Классный час «Права и обязанности ребёнка»
Наш классный час мне хотелось бы начать строками из стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!
О чём пойдёт речь сегодня на классном часе?
Все права и обязанности зап исаны в Конституции РФ. Но есть ещё один документ, который называется Конвенция о правах ребёнка. Что же такое Конвенция?
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Зачем была нужна Конвенция?
Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.
Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.
Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.
Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.
Именно это служило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Чтение стихотворений учащимися.
Статья 1.
Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
2. Право на жизнь.
Статья 6.Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
«Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб я вырос лучшим сыном,
Как мне много нужно дать!»
3. Право на имя
Статья 7.Право на имя
Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства,
а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
«Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки -
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пеленок человек получает ИМЯ!»
4. Право на сохранение своей индивидуальности
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности
Включая имя и семейные связи.
« Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
КТО? – ХОРОШАЯ СЕМЬЯ!»
5. Право на здравоохранение и медицинское обслуживание.
Статья 24-27.Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание.
Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития ребенка.
« Человек на свет не может без помощи родиться,
Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться.
Чтоб ребенка защитить и воспитать
Самых лучших специалистов требуется назначать
6. Право на бесплатное образование. Статья 28-29.
Ребенок имеет право на бесплатное образование
Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития ребенка.
«Заходите в 1 класс, не шагайте мимо
Мы всему научим вас, что необходимо
7. Право на отдых и досуг
Статья 31. Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг
«Бабушка не прыгает, дедушка не скачет.
Это для Конвенции ничего не значит.
Положено ребенку расти, шуметь, играть.
И права этого никто не может отобрать.»
8. Право на защиту
Статья 19. Ребенок имеет право на защиту от физического и
психологического насилия
«Знайте, что бить, обижать и неволить
Ребенка закон никому не позволит.
ДЕТИ – не куклы, любой Карабас
Будет серьёзно наказан у нас!
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
9. Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за
воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.
«Вы, запомните, ребята,
Что ни дед и не сосед,
Только МАМА,
Только ПАПА –
они за вас несут ответ.»
Сценка «Чужой телефон».
Выходят две девочки с портфелями – Ира и Оля.
Ира: Ты не пойдешь на физкультуру?
Оля: Нет, я освобождена. (Ира уходит, Оля начинает рисовать.)
Оля: Ой, мне нужен ластик, а у меня его нет. А возьму –ка я ластик у Иры, ведь ей он сейчас все равно не нужен! ( Оля начинает искать ластик в портфеле, находит сотовый телефон, рассматривает его. Вэто время входит Ира).
Ира: Почему ты открыла мой портфель и играешь моим телефоном?
Оля: А что такого, я же ничего не украла, только взяла посмотреть. Разве нельзя?
- На первый взгляд, казалось бы, обычное дело – всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята?
Высказывания детей.
- Это право называется правом собственности, т.е. каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет право по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
Игра «Разрешается – запрещается»
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
1. Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
6. Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Ребята, а вы любите сказки?
«Золушка».
Кто был главным героем?
Вы любите сказки?
Сказка «Золушка»
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Ответ: неприкосновенность жилища.
Какое еще право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»?
Ответ: право на жизнь.
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Песня «Учат в школе».
Как права ребятам знать, интеллект свой повышать (учат в школе)
И законы уважать, малышей не обижать (учат в школе)
На учёбы есть права и на отдых есть права (учат в школе)
На заботу есть права, на работу есть права (учат в школе)
Свод законов есть большой, вместе мы его с тобой (учим в школе)
Чтоб сумел их применять, сам себя ты защищать (учат в школе)
Чтение стихотворений "Наши права".
В своих правах мы все равны: И взрослые и дети. Все расы, веры, языки – Все люди на планете.
Мальчишки и девчонки, И мы вместе с ними С рождения имеют право на имя.
На любовь имеют право Все ребята на Земле, На заботу и на ласку, Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никто Заходить не может. Ваши вещи и добро Брать не может тоже.
Сохранить своё здоровье – Право есть у нас такое. Заболеть, когда случиться – Каждый вправе полечиться.
Если вдруг захочет кто-то Запретить ходить вам в школу, Знайте сразу – он не прав – Не дано таких им прав.
Никто не может вас пытать, Делать больно, обижать. Вы запомните одно – Бить людей запрещено.
Имею я право нормально питаться, Учиться, лечиться и развлекаться. Расти в своём доме, в полной семье, А не на уличной мёрзнуть скамье.
К ребёнку нельзя относиться небрежно, А только с любовь, заботой и нежно. Ребёнка нельзя как товар продавать, И от учёбы его отрывать.
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
О правах своих послушал И запомни крепко их. Только знай, что очень нужно Уважать права других.
Этих прав лишить не может Вас никто и никогда. Право каждое поможет Быть счастливым вам всегда!
Вы познакомились со своими правами, но есть обязанности.
Сценка «Однажды….»
Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе – Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама.
Мама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка.
Но только должен ты узнать – Права у всех равны.
Работа в группе. Проблемный вопрос
-Правильно ли Серёжа понимает свои права? Дать совет Серёже, как правильно себя вести.
Итоги. Какие же права есть у детей?
А обязанности?
Награждение победителей.
Песня.
Памятка для учащихся.
У меня есть:
Право на имя, отчество и фамилию;
Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
Право на заботу и воспитание;
Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
Право на защиту и воспитание;
Право выражать свое мнение;
Право на уважение человеческого достоинства;
Право на защиту своих прав и законных интересов;
Право на личное имущество, на получения содержания от родителей.