Классный час «Права и обязанности гражданина России»

13
8
Материал опубликован 9 January 2019
КЛАССНЫЙ  ЧАС "ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ  ГРАЖДАНИНА РОССИИ"
 
Цели: 
Образовательные: 
- познакомить учащихся с понятием «гражданин»; дать представление о правах гражданина в нашей стране.
Коррекционные – развивающие:  
- корригировать и развивать аналитико-синтетические связи при выполнении заданий различного характера.
Воспитательные: 
- воспитывать чувство ответственности, долга, любви к Родине.
 
 
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. 
    Вы знаете, что Россия – самая большая в мире страна. В России много самого-самого… В России более тысячи городов, есть города - миллионники. Это - Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Есть большие реки. Это – Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Есть самое глубокое озеро - Байкал. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Наш сегодняшний разговор будет связан с Россией.
     Вы знаете, что родителей не выбирают, как не выбирают и Родину. Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом?
     Упражнение на ассоциацию.
    Назовите ассоциации, которые у вас возникают на каждую букву из слова «Россия».
Р - родина, родная, русская, решительная
О - особенная, одна, огромная
С - славная, сильная
С - смелая, свободная
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая, я
 
     Но на страницу документа попала вода и смыла название нашего классного часа. Вы – эксперты по расшифровке и сможете  восстановить строку.
    Попробуйте расшифровать тему нашего классного часа. 
                      П**ВА      И       *Б*З*Н**СТ*       Г*А**А**НА     Р*С*** .   
    Подсказка: вставьте буквы по порядку вместо звёздочек
Р А О Я А Н О И Р Ж Д Н И О С И И
 
2. Сообщение темы и задач классного часа.
- Итак, сегодня наше занятие посвящено правам и обязанностям человека в России. 
- Кто из вас знает, что такое право?
- Зачем нам, людям, живущим в XXI веке, знать свои права?
- Каждый ли человек может воспользоваться правами, которые дает ему государство?
- На эти вопросы и многие другие мы с вами получим ответ в течение нашего этого часа. 
 
3. Новый материал.
- Ребята, с рождения вы являетесь гражданами России. Как только вы родились, забота о вас стала делом, долгом, обязанностью не только ваших родителей, но и государства, потому что вы являетесь гражданами России.
   У вас есть права, которыми вы можете пользоваться, и государство обеспечит и защитит  ваши права.
   Но, пользуясь правами, рассчитывая на помощь и заботу государства, необходимо знать и соблюдать законы, которые определяют порядок жизни в обществе, выполнять те требования, которые государство предъявляет к каждому человеку. 
  
А) Работа с понятием «гражданин».
- Вы – юные граждане России. 
- Кто же такой гражданин?
    Гражданин России – это свободный человек, желающий и умеющий отвечать за свои поступки, ощущающий себя частью народа своей страны, объединенный с ним общей судьбой, прошлым, настоящим и будущим.
    Истинному гражданину России не безразлично, что происходит в его стране и какова роль России в мире.
   Для настоящего гражданина характерны законопослушание и общественная активность. Он пользуется всеми предоставленными ему государством правами.
 
Б) Работа с понятием «Право»
- А что же такое право? 
- Право – это система принципов и общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством.
 - Самым главным документом, где записаны все права гражданина, является Конституция Российской Федерации.  
- Права, как и социальные нормы, регулируют поведение людей в обществе. Особенно тесная связь наблюдается между нормами морали и правами.
- А как вы думаете почему? (ответы детей)
- Главное же в том, что право очерчивает границы общественно необходимой свободы человеческой личности. Тем самым лишаются законных оснований любые вторжения в круг частной жизни. Но и каждый человек связывается обязательством не выходить за  пределы, очерченные ему правом, чтобы не урезать сферу чужой свободы.
 
4. Практическая работа
1. Викторина «Права в сказках»
1. Подумайте, кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).
4. В какой сказке было нарушено право неприкосновенности жилья? («Теремок», «Заячья избушка»)
5. В какой сказке отстаивается право свободного выбора супруга или супруги? («Бременские музыканты»).
 
