КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ"
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием «гражданин»; дать представление о правах гражданина в нашей стране.
Коррекционные – развивающие:
- корригировать и развивать аналитико-синтетические связи при выполнении заданий различного характера.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, долга, любви к Родине.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Вы знаете, что Россия – самая большая в мире страна. В России много самого-самого… В России более тысячи городов, есть города - миллионники. Это - Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Есть большие реки. Это – Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Есть самое глубокое озеро - Байкал. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Наш сегодняшний разговор будет связан с Россией.
Вы знаете, что родителей не выбирают, как не выбирают и Родину. Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом?
Упражнение на ассоциацию.
Назовите ассоциации, которые у вас возникают на каждую букву из слова «Россия».
Р - родина, родная, русская, решительная
О - особенная, одна, огромная
С - славная, сильная
С - смелая, свободная
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая, я
Но на страницу документа попала вода и смыла название нашего классного часа. Вы – эксперты по расшифровке и сможете восстановить строку.
Попробуйте расшифровать тему нашего классного часа.
П**ВА И *Б*З*Н**СТ* Г*А**А**НА Р*С*** .
Подсказка: вставьте буквы по порядку вместо звёздочек
Р А О Я А Н О И Р Ж Д Н И О С И И
2. Сообщение темы и задач классного часа.
- Итак, сегодня наше занятие посвящено правам и обязанностям человека в России.
- Кто из вас знает, что такое право?
- Зачем нам, людям, живущим в XXI веке, знать свои права?
- Каждый ли человек может воспользоваться правами, которые дает ему государство?
- На эти вопросы и многие другие мы с вами получим ответ в течение нашего этого часа.
3. Новый материал.
- Ребята, с рождения вы являетесь гражданами России. Как только вы родились, забота о вас стала делом, долгом, обязанностью не только ваших родителей, но и государства, потому что вы являетесь гражданами России.
У вас есть права, которыми вы можете пользоваться, и государство обеспечит и защитит ваши права.
Но, пользуясь правами, рассчитывая на помощь и заботу государства, необходимо знать и соблюдать законы, которые определяют порядок жизни в обществе, выполнять те требования, которые государство предъявляет к каждому человеку.
А) Работа с понятием «гражданин».
- Вы – юные граждане России.
- Кто же такой гражданин?
Гражданин России – это свободный человек, желающий и умеющий отвечать за свои поступки, ощущающий себя частью народа своей страны, объединенный с ним общей судьбой, прошлым, настоящим и будущим.
Истинному гражданину России не безразлично, что происходит в его стране и какова роль России в мире.
Для настоящего гражданина характерны законопослушание и общественная активность. Он пользуется всеми предоставленными ему государством правами.
Б) Работа с понятием «Право»
- А что же такое право?
- Право – это система принципов и общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством.
- Самым главным документом, где записаны все права гражданина, является Конституция Российской Федерации.
- Права, как и социальные нормы, регулируют поведение людей в обществе. Особенно тесная связь наблюдается между нормами морали и правами.
- А как вы думаете почему? (ответы детей)
- Главное же в том, что право очерчивает границы общественно необходимой свободы человеческой личности. Тем самым лишаются законных оснований любые вторжения в круг частной жизни. Но и каждый человек связывается обязательством не выходить за пределы, очерченные ему правом, чтобы не урезать сферу чужой свободы.
4. Практическая работа
1. Викторина «Права в сказках»
1. Подумайте, кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).
4. В какой сказке было нарушено право неприкосновенности жилья? («Теремок», «Заячья избушка»)
5. В какой сказке отстаивается право свободного выбора супруга или супруги? («Бременские музыканты»).
2. Задание «Угадай права»
Вписать права персонажей «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина в пустые строки.
1. Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее и связанной в лесу. Царица посягнула на ________________________________________.
2. Брак царевича Елисея и царевны был заключен при _______________.
3. Пес Соколко. Не пуская старуху в дом, охранял право на ___________.
3. Разбор жизненных ситуаций.
- Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и определим, какие из описанных действий являются правоотношениями и кто был участником этих правоотношений.
- Торопясь в школу, вы хотите перейти дорогу на красный сигнал светофора. Стоящий рядом человек удерживает вас от этого поступка.
- Вы едете в автобусе, предъявив кондуктору проездной билет.
- Придя в школу, вы поздоровались с дежурным учителем, пообщались с одноклассниками.
- Со звонком на урок, вы заняли своё место в классе, встав для приветствия перед вошедшим в класс учителем.
- Утром вас будит мама: «Вставай, дочка, а то опоздаешь в школу».
5. Знакомство и обсуждение Конвенции о правах ребенка.
- Итак, у каждого из вас как у гражданина нашей страны есть права.
- А где эти права записаны?
- Эти права записаны в Конвенции Прав ребенка. Наша страна в 1990 году приняла Конвенцию и соблюдает права детей наряду с правами взрослых граждан.
- Какие права имеет ребенок в нашей стране?
- Каждый ребенок имеет право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право на жилище, право на получение бесплатной медицинской помощи, право на мелкие бытовые сделки, право выражать свое мнение в суде, право на изменение имени и фамилии, право на наследство, право на распоряжение своими доходами по достижении 14 лет и т.д.
Беседа.
1. Кто в соответствии с Конвенцией является ребенком?______________
2. Какие права ребенка вы считаете базисными, основными?____________
3. Статья 13 Конвенции содержит следующее: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение…». Не нарушены ли права других членов общества? Свою позицию объясните.____________________________
Дополните статьи Конвенции:
Статья 7.
«Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на______________ и на приобретение _______________, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу».
Статья 20.
«Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые__________________ (кем?)».
Статья 32. «Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической___________________ и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья…».
6. Обязанности гражданина.
- Прав достаточно много. Но нельзя забывать, чтобы какие бы права ни давало вам государство, оно будет требовать и выполнения обязанностей.
Работа в группах.
Группам выдаются листы бумаги, где перечислены обязанности.
Задача: отметить те обязанности, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции РФ.
На листах напечатано:
Обязанности:
соблюдать законы;
платить налоги;
состоять в рядах какой-либо партии;
быть членом профсоюзной организации;
работать на предприятии;
защищать Отечество;
охранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к памятникам истории и культуры;
учиться, получать образование.
Правильный ответ:
Соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятниками истории и культуры.
7. Подведение итогов.
Родина - это очень много. Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины».
8. Рефлексия «Закончи предложение»
• Сегодня я понял(а) …
• Я похвалил(а) бы себя…
• Особенно мне понравилось…
• После классного часа мне захотелось…
• Я мечтаю о …
• Было трудно…
• Теперь я могу…
• Меня удивило…
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Елена Юрьевна Адова
Юлия Васильевна Воробьева
Ирина Владимировна Казарцева
Юлия Васильевна Воробьева
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева