Классный час «Спички- это не игрушки»
Классный час «Спички- это не игрушки».
Березина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Цель: Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Задачи:
выявить возможные причины возникновения пожара;
обобщить и закрепить знания детей о противопожарной безопасности;
выучить правила противопожарной безопасности;
развивать осторожность, внимательность;
воспитывать бережное отношение и правильное обращение со спичками, электроприборами.
Оборудование:
выставка детских рисунков о пожаре;
воздушные шарики
Учитель. Сегодня на классном часе, вы узнаете много нового и важного о предмете с который мы встречаемся в жизни. Этот предмет есть в каждом доме, но многие не знают как правильно с ним обращаться.
Отгадайте, что это?
В маленьком амбаре
Лежит пожар на пожаре. (спички)
Мы поговорим о спичках. Спички окружают нас в быту и без них трудно обойтись. Но вы, ребята, знаете, что спички могут принести как пользу, так и причинить большой вред.
Весь секрет этой палочки в разноцветной головке- коричневой, зеленой, розовой. Не будь этих головок- спичкам ни за что бы не разгореться. Ведь головка каждой спички сделана из горючего вещества. Знаете ли вы какого? (Ответы детей)
В состав покрытия входят бертолетова соль, клей, сера. Но чтобы появился огонь, нужно потереть головкой спички о шершавый бок коробка. Намазка содержит фосфор, сульфат сурьмы, костный клей. Современные спички появились в Швеции.
А кто знает из какого дерева делают спички? (из осины)
Знаете ли вы ребята, что спички бывают разные? Есть спички обыкновенные- ими зажигают, например, конфорку газовой плиты. А есть и необыкновенные. Например, есть большущие сигнальные спички. Их берут с собой путешественники, геологи, альпинисты, которые покоряют горы. Одна светится красным пламенем, другая- синим, третья- зелёным. Их пламя видно издалека. Зажжёт кто-нибудь из путешественников красную спичку, все узнают: «С нашим товарищем, что-то случилось, надо спешить ему на выручку!». Зажжёт зелёную: «Не волнуйся, у меня все в порядке!».
Во время Великой Отечественной Войны у наших бойцов были огромные запальные спички. Ими поджигали бутылки с горючей смесью. Чиркнет боец запальной спичкой по шершавой полоске, что на боку бутылки, и швырнёт в фашистский танк. Бутылка вдребезги, а вспыхнувшая жидкость поджигает вражескую машину.
Спички для охотников и моряков не боятся воды. Попадут спички в хорошие руки- сто добрых дел сделают. А если в плохие? Даже от одной маленькой спички бывает пожар! Помните об этом, ребята!
- Что же делать, если возник пожар? (ответы учащихся)
Что делать при пожаре в квартире.
Когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно. Особенно при пожаре.
Пожарные учат Правило №1: "Главное - не поддаваться панике".
Надо:
Позвонить по номеру - 01.
Вывести из горящей квартиры детей.
Если есть возможность, начать самостоятельно тушить пожар.
Учитель: - Предлагаю поиграть в игру "Тушим огонь". Разбиваемся на команды (по 4-5 человек), у каждой в корзинке по пять синих шариков. Играющие встают в цепочку на расстоянии вытянутой руки и передают друг другу шарик. Нужно передать как можно быстрее все 5 шариков. Кто быстрее - тот и выиграл.
Правило 2. Немедленно покидать горящее помещение.
Часто пожары возникают по вине совсем маленьких детей, которых родители оставляют без присмотра.
(читают стихотворение ученики)
Узнали случайно шалуньи-сестрички,
Куда от них мама спрятала спички.
Однажды сестрички остались одни-
Коробку спичек в комоде нашли…
Огонь по ковру добежал до окошка.
Забрался на штору и прыгнул, как кошка!
На полку, на шкаф на диван, на сундук,
И все запылало, как факел, вокруг.
Сестрички с испугу под койку забрались!
И там от огня чуть дыша притаились,
А пламя все ближе! А пламя вот-вот
Сестриц- озорниц языками лизнет.
Но вдруг кто-то настежь окно распахнул,
Проходит минута, проходит другая…
Лицо от огня закрывая,
Парнишка ребенка в окно протянул,
И снова в огонь торопливо шагнул!
В дыму задыхаясь, мальчонка
Из пламени вынес второго ребенка.
Учитель. За такое спасение людей дают медаль «За отвагу на пожаре!»