2. Задание «Угадай права»
   Вписать права персонажей «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина в пустые строки.
1. Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее и связанной в лесу. Царица посягнула на ________________________________________.
 
2. Брак царевича Елисея и царевны был заключен при _______________.
 
3. Пес Соколко. Не пуская старуху в дом, охранял право на ___________.
 
3. Разбор жизненных ситуаций.
 - Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и определим, какие из описанных действий являются правоотношениями и кто был участником этих правоотношений.
- Торопясь в школу, вы хотите перейти дорогу на красный сигнал светофора. Стоящий рядом человек удерживает вас от этого поступка.
-  Вы едете в автобусе, предъявив кондуктору проездной билет.
- Придя в школу, вы поздоровались с дежурным учителем, пообщались с одноклассниками.
- Со звонком на урок, вы заняли своё место в классе, встав для приветствия перед вошедшим в класс учителем.
- Утром вас будит мама: «Вставай, дочка, а то опоздаешь в школу».
 
5. Знакомство и обсуждение Конвенции о правах ребенка.
- Итак, у каждого из вас как у гражданина нашей страны есть права. 
- А где эти права записаны?
- Эти права записаны в Конвенции Прав ребенка. Наша страна в 1990 году приняла Конвенцию и соблюдает права детей наряду с правами взрослых граждан.
- Какие права имеет ребенок в нашей стране?
- Каждый ребенок имеет право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право на жилище, право на получение бесплатной медицинской помощи, право на мелкие бытовые сделки, право выражать свое мнение в суде, право на изменение имени и фамилии, право на наследство, право на распоряжение своими доходами по достижении 14 лет и т.д. 
 
Беседа.
1. Кто в соответствии с Конвенцией является ребенком?______________
2. Какие права ребенка вы считаете базисными, основными?____________
3. Статья 13 Конвенции содержит следующее: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение…». Не нарушены ли права других членов общества? Свою позицию объясните.____________________________
 
Дополните статьи Конвенции:
Статья 7.
 «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на______________ и на приобретение _______________, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу».
 
Статья 20.
 «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые__________________ (кем?)».
 
Статья 32.     «Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической___________________ и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья…».
 
6. Обязанности гражданина.
- Прав достаточно много. Но нельзя забывать, чтобы какие бы права ни давало вам государство, оно будет требовать и выполнения обязанностей. 
Работа в группах. 
   Группам  выдаются листы бумаги, где перечислены обязанности.
   Задача: отметить те обязанности, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции РФ.
   На листах напечатано:
Обязанности: 
соблюдать законы; 
платить налоги; 
состоять в рядах какой-либо партии; 
быть членом профсоюзной организации; 
работать на предприятии; 
защищать Отечество;  
охранять природу и окружающую среду; 
бережно относиться к памятникам истории и культуры; 
учиться, получать образование.
 
Правильный ответ:
  Соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятниками истории и культуры.
 
7. Подведение итогов.
  Родина - это очень много. Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины».
 
8. Рефлексия «Закончи предложение»
Сегодня я понял(а) … 
Я похвалил(а) бы себя…
Особенно мне понравилось… 
После классного часа мне захотелось… 
Я мечтаю о … 
Было трудно… 
Теперь я могу…
Меня удивило… 
Комментарии

Спасибо, Юлия Васильевна, за актуальную разработку классного часа! Всё чётко и по делу!

4 April 2022

Спасибо большое, Елена Владимировна, за добрые слова!

4 April 2022

Юлия Владимировна, Благодарю за разработку классного часа. Доступно, интересно, познавательно!

17 October 2022

Спасибо за Ваше внимание, Елена Юрьевна!

17 October 2022

Юлия Владимировна, спасибо, пополню копилку!

17 October 2022

Ирина Владимировна, рада помочь)

17 October 2022

Благодарю за полезный ресурс!

17 October 2022

Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!

17 October 2022