскажу об одном из них- мнемотехнике.
Мнемотехника (от греч. mnemonikos — искусство запоминания) — система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем запоминаемого материала.


Но сначала предлагаю провести небольшой тест на определение уровня вашей памяти. Вам необходимо запомнить как можно больше слов из списка.


Через минуту выключаю слайд и прошу записать запомнившиеся Вам слова вместе с номерами. Порядковый номер должен соответствовать слову из списка.


1. предприниматель

2. полушубок

3. экономика
4. пирожное

5. каша
6. любовь
7. вишня

8. совесть
9. социализм

10. логика

11. масло

12. бумага

13. словарь

14. нейрон

15. глина

16. глагол

17. прорыв

18. дезертир

19. свеча

20. ножницы


Для подсчета оценки своей памяти Вам необходимо умножить на 5 число полностью правильных ответов. После этого Вы получите процент, а вместе с ним и оценку своей памяти.

Остались ли вы, довольны итогами проверки?

Думаю, что для многих родителей будет интересно и полезно.

Память – это главный инструмент нашего разума и для того, чтобы она нас не подводила её нужно постоянно тренировать. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество. Сегодня я расскажу о секрете мнемотехники.

Он очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Приведу несколько мнемонических фраз. Фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания названия цветов радуги.

Тот же принцип лежит в использовании фразы «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» - мнемоническая фраза для запоминания падежей в русском языке. Мнемотехника может использоваться в различных образовательных областях. В географии – фраза «Как пенал Непал среди гор упал» - для запоминания географического положения страны Непал. «Пифагоровы штаны на все стороны равны» в геометрии – для запоминания математических терминов.

Ещё К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их освоит налету».

При использовании данной техники создаются мнемотаблицы, которые особенно эффективны при разучивании стихотворений, пересказов.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение, рассказ зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

А теперь, я хочу вам показать, как можно с детьми выучить стихотворение, используя мнемотаблицу. Сегодня мы с вами будем учить стихотворение «Солнце»:

Вышло солнце в небеса
И глядит во все глаза.
Здравствуй, солнце золотое!
Хорошо гулять с тобою.


рассматриваем мнемотаблицу, с определением того, что обозначает каждая картинка;

2)А теперь читаем стихотворение


Кроме мнемотаблиц, мы к любому слову можем подобрать графическую ассоциацию, например, чтобы запомнить словарное слово КАССЕТА, нарисуем кассету с буквами вместо отверстий.


А чтобы запомнить название страны и столицу, например, столицу страны Греция – Афины. Слово Греция преобразуем в грецкий орех, а к слову Афины подойдет созвучное слово дельфины. И представляем вот такую картинку. Грецкий орех мысленно разламываем на две половинки , а вместо орешка, там дельфины.


А сейчас предлагаю вернуться к заданию, которое вам было предложено в начале, и используя этот метод, нужно запомнить слова, например: Предприниматель в полушубке экономит на ... А дальше пробуйте сами, на запоминание у вас снова 1 минута.



Таким образом, мнемотехника способствует продуктивности запоминания, появлению у детей желания придумывать интересные истории, пересказывать тексты. Игровая форма подачи информации снижает эмоциональную напряженность и вселяет в детей уверенность в успехе; словарный запас выходит на более высокий уровень.

Кин Хаббард говорил: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».


Желаю вам и вашим детям хорошей памяти! Спасибо за работу.


3


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.