В Академии Государственной противопожарной службы МЧС России были награждены дети, которые проявили мужество в экстремальных ситуациях.
«Как рассказали в пресс-службе ГУ МЧС по Кемеровской области, в числе 14 награжденных также был 13-летний Антон Шишкин из Кузбасса. За героизм школьнику вручили медаль МЧС России «За отвагу на пожаре» и оранжевый берет.
Напомним, Антон Шишкин, летом 2017 года, спас из горящего дома грудного ребенка. Подросток вместе с друзьями случайно проходили мимо жилища в момент пожара, подросток первым заметил, что из под крыши идет дым.
Школьник разбили ногами окно. Антон снял с себя майку и завязал ей лицо, после перегнулся через подоконник в дом. Ребята держали его за ноги.
Дым был такой сильный, что даже на секунду он не мог открыть глаза. Надеясь, хоть кого-нибудь найти, вслепую искал руками по полу. Неожиданно, маленькие ручки вцепились в Антона, он тут же дал знак своим друзьям. Когда ребята вытащили Антона, на руках у него был 9-месячный малыш. Так, неожиданно для себя самого, 13-летний кемеровский школьник Антон Шишкин совершил свой первый отважный поступок».
Игра «Неповторимая фраза».
Учитель. Три человека участвуют в игре, должны повторить за учителем три фразы.
Для первого игрока фразы: «Спичку не тронь – в спичках огонь!» (Игрок повторяет).
«Спички – это не игрушки!» (Повторяет).
«А ты сам не шалишь со спичками?» (Играющий обычно говорит: «Не шалю!»).
Вот ты и ошибся!
Для второго игрока фразы: «Девочка забыла выключить утюг» (Повторяет).
«Это могло привести к пожару» (Повторяет).
«Повтори» (Повторяет).
Вот и ошибка. Нужно повторить 2 фразу.
Для третьего игрока фразы:«Мальчики развели во дворе костёр» (Повторяет).
«А я тот костёр затушил» (Повторяет).
«Молодец! Получи приз» (Повторяет).
Учитель. Сейчас поиграем в игру «Это я» и узнаем, внимательно ли вы слушали меня, научились ли правильно вести себя при пожаре. Я буду задавать вопросы, а вы в нужном месте хором будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим!»
- Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днем?
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Учитель. Давайте разгадаем кроссворд на тему: «Пожар в квартире».
Кроссворд «Пожар в квартире». .
| | | | | | | | | | | | | | 1 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 2 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 3 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | 4 | | |
| | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 6 | | | | 7 | | | | 8 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 9 | | | | | | | |
| 10 | | 11 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 12 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 13 | 14 | | | | |
| | | | | 15 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 16 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
Накормишь – живет, напоишь – умрет (Огонь).
Объект, притягивающий вора (Квартира).
4. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня (Дым).
5. В два ряда дома стоят:
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят (Улица).
6. Средство защиты от огня в помещении , в автомобиле (Огнетушитель).
9. Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной –
Нет пути передо мной.
Я и дом, и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья, где же я? (Балкон).
10. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою-
Что это такое? (Полотенце).
12. Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры (Лифт).
13. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит (Нос).
15. В шахту спустится шахтер –
Принесет воды во двор (Ведро).
16. Костяной порог, за ним – красный говорок (Рот).
По вертикали:
1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ (Отравление).
3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Все такие добряки –
Раздают всем огоньки (Спички).
4. Кто приходит, кто уходит -
Все ее за ручку водят (Дверь).
5. То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море (Утюг).
7. Чудо-ящик, в нем – окно
В том окошечке – кино (Телевизор).
8. Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам:
Скажешь здесь, а слышно там (Телефон).
10. Огонь, вышедший из-под контроля человека (Пожар).
11. Деревянная дорога вверх идет отлого, что ни шаг – то овраг (Лестница).
14. Межи деревянные, а поля стеклянные (Окна).
15. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода).
Учитель. Попробуем применить полученные знания на практике.
Каждому учащемуся выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончанием, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
1. Огонь нельзя оставлять | а) по телефону 01. |
2. Если увидишь пламя | б) нельзя прятаться. |
3. Вызывай пожарных | в) без присмотра. |
4. От огня | г) зови на помощь взрослых. |
5. Из горящего помещения | д) дым. |
6. Опасней всего при пожаре | е) надо быстро уйти. |
Закончить классный час мне бы хотелось такими словами : «Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!